Звуковые генераторы, фильтры и другие аналоговые устройства (кроме радиотехники и УНЧ)
Ответить

Re: Схема терменвокса

Вс ноя 25, 2018 21:55:50

М_______К писал(а):Думаю так: наводка будет лезть сразу в оба генератора.


В первый генератор наводка лезет через ёмкостную связь с антенной, во втором антенны нет. А если (допустим) помеха лезет в оба генератора в оба одинаково - произведение двух модулированных сигналов будет также модулированным.

М_______К писал(а): А если наводка влазит дальше (в сам смеситель или в блок управления громкостью

После генератора нет ничего сугубо терменвоксного. Радиоприёмник-супергетеродин со смесителем и питанием от батареек не фонит при приближении руки. Неправдоподобное предположение.

М_______К писал(а):Жаль что инструмент находится от меня на огромном расстоянии

Какие тогда технические проблемы можно решать, не видя схемы?

М_______К писал(а):Вы до этого подробно говорили о том, что научно-технический прогресс в целом меняет музыку. Старое уходит в прошлое.

Да, техника меняет музыку. Изобретение рояля изменило музыку, которую до того писали для клавесина. Без электрогитары ритм-энд-блюз, а потом рок-н-ролл были бы совсем другими. Но: старое уходит в прошлое не под влиянием технического прогресса. Скрипка оказалась удачным инструментом, она существует без изменения сотни лет. Электрогитара - десятки. Ничего принципиально нового к ней за последние полвека не добавилось, настолько она удачна. Клавишный синтезатор ещё моложе, но уже используется во всех музыкальных жанрах, включая классику. Терменвокс так и остался игрушкой. Нет его ни в музыкальных магазинах, ни на сценах. Почти нет, строго говоря, но мало его и страшно далек он от народа.
Так какие еще есть технические проблемы у терменвокса? По художественной ценности терменвокса у нас непреодолимые разногласия, а в борьбе с мультипликативными помехами мы совместными усилиями можем добиться результатов.

Re: Схема терменвокса

Вс ноя 25, 2018 22:13:26

Фон в выходном сигнале присутствует всегда после включения питания, а не только при приближении руки к антенне. Вот в чём дело. Генераторы похожи на те, что в этой схеме. Смеситель другой, на одном полевике.
Вложения
Theremin.gif
(71.34 KiB) Скачиваний: 394

Re: Схема терменвокса

Вс ноя 25, 2018 23:00:16

М_______К писал(а):Фон в выходном сигнале присутствует всегда после включения питания, а не только при приближении руки к антенне.
??? Присутствует всегда, но исчезает при заземлении тушки оператора - стало быть, наводку создаёт не только рука, а вся тушка. Если снять антенну, помеха изменяется?

Re: Схема терменвокса

Вс ноя 25, 2018 23:24:53

Свяжусь с владельцем, всё выясню. Инструмент ведь не у меня. Изначально он работал только от сети через адаптер. Проблем не было. Видимо из-за связи с нулевым проводом питания сети. Потом возникла потребность в автономной работе (чтоб можно было играть где угодно). Всё получилось. Аккумуляторы долго держат. Только наличие фона в выходном сигнале портит общее впечатление от игры. А привязанный "на шнурок" исполнитель (если соединять "массу" инструмента с телом исполнителя) выглядит нелепо. Хотя такой метод не только полностью убирает фон, но в какой-то степени повышает чувствительность терменвокса.

Re: Схема терменвокса

Пн ноя 26, 2018 10:01:39

М_______К писал(а):Свяжусь с владельцем, всё выясню
Решение проблемы откладывается, придётся сменить тему. Мне пришла в голову идея: увеличить частоту в 60 раз - наименьшее общее кратное всех чисел от 1 до 6. (хорошо бы больше, но трудно будет реализовать) Затем делителями получить ряд кратных частот-обертонов и смешивать их в определенных соотношениях, формируя желаемый тембр. Есть такие ВЧ-терменвоксы?

Re: Схема терменвокса

Пн ноя 26, 2018 19:48:36

Схему с похожим принципом видел. Там вроде бы была значительно увеличена разница частот опорного и управляемого генераторов. Поэтому разностная получалась значительно выше, чем обычно. Напрямую использовать такой сигнал было нельзя. Поэтому потом шла его обработка через "гирлянду" делителей и группу переключателей с индивидуальными регуляторами уровня, позволяющих в произвольном порядке и с требуемой величиной подключать к сборной шине выходы этих делителей, добиваясь желаемого тембра. В этой схеме, вроде, генераторы вибрато и тремоло тоже были (сейчас за это не ручаюсь, т.к. прошло уже много времени) Живьем инструмент - нет, не видел. Знаю, что автор делал эти модели на продажу. Сейчас у меня связи с автором этой разработки нет. Не знаю даже как его зовут на самом деле. Ник был vlad кажется (или как-то наподобие).

Re: Схема терменвокса

Пн ноя 26, 2018 21:20:33

И как впечатления? Интересно, как на повышенных частотах меняется чувствительность и линейность инструмента. Частоты обоих генераторов тоже повышены? И как подавлялись высшие гармоники прямоугольных колебаний? Был фильтр, управляемый исходной частотой или как-то иначе? Какой смысл в генераторах вибрато? В терменвоксах оно запросто делается дрожанием руки, так вибрато получается живее, чем от генератора с неизменной частотой.

Re: Схема терменвокса

Пн ноя 26, 2018 22:20:01

Про впечатления особо сказать нечего. Я писал же: инструмент не видел (от слова "совсем"). Видел только схемку. Ядро схемы - это генераторы Королёва, но имеются некоторые изменения и доработки. Мы с автором общались где-то на форуме и в переписке по электронке. Только таким способом и получал информацию об этом инструменте. Мне его идеи по доработке инструмента понравились.
На повышенных частотах чувствительность инструмента увеличивается (т.е. появляется возможность получить более длинный "гриф"). Понять почему так происходит нетрудно. Изменение ёмкости антенны, вносимое исполнителем, на высокой частоте намного больше (чем на низкой) влияет на перестройку частоты управляемого генератора. Это в какой-то степени похоже на управление автомобилем. Если Вы едете на малой скорости и позволите себе повернуть руль на 10 градусов, то ничего страшного не случится. А если разгонитесь под 150 км/ч и так "пошутите" с рулём, то, вероятнее всего, слетите с дороги. Чувствительность рулевого управления в этом случае очень высока.
С увеличением частоты генераторов появляется один неприятный момент - падает стабильность "строя" инструмента. Больше всего это заметно на низких частотах (басовых). Можно, конечно, попробовать создать для генераторов "тепличные" условия. Я это пока не проверял на практике. По идее должно помочь.
Королёв знал про это и частоты своих генераторов не загонял высоко, "крутился" в районе 90 кГц. А чувствительности добивался максимальным снижением собственных ёмкостей генераторов.
Генераторы модуляции ставились по желанию клиентов. Эти эффекты могут быть отключены в любой момент. Королёв с Вами был полностью солидарен - тоже был только за живое, человеческое вибрато.

Re: Схема терменвокса

Пн ноя 26, 2018 23:38:45

Где-нибудь на ютубе тоже нет записи такого инструмента? Чем-то же идеи вам понравились?
Автомобильные аналогии с частотой генератора не учитывают того, что в обсуждаемом нами инструменте частота делится. Относительное изменение частоты dF/df с ростом частоты генератора падает: dF/dNf, но после деления звуковой частоты возвращается к исходной величине dNF/dNf.
Для чего нужна стабильность частоты? Частота определяется положением тела и руки оператора, а оно нестабильно. В схемах Королёва она, похоже, порядка10^-4? В 21 веке можно обойтись одним генератором, мерять его частоту и выдавать MIDI сигнал безо всей этой смехотехники 70-х.

Re: Схема терменвокса

Вт ноя 27, 2018 18:43:10

Про записи ничего не знаю. Связаться бы с автором, но контакты его давно потерял (переустанавливал всё на компьютере из-за отказа винчестера и все старые данные пропали). А так можно было бы попросить какие-то звуки предоставить.
Чтобы мне понравились какие-то технические решения, они для меня не обязательно должны иметь своё материальное воплощение. Мне это не нужно. Видимо это привилось с тех пор когда ещё работал конструктором. Сейчас всех подробностей той схемы не помню (к сожалению), но вот (к примеру) 2 момента. Автор не подбирал полевики с одинаковыми характеристиками, а сразу приобрёл т.н. <подобранную пару> полевиков. Продаются такие транзисторные сборки. Ещё одним плюсом такого решения стало то, что температура обоих генераторных транзисторов оказывается всегда одинаковой (они же в одном корпусе). Так почти никто не делает, даже Королёв не догадался, а между тем, это оказывает очень хорошее влияние на термостабильность работы терменвокса. В T-Vox Tour у Кавиной вроде бы так же сделано (только там не транзисторная сборка, а просто корпуса генераторных транзисторов прижаты друг к другу через термопасту).
Стабильность строя терменвокса даёт испонителю при игре некоторый комфорт. Он может ориентироваться не только на слух, но и пользоваться мышечной памятью. Без этого очень тяжело. А если у Вас ноты в пространстве произвольно "гуляют", то об удобстве игры можно забыть.
Да, можно собрать инструмент с одним генератором. Такое уже давно есть (аналоговый вариант). Разумеется выход можно и оцифровать или перевести в МИДИ-код. Только какое это всё имеет отношение к терменвоксу? Это будет уже совершенно другое устройство...

Re: Схема терменвокса

Вт ноя 27, 2018 21:37:57

Потому терменвокс и позабыт вместе с Ионикой и Фаэми, что остался на уровне 70-х годов. Стабильность - какая, кстати, стабильность, сколько процентов? - проблема решена всюду, кроме терменвоксов. Радиовещательный приёмник настраивается на станцию и работает без подстройки частоты гетеродина. Емкостные датчики перемещения в промышленности отлавливают миллиметры на метровом интервале. В клавишных синтезаторах давно уже всё в цифре, гармонический синтез тембра с цепочкой цифровых делителей - с прошлого века так не делается. Методы повышения стабильности частоты LC-генераторов описаны в литературе тех же 70-х и забыты за ненадобностью.
"Вот именно из-за этих требований к терменвоксу и усложняется его схема. Просто пока не придумано для него простых схемных решений, при которых могли бы обеспечиваться его высочайшие музыкальные характеристики". Ага, нет простых решений прошлого века, а применить современные не позволяет имя Термена: инструмент, видите ли, перестанет называться терменвоксом. Пусть называется дальше.

Re: Схема терменвокса

Ср ноя 28, 2018 20:19:55

Вы вообще где живёте? :shock:
Всего того о чём Вы постоянно говорите относительно терменвокса на планете Земля не наблюдается. Откуда Вы это всё берёте?

Ваш первый тезис. Терменвокс - это игрушка (очень хорошая!).
Но почему-то такой товар невозможно найти в магазине игрушек. Зато несложно найти в магазинах музинструментов. Напр.: https://www.muztorg.ru/brand/moog
Да и цена на него не особо игрушечная. С другой стороны почему-то исполнители-терменвоксисты не стесняются выходить с такой штукой на разные сцены в т.ч. и ведущие мировые. Вы им подскажите, может они чего не понимают - выходят с этим на сцену, позорятся. Согласитесь что как-то смешно и нелепо выходить с самым серьёзным видом с игрушкой перед публикой. А они почему-то настойчиво это делают и надеются на одобрение, на внимание публики.

Второе. Терменвокс по Вашему забыт, не развивается, неактуален.
Опять нет связи с реальностью. Терменвоксы есть. Дожили до наших дней и развиваются по мере необходимости. Вы с музыкантами исполнителями на терменвоксе общались? Интересовались у них, что им нужно от инструмента? Многим на самом деле нужен аутентичный аналоговый звук. Они его воспринимают как живой. Та "цифра", которая у Вас ассоциируется с техническим прогрессом, им и с доплатой не нужна. Неугасающий интерес к терменвоксу подтверждается ещё и тем, что он обсуждается на многочисленных форумах (особенно за рубежом). Сильно сомневаюсь, что Ионика и ФаЭМИ вызывают к себе такой же интерес. Скорее всего терменвокс не получил массового распространения из-за того, что предъявляет к исполнителю очень высокие требования. Это сильно сужает рынок сбыта. С радиоприёмником справится практически каждый. Поэтому и спрос на приёмники намного выше. Вот их и развивали. А раз терменвокс подходит чуть ли только не избранным, то сложно будет оправдать серьёзные вложения в него. Окупятся ли? Представьте: спроектировали самый современный терменвокс. Всё работает на 5 с плюсом и принцип работы как у Термена. Только цена на него миллион рублей... (а может и больше). Уверен, покупатели в очередь не встанут. Повторюсь, терменвокс развивается по необходимости и по возможности. Если у Вас есть к инструменту серьёзные претензии - не проблема, покажите всем как надо делать. Сделайте свой супер-инструмент. Посмотрим, будет ли он пользоваться спросом у музыкантов. Вам многое не нравится. И чего Вы ждёте? Что все Ваши мечты будет осуществлять кто-то другой? Критика - это очень хорошо. Только она должна быть конструктивной. Раньше был такой принцип: Не нравится - критикуй. Критикуешь - предлагай. Предлагаешь - делай. Делаешь - отвечай. (С) А сейчас последние 2 пункта стараются не выполнять.

Теперь по стабильности терменвокса. Сомневаюсь чтобы кто-то занимался такими исследованиями. Всё держится на уровне субъективных ощущений. У слушателя с музыкальным слухом есть некоторый физиологический порог различения тональностей - порог разрешения. По всему диапазону звуковых частот он разный. При конструировании терменвокса нужно добиться, чтобы нестабильность частоты каждой ноты (критичнее всего это в низкочастотном диапазоне - в басах) не превышала порога различения.

Re: Схема терменвокса

Чт ноя 29, 2018 10:02:50

Вы с музыкантами исполнителями на терменвоксе общались? Интересовались у них, что им нужно от инструмента? Многим на самом деле нужен аутентичный аналоговый звук. Они его воспринимают как живой. Та "цифра", которая у Вас ассоциируется с техническим прогрессом, им и с доплатой не нужна.
Вопрос дилетанта. Кварцевый генератор чем считать - уже цифрой или ещё аналогом? Или это таки зависит от схемы генератора?

Re: Схема терменвокса

Чт ноя 29, 2018 11:04:46

М_______К писал(а):Вы вообще где живёте?
Мы живём в разных мирах, это точно. Гугл знает всё, посмотрим. Брянск: 2016г., фестиваль "Джазовая провинция", из прессы: "К слову, многие из молодых слушателей купили билеты на «Провинцию» именно ради знакомства с этим творением советского изобретателя Льва Термена. «Я лично пришла посмотреть на терменвокс. Правда, выступление немцев с ним было больше похоже на перфоменс, чем на исполнение музыки. Это даже было не столько интересно слушать, сколько интересно смотреть», — поделилась молодой брянский поэт Татьяна Шилова". Хорошо сказано. Смотреть на терменвокс действительно интереснее, чем слушать.
Новосибирск: Тут аж два упоминания терменвокса 1. Парк чудес Галилео. Необычный музыкальный инструмент "Терменвокс". Неожиданно, интересно и познавательно. Вот это одобряю: в парке чудес терменвоксу самое подходящее место. 2. 25 октября в Новосибирске выступил Пётр Термен — молодой терменвоксист, правнук изобретателя этого бесконтактного музыкального инструмента Льва Сергеевича Термена. И опять же - это был не столько концерт, сколько лекция о никому не знакомом инструменте.
Магазин "Мир музыки": "Товаров по запросу "Терменвокс" не найдено. Могу продолжить. Не, в моём мире терменвокс - не самый популярный инструмент.
М_______К писал(а):Многим на самом деле нужен аутентичный аналоговый звук. Они его воспринимают как живой. Та "цифра", которая у Вас ассоциируется с техническим прогрессом, им и с доплатой не нужна.
Кому нужен живой звук, тот играет на виолончели. Остальным нет дела до того, что внутри ящика с громкоговорителем, из которого исходит звук. Аналоговый экводин на порядок превосходил терменвокс по синтезу тембров. Забыт, поскольку цифровая Ямаха имеет бОльшие возможности.
М_______К писал(а):Раньше был такой принцип: Не нравится - критикуй. Критикуешь - предлагай. Предлагаешь - делай. Делаешь - отвечай.
Предлагаю. Оставить в покое Термена, Ковальского и Королёва и считать терменвокс игрушкой. Всё обсуждение инструмента в этой ветке так и шло - обсуждались схемы из "Радио", простые и очень простые. О них интересно было бы поговорить.
М_______К писал(а):Скорее всего терменвокс не получил массового распространения из-за того, что предъявляет к исполнителю очень высокие требования.
И это тоже. Принципиально отказываться от грифа или клавиатуры, взамен лепить конструкцию из неоновых лампочек ("визуализация грифа", о ней много статей) Не иметь возможности мгновенно перейти от одного звука к другому и сочинять способы замаскировать промежуточные звуки (во времена популярности гавайской гитары этот баг выдавали за фичу). И наконец, держать уставшую руку на весу - слишком много трудностей, которые надо героически преодолевать ради неизвестно чего.
М_______К писал(а):Теперь по стабильности терменвокса. Сомневаюсь чтобы кто-то занимался такими исследованиями.
Нет так нет. Тут РадиоКот, а не МузКот. О технической стороне дела можно было бы поговорить. В детстве я делал такую игрушку, это было интересно.

Добавлено after 5 minutes 29 seconds:
mickbell писал(а):Вопрос дилетанта. Кварцевый генератор чем считать - уже цифрой или ещё аналогом?
Если считать то, что выдаёт кварцевый генератор - 1,2,3,4,5,6... - то это цифра. Много цифр. Если не считать, то аналогично аналогу.

Re: Схема терменвокса

Чт ноя 29, 2018 17:56:37

mickbell писал(а):Вопрос дилетанта. Кварцевый генератор чем считать - уже цифрой или ещё аналогом?
Если считать то, что выдаёт кварцевый генератор - 1,2,3,4,5,6... - то это цифра. Много цифр. Если не считать, то аналогично аналогу.
Что считать - периоды синусоидальных колебаний? Или гармоники? Ну тогда считать надо так: 1, 3, 5, 7... Короче, нечего тут считать. Кварцевые генераторы в терменвоксах с моей дилетантской точки зрения вполне уместны. Плюсы: вроде как лучше термостабильность и определённо меньше трудоёмкость. Хотя... если кварц двигать далеко - я 27-мегагерцовый двигал где-то килогерца на три - то с термостабильностью всё будет не столь уж шоколадно. Для моих тогдашних целей (частотная манипуляция передатчика) это было достаточно пофиг, а для удержания тона... ну вот канонiчный случай: ля первой октавы - 440 Гц, десять центов от этого значения (считаем это порогом заметности) - это сдвиг на 2.55 Гц. Если генератор будет на 25 МГц (кварц на меньшие частоты тяжелее двигать), то допустимое плавание частоты получается... блин, 0.1 PPM. И это требуется от кварца?????

Re: Схема терменвокса

Чт ноя 29, 2018 19:00:50

mickbell писал(а):Что считать - периоды синусоидальных колебаний? Или гармоники?
Периоды. Счётчики, делители частоты - это цифровая техника, а генератор - где в нём цифры?
mickbell писал(а):Кварцевые генераторы в терменвоксах с моей дилетантской точки зрения вполне уместны
В терменвоксах всё уместно, лишь бы что-то было. К нестабильности генератора добавляется нестабильность антенны (в литературе упоминается зависимость частоты генератора от влажности и, соответственно, диэлектрической проницаемости воздуха) и положения тушки оператора. В отличие от скрипки с её твёрдым и одномерным грифом терменвокс реагирует на движения любых частей тела в почти любых направлениях. Оператор компенсирует всё это, контролируя частоту ухом. Важно отсутствие скачков частоты, а долговременная нестабильность может быть гораздо больше десяти центов. Цифр не помню, читал уже давно. Давно уже можно было бы сделать антенну из нескольких элементов, положение руки мерять дифференциальным ёмкостным датчиком, заодно изменить его диаграмму направленности, а то и засунуть антенну внутрь грифа, тчобы оператору не надо было держать руку на весу, но тогда терменвокс лишится каноничности и экзотичности.

Re: Схема терменвокса

Чт ноя 29, 2018 21:10:16

Про игрушки.
Вот тут один из патентов Термена. http://trmvox.ru/documents/su601742.html Как говаривал один персонаж комедии "С лёгким паром!": Документ, между прочим!
Ясно озаглавлено: Музыкальный инструмент (хотя в других патентах есть ещё название - музыкальный прибор). Нет тут названия "музыкальная игрушка", как бы не было это для Вас прискорбно. Или посмотрите Википедию на тему терменвокс, если это Вам ближе.

В этой ветке речь идёт о терменвоксе. Поэтому там, где я писал, что музыкантам нужен аутентичный аналоговый звук, это относилось только и исключительно к терменвоксу (от него нужен такой звук). Это из личного общения, а не из всезнающего интернета. Что музыканты ожидают от других инструментов мне неизвестно, не интересовался. Зачем Вы всё время ссылаетесь на посторонние инструменты? Речь ведь не о них.
Простые и очень простые схемы терменвокса, которыми наводнён интернет и разделы типа "Радио - начинающим" к инструменту имеют отдалённое отношение. По сути это всего-лишь его демонстрационные модели. Беда в том, что многие впервые сталкиваясь с таким необычным названием, как терменвокс, ищут его схемы и описание и находят весь этот схемный хлам, о котором Вам так интересно поговорить. Дискредитируется идея терменвокса. Пародию начинают воспринимать (в т.ч. и благодаря HochReiter) за настоящее.
А, кстати, о какой такой цифровой Ямахе Вы упомянули? Они ведь все очень разные. Какая-нибудь дешёвенькая "самограйка" совсем не равна Тайросу. В целом не слышал чтоб музыканты с особым пиитетом относились к Ямахе. Им всё больше Корги, Роланды подавай.

Куда-то двигать частоту кварцевого резонатора довольно странная идея (на то он и кварцевый, чтоб никуда не "двигался"). Иначе весь смысл стабилизации теряется.
Схемка псевдо-терменвокса всего на одном кварцованном генераторе была в брошюре "В помощь радиолюбителю". Если нужна, то выложу. К сожалению, она тоже старенькая. Правда, в ней частоту кварца ни куда не двигают - это не нужно.
По поводу распространённости инструмента. На нашей стране мир не заканчивается, как и на указанных Вами городах. Посмотрите в мире (в Европе, в США, в Японии). По английски название пишется Theremin.

Re: Схема терменвокса

Пт ноя 30, 2018 10:01:16

Посмотрел я этот патент. Хорошее решение для 60-х годов: чтобы получить сигнал звуковой частоты с заданным соотношением гармоник, из ВЧ сигналов обоих генераторов, опорного и перестраиваемого, LC фильтрами выделяется та или иная гармоника, пары гармоник после умножителя даёт гармонику звуковой частоты. Несколько пар фильтров, несколько умножителей, смеситель. В те годы это было менее громоздко, чем цепочка делителей частоты на триггерах из транзисторов МП26. О добротности фильтров и, соответственно, изменении тембра при перестройке генератора в патенте ни слова. А Вы что думаете по этому поводу?
М_______К писал(а):В этой ветке речь идёт о терменвоксе.
И это хорошо. О терменвоксе говорить интереснее, чем о роли терменвокса в мировой музыкальной культуре.
М_______К писал(а):Дискредитируется идея терменвокса.
В чём заключается идея терменвокса? В том, что частота задаётся LC генератором, который перестраивается изменением ёмкости, вызванном движении руки? Сразу же вопрос: а нафига? Что это даёт, кроме неудобств и конструктору, и исполнителю? Ничего. Всё остальное - гармонический синтез тембра, задаваемая нажатием кнопок огибающая - идеи НЕ терменвокса.
М_______К писал(а):По поводу распространённости инструмента. На нашей стране мир не заканчивается
Вы меня спрашивали, где я живу, так я живу не в Японии, где все играют на матрёшковоксах. И не в Лондоне, где полвека назад LedZeppelin вытащили на сцену терменвокс, о чём до сих пор вспоминают фанаты этого инструмента.

Но вернёмся к разговору о стабильности строя. Действительно, такие исследования не проводились? О влиянии температуры и влажности на строй пианино или валторны есть куча литературы с таблицами и графиками, по терменвоксу ничего нет??? Но если и нет, что Вы думаете по этому поводу? Сколько герц и процентов?

Re: Схема терменвокса

Сб дек 01, 2018 17:44:29

Патент был выложен только с одной целью - показать Вам, что для остальных (кроме Вас) терменвокс - это музыкальный инструмент. О чём в заголовке патента и далее в тексте ясно сказано. Это однажды было определено, так и осталось до нашего времени. Вы для себя можете считать как угодно, только не вводите других в заблуждение. И без Вашей помощи в Сети и других источниках тиражируется кем-то однажды высказанная глупость, что терменвокс - это очень простое устройство, которое можно спаять на коленке за полчаса. Из такого определения получается не совсем понятно, а если эту схему спаять на столе за 31 минуту, то это уже что-то другое получится? Почти везде в Интернет, где поясняется что такое терменвокс, даже слова нет о канале громкости (про другие функции я уж молчу). Настойчиво насаждается идея предельной простоты терменвокса. Достоверной информации совсем мало. Желающие собрать этот инструмент ищут именно максимально простые схемы. Можно на двух транзисторах. а можно на одной микросхеме. Самое лучшее, видимо, если бы в схеме вообще не было ни одного радиоэлемента и ничего не нужно было паять (а лучше совсем ничего не делать). Многие панически боятся мотать катушки. Видимо всё должно получиться само по себе волшебным образом. Наблюдается удручающая картина - техническая культура падает. Люди скорее готовы купить, чем что-то сделать своими руками.
Я раньше старался обращаться к Вашему разуму и Вашей логике, а приходится иметь дело с Вашим Эго. Мне это не интересно. Для этого есть другие специалисты и другие форумы.
Вопрос о Вашем местопроживании был иронично-риторическим (не требующим ответа).
Идея терменвокса не только в его принципе работы, а всё же и в том, что он позиционируется, как электромузыкальный инструмент. Пусть необычный, пусть со своими особенностями, но всё же музыкальный инструмент. Он предназначается не для забав, а для исполнения музыки. Именно это налагает на него ряд обязательных требований (как ко всем подобным музыкальным инструментам), которые к игрушкам предъявлять было бы совсем неуместно.
По патенту. Чтобы было что выделять из сигналов опорного и управляемого генераторов нужно чтобы их форма была несинусоидальной (идеально, видимо, прямоугольной). Иначе фильтры кроме основной частоты ничего не обнаружат. Технически это решаемо. С другой стороны в этом патенте говорится не о получении в терменвоксе интересных тембров, а о получении аккордного звучания. А то, что Вы спрашиваете (т.е. какие-то технические подробности), в патентах обычно и не бывает. Там только предлагается идея, да и то, обычно, в завуалированной форме.
Не знаю кто там в связи с терменвоксом вспоминает Led Zeppelin (они ничего такого выдающегося на нём не исполнили) или японский оркестр матрёшечников. Есть множество признанных исполнителей на терменвоксе (бывших и теперешних) в т.ч. и отечественных.
Мне неизвестны исследования на тему стабильности строя терменвокса. Королёв очень сильно "рыл" на тему терменвокса. Хотел всё поставить на научные рельсы, любое техническое решение сделать обоснованным. Он понимал, что максимально возможная стабильность строя Т.В. достижима только при относительно низкой частоте генераторов. Поэтому он никогда и не лез, как другие, в постройку более высокочастотных схем, хотя некоторые задачи в них реализовать было бы проще. Однако, Королёв пожертвовал этими возможностями ради стабильности инструмента. По своему техническому образованию он был инженер (так сложилось, что не смог защитить кандидатскую - не по своей вине), а по музыкальному образованию он был скрипач (хотя его супруга говорит, что он играл на разных музыкальных инструментах), поэтому его рассуждения относительно стабильности строя терменвокса обычно строились на аналогии со стабильностью игры на скрипке, как родственном в каком-то смысле терменвоксу инструменте (оба эти инструмента имеют т.н. свободное интонирование). Скрипка уже признанный инстумент. Поэтому нужно чтобы строй терменвокса (стабильность) был по крайней мере не хуже чем у скрипки.

Re: Схема терменвокса

Вс дек 02, 2018 14:57:55

Полистал я литературу по терменвоксам - всё уже придумано до нас. И перестраиваемый кварцевый генератор, и неперестраиваемый - там движением руки меняется настройка контура, далее детектор - как в канале громкости - и напряжение, определяемое положением руки поступает на управляемый напряжением генератор, далее - традиционная для аналоговых синтезаторов схемотехника. Есть и масса других решений самого различного качества и различной сложности. Я упорно пытаюсь перевести разговор на обсуждение технической стороны дела - От Вас в ответ ни одной цифры. Не буду я ни петь панегирики Термену-Копальскому-Королёву, ни хаять простые модели. Как раз простые - возможность для кого-то заинтересоваться этим инструментом. Ваш снобизм популяризации терменвокса не способствует. В журнале "Радiоаматор" NN1,2 за 2011г есть несколько схемок для начинающих, посмотреть их интереснее и полезнее нашей беседы.
Ответить