Детонацию в основном определяет равномерность тяги мотора, и вес и точность изготовления тонвала и качество состояния прижимного ролика.
Дополнительно влияет качество состояния пассика, - но в первую очередь при его дефекте плывет скорость.
При изменении скорости при смене положения магнитофона смотреть необходимо состояние мотора и тонвала - а также проверять зазоры между вращающимися деталями и их соседями.
Если мотор находится в крайне изношенном состоянии ( на последнем издыхании ) , то даже степень смазки будет влиять на скорость транспортировки пленки. Для нормального мотора скорость пленки не зависит ни от положения, ни направления движения ее.
Здесь может влиять дополнительно лишь два фактора - проскальзывание пленки под прижимным роликом и завышенное усилие подмотки или вытяжки ( из кассеты) пленки. Имейте в виду, что при этом тонкие лавсановые пленки кассет С90, еще больше - С120, очень легко растягиваются и повторные замеры скорости по ее длине будут давать другие показания.
Проверить качество коллекторного DC мотора легко - достаточно замерить его ток ХХ - если он составляет около 25 мА для 9 В двигателей, и около 50 мА для 6 В двигателей, - и при этом ток не пульсирует, то двигатель хороший. Пульсация тока при любом его значении - показатель негодного уже мотора.
Вынужден еще раз повторить, что практически единственно надежным, достаточно точным и быстрым способом выставления скорости пленки является по стробоскопу( или по цифровому тахометру - сейчас они уже стали легко доступны).
Вот, нашел свой стробоскоп:
Для обычной лампы накаливания на вал 2 мм.
С помощью такого стробоскопа настройка производится в режиме Пауза при Воспроизведении, при снятой кассете - и при исправном ЛМ она не должна меняться при снятии Паузы ( прижиме Прижимного ролика и движении пленки.
Кстати, детонацию тонвала свыше нормы на таком стробоскопе тоже заметна.