Блоки питания, преобразователи напряжения, UPS'ы - это здесь :)
Ответить

Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Ср окт 31, 2007 22:23:34

Вопрос уважаемым, мудрым Котам и не только...

Являюсь обладателем мопеда, недовольным светом своего аппарата и недостаточным уровнем заряда акумулятора. Вот на просторах "необъятного" нашел схему шунтирующего регулятора напряжения с описанием следующего описания (из статьи Yray на форуме Московского Сктер-клуба):
_____

"... Работает регулятор следующим образом. При достижении положенного напряжения, в нашем случае 13.8 вольта, регулятор тиристором или симистором замыкает обмотку генератора накоротко соответственно напряжение падает и тиристор или симистор снова закрывается, цепь размыкается и напряжение снова достигает рабочего. И так с большой частотой в результате на выходе регулятора импульсное напряжение большой частоты оно сглаживается в постоянное конденсаторами и аккумулятором.
Многие скажут что такой способ регулирование не допустим дескать замыкая генератор можно его сжечь. Но тут всё зависит от типа генератора на скутерах стоят магдино генераторы, а они имеют одно положительное свойство дело в том, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. При коротком замыкании индуктивность будет настолько велика что будет влиять на поле постоянных магнитов, но направленно будет против них в результате ЭДС в катушках будет настолько низок, что ток не сможет причинить каких либо повреждений обмоткам. Генератор скутера при этом не перегорает, но есть небольшая проблема это основной минус этих регуляторов - противодействие магнитного поля катушек и постоянных магнитов имеет некоторую силу в результате повышается нагрузка на коленвал и соответственно снижается мощность двигателя. На двух-тактниках это почти не заметно, а вот на четырёх-тактных одноцилиндровых двигателях это заметно там и так коленвал по инерции целый оборот проходит, а тут ещё и генератор его тормозит. Но в любом случае потери в мощности незначительны и заметны только в снижении оборотов холостого хода.
Зато у этого типа регуляторов есть много больших плюсов они компактны, просты, надёжны, дёшевы, выделяют не много тепла, имеют широкий диапазон входных и выходных напряжений, точно держат напряжение на пока генератор даёт достаточно тока, а главное в связке в нашим генератором КПД достигает 100% - происходит это так когда генератор выходит на свою предельную мощность его напряжение становится ниже напряжения при котором срабатывает шунтирующая схема, например 13.7 вольта и регулятор не включается в работу то есть напряжение с генератора идёт напрямую на выпрямитель а с него на потребители 100% КПД.

Конструкция очень простая. Схема вот.

Изображение

Немного о деталях:
V1-4 Любые выпрямительные диоды большёй мощности, можно использовать разобранный автомобильный диодный мост. Я у себя установил 4 диодных мостика KBPC 3510 (на быстрых диодах), в заявленных характеристиках (35A,1000V) я очень сомневаюсь поэтому поставил параллельно 4 штуки, благо они недорогие, компактные и очень удобны для монтажа на радиаторе выполнены они в изолированном металлическом корпусе с отверстием для крепления.

V5-6 Любые силовые импульсные тиристоры или симисторы, я использовал симисторы BTA26-600 большое напряжение (600В), большой ток (25А) удобный монтаж корпус не имеет контактов с выводами.

V8-9 Любые выпрямительные диоды средней или большой мошности я поставил кд283 (круглые таблетки)

V7 - стабилитрон на нужное вам напряжение у меня стоит маленький ZENER 14V, 1,3 W.

R1, R3 - резисторы МЛТ-0.5 30 Ом;

R2 - резистор МЛТ-0.5 200 Ом;

C1 конденсатор, электролит, подбирается опытным путём, у меня стоит 3 по 22000 мкф, 25 V итого 66000мкф.

Вся конструкция, за исключением электролитов, собрана на радиаторе и залита эбокситкой, но с таким расчётом чтобы стабилитрон можно было менять для достижения желаемого напряжения.
Схема опробована неоднократно и нареканий никаких не возникает.
Цена всего от силы рублей 400, зато гораздо надёжней китайского фуфла, и мощность значительно выше. Сейчас один из таких регуляторов работает на моём скутере и выдаёт порядка 200 ватт мощности особо не нагреваясь..."
_____

Перспектива очень даже неплохая. Вместо тиристоров автор применил симисторы. Вот я и подумал немного упростить схему и привести ее к такому виду (симистор оставляем прежний):

Изображение

В связи с этим вопросы:

1). Будет ли эта схема работать точно также как и оригинальная?

2). Хватит ли одного симистора по мощности?

3). Как выбрать номинал резистора R2, ток и тип диодов V8 и V9? На сколько я понимаю мощные диоды в этой схеме уже не нужны.
Вложения
ac2_Schunt[2].JPG
Новая схема
(16.05 KiB) Скачиваний: 3185
ac2_Schunt[1].jpg
Оригинальная схема
(36.19 KiB) Скачиваний: 2646

Вт ноя 06, 2007 21:50:52

Что то тут не так...... Пожалуй тут без двух тиристоров не обойтись, каждый на свою полуволну.

Вт ноя 06, 2007 23:28:39

В том-то и дело,что схема предусмотрена под тиристоры, но автор использовал вместо них симисторы ВТА26-600.

Симистор вроде как подходит под требования устройства - закорачивание обмотки при превышении напряжением заданного значения.
Шунтирования управляющего электрода симистор не требует. Вот и был предложен альтернативный вариант устройства.

К сожалению испытать его в действии не могу в связи с отсутствием комплектующих за которыми надо ехать в областной центр. Поэтому решил проконсультироваться у знатоков перед тем как собрать устройство.

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Пн янв 10, 2011 13:33:52

Здравствуйте, собраю стабилизатор по схеме в первом посте, на двух симисторах bta216-600e, и есть вопрос: пересчитываю номинал резисторов: 14(вольт)/0.01(параметр Igt по даташиту на симистор) = 1.4 Ком ??? :oops: и как теперь это значение распределить по трем резиcторам??? :oops:

а нужно ли вообще, пересчитывать номинал резисторов т.к. на макете, на стенде при резисторах указанных в схеме - работает, вроде нормально :? (симисторы открываются)

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Пн янв 10, 2011 19:09:46

Вот несколько схем с "просторов". Для разнообразия темы.
Вложения
150469_6.jpg
(71.23 KiB) Скачиваний: 5189
150469_5.jpg
(80.02 KiB) Скачиваний: 4688
150469_4.jpg
(61.11 KiB) Скачиваний: 4617
150469_3.jpg
(53.57 KiB) Скачиваний: 4124
150469_2.jpg
(52.07 KiB) Скачиваний: 4386

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Ср фев 23, 2011 20:47:57

А мне больше понравилась схема их тех же "просторов" на транзисторах. У меня сезон отьездила вобще без вопросов. Поставил и забыл. Со временем даже вольтметр выкинул за ненадобностью. Схема "держит" отлично
Вложения
150469_6.jpg
(54.14 KiB) Скачиваний: 6048

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Пт фев 25, 2011 18:34:54

а есть еще с выходом на обогатитель (vism57)
Вложения
693510_1.jpg
(70.08 KiB) Скачиваний: 3512

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Пн апр 04, 2011 15:31:47

Накидал такую схему как альтернативу ШР, что скажете про КПД?
Вложения
ШИМ.JPG
(47.39 KiB) Скачиваний: 3522

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Пн апр 04, 2011 16:32:16

Накидал такую схему как альтернативу ШР

у меня например (без стабилизатора) при одном только подключеном обогатителе напряжение взлетает до 60-70в, так что делайте выводы.
Имхо, если не хочется епотни ставте шунтирующий.

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Вт авг 02, 2011 18:32:26

Тоесть выходит что обмотки замыкаются полюбому через диод. Вот схемма Изображение А можно сделать так? диоды мы тут обошли.Изображение

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Чт мар 22, 2012 13:53:03

И тишина...

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Чт мар 22, 2012 14:01:31

misterkuk, делаю предупреждение. подобное поднятие темы запрещено.

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Пт фев 05, 2016 01:49:07

Собрал я навесным схему download/file.php?id=58899 а она отказывается выдавать выше 4.5 вольт. В связи с этим у меня вопрос: как работает таймер ne555 в этой схеме. Если можно, то опишите полный принцип действия, а то вообще не догоняю.
И ещё я использую IRFZ44N - может из-за них?

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Вс янв 19, 2020 18:29:41

Вопрос уважаемым, мудрым Котам и не только...

Являюсь обладателем мопеда, недовольным светом своего аппарата и недостаточным уровнем заряда акумулятора. Вот на просторах "необъятного" нашел схему шунтирующего регулятора напряжения с описанием следующего описания (из статьи Yray на форуме Московского Сктер-клуба):
Спойлер_____

"... Работает регулятор следующим образом. При достижении положенного напряжения, в нашем случае 13.8 вольта, регулятор тиристором или симистором замыкает обмотку генератора накоротко соответственно напряжение падает и тиристор или симистор снова закрывается, цепь размыкается и напряжение снова достигает рабочего. И так с большой частотой в результате на выходе регулятора импульсное напряжение большой частоты оно сглаживается в постоянное конденсаторами и аккумулятором.
Многие скажут что такой способ регулирование не допустим дескать замыкая генератор можно его сжечь. Но тут всё зависит от типа генератора на скутерах стоят магдино генераторы, а они имеют одно положительное свойство дело в том, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. При коротком замыкании индуктивность будет настолько велика что будет влиять на поле постоянных магнитов, но направленно будет против них в результате ЭДС в катушках будет настолько низок, что ток не сможет причинить каких либо повреждений обмоткам. Генератор скутера при этом не перегорает, но есть небольшая проблема это основной минус этих регуляторов - противодействие магнитного поля катушек и постоянных магнитов имеет некоторую силу в результате повышается нагрузка на коленвал и соответственно снижается мощность двигателя. На двух-тактниках это почти не заметно, а вот на четырёх-тактных одноцилиндровых двигателях это заметно там и так коленвал по инерции целый оборот проходит, а тут ещё и генератор его тормозит. Но в любом случае потери в мощности незначительны и заметны только в снижении оборотов холостого хода.
Зато у этого типа регуляторов есть много больших плюсов они компактны, просты, надёжны, дёшевы, выделяют не много тепла, имеют широкий диапазон входных и выходных напряжений, точно держат напряжение на пока генератор даёт достаточно тока, а главное в связке в нашим генератором КПД достигает 100% - происходит это так когда генератор выходит на свою предельную мощность его напряжение становится ниже напряжения при котором срабатывает шунтирующая схема, например 13.7 вольта и регулятор не включается в работу то есть напряжение с генератора идёт напрямую на выпрямитель а с него на потребители 100% КПД.

Конструкция очень простая. Схема вот.

Изображение

Немного о деталях:
V1-4 Любые выпрямительные диоды большёй мощности, можно использовать разобранный автомобильный диодный мост. Я у себя установил 4 диодных мостика KBPC 3510 (на быстрых диодах), в заявленных характеристиках (35A,1000V) я очень сомневаюсь поэтому поставил параллельно 4 штуки, благо они недорогие, компактные и очень удобны для монтажа на радиаторе выполнены они в изолированном металлическом корпусе с отверстием для крепления.

V5-6 Любые силовые импульсные тиристоры или симисторы, я использовал симисторы BTA26-600 большое напряжение (600В), большой ток (25А) удобный монтаж корпус не имеет контактов с выводами.

V8-9 Любые выпрямительные диоды средней или большой мошности я поставил кд283 (круглые таблетки)

V7 - стабилитрон на нужное вам напряжение у меня стоит маленький ZENER 14V, 1,3 W.

R1, R3 - резисторы МЛТ-0.5 30 Ом;

R2 - резистор МЛТ-0.5 200 Ом;

C1 конденсатор, электролит, подбирается опытным путём, у меня стоит 3 по 22000 мкф, 25 V итого 66000мкф.

Вся конструкция, за исключением электролитов, собрана на радиаторе и залита эбокситкой, но с таким расчётом чтобы стабилитрон можно было менять для достижения желаемого напряжения.
Схема опробована неоднократно и нареканий никаких не возникает.
Цена всего от силы рублей 400, зато гораздо надёжней китайского фуфла, и мощность значительно выше. Сейчас один из таких регуляторов работает на моём скутере и выдаёт порядка 200 ватт мощности особо не нагреваясь..."
_____


Перспектива очень даже неплохая. Вместо тиристоров автор применил симисторы. Вот я и подумал немного упростить схему и привести ее к такому виду (симистор оставляем прежний):

Изображение

В связи с этим вопросы:

1). Будет ли эта схема работать точно также как и оригинальная?

2). Хватит ли одного симистора по мощности?

3). Как выбрать номинал резистора R2, ток и тип диодов V8 и V9? На сколько я понимаю мощные диоды в этой схеме уже не нужны.


Автор поста не отписался, сделал ли он себе шунтирующий стабилизатор или нет. Если сделал, то по какой схеме.
Сдается мне, что вторая схема работать не может из-за небольшой ошибки, поправил ее красным цветом. Так должно работать.
ac2_Schunt[2].JPG
исправленная вторая схема.
(25.26 KiB) Скачиваний: 937

Номинал резистора R2 рассчитывается как обычно, для ввода стабилитрона в рабочий диапазон. Работает стабилизатор по обычной схеме параметрического стабилизатора.

В целом, схема работает следующим образом.
Положительная полуволна с верхнего по схеме вывода генератора через диод V9 попадает на стабилитрон V7. Далее, через резистор R2 и диод V4 возвращается в генератор. Аналогично, на стабилитрон попадает вторая полуволна, только с нижнего по схеме вывода генератора через диод V8, а возвращается через резистор R2 и диод V3.
Стабилитрон V7 и резистор R2 образуют делитель напряжения. Пока напряжение с генератора не превышает рабочее напряжение стабилитрона V7, падение напряжения на резисторе R2 недостаточно для открытия семистора V5. Как только напряжение с генератора превышает рабочее напряжение стабилитрона V7, напряжение на резисторе R2 открывает семистор V5, который шунтирует генератор. Напряжение на генераторе падает и семистор закрывается.
Далее цикл повторяется.

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Вс апр 12, 2020 19:56:40

Вопрос от чайника.
Для чего обходить R2? Ведь тогда все напряжение, 12—15 в, пойдет на управляющий электрод тиристора? В большинстве своём напряжение управления не больше 6 в. И для чего соединять R2 с минусом? И не лучше ли выпрямлять ток после стабилизации?

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Сб май 30, 2020 12:17:08

Изображение
Доброго времени суток всем! Начну издалека, но не очень.
Есть у меня в гараже старый мотороллер Вятка, ещё советских времён. И решил я перевести его с бортовой сети 6 вольт, на 12.
Спаял две катушки генератора последовательно, собрал, запустил и обнаружил то, что напряжение скачет, и вместо предполагаемых( да, я дурень и предполагал) 12 вольт, на приборе светятся цифры от 20 до 27 вольт, смотря насколько активно дёргать газ. Конечно, под нагрузкой всё это просядет, но стабилизатор и регулятор напряжения будет необходим в любом случае.

Далее, когда я обратился на мотофорум, мне сунули ссылку на схему. Перейдя по ссылке я и попал к вам, скачал вышеуказанную схему
https://radiokot.ru/forum/viewtopic.php ... 0#p1685600
поменял мощные(и дорогие :) ) симисторы BT26 на BT137-600E(на 8 ампер, и дешевле :) )
Потом заказал все детальки, развёл плату, просверлил, натыкал, запаял, в общем собрал всё по схеме.
Решил проверить в лабораторных условиях, откопал лабораторный БП и подключил 26 вольт переменного на вход.
При подключении появились маленькие молнии(искры, что угодно) и блок с диодным мостом и симисторами начал греться. Также на входе моста было 26 вольт, на выходе показывало около 7 вольт, а на блоке питания напряжение с 26 просело до 20.
Я, как и полагается немного испугался повыключал всё нафиг, чтобы не спалить плату.
Проверил плату тщательнейшим образом, все неоднозначные места проковылял, в общем с платой всё нормально. Вот и вопрос, почему система отказывается работать?

Добавлено after 31 minute 51 second:
Re: Регулятор напряжения для китайских мопедов.
Изображение
Это если кто-то захочет посмотреть развёртки и т.д. может я просто рукожопик)))

Спасибо всем кто помог! схема работает, но вот одно но: очень странные дела, генератор на холостых оборотах при парралельном подключении двух 6-ти вольтовых катушек спокойно выдаёт 5-6 вольт, а при последовательном выдаёт только 7-10. Стабилизатор пытается сделать всё от него зависящее, но так нужных мне 12 вольт не может выдать. Из-за этого не заряжается аккумулятор, и не работает система запуска мотороллера без аккумулятора. Есть идея, поставить вместо диодного моста на входе схемы, умножитель напряжения.


Изображение


конечно, сделать так, чтобы умножал он не сильно, но вот вопрос: Повлияет ли такая замена на работу шунтирующего стабилизатора?


Изображение

Ведь, как я понял, стабилизатор подкорачивает диоды, чтобы выдержать нужное напряжение. И если такая замена будет невозможна, то как тогда можно повысить напряжение?

P.S. Думаю с двигателем и оборотами делать что-то бесполезно :) :)) :))) :write:

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Сб май 30, 2020 12:22:58

Никакой стабилизатор не сможет увеличить мощность генератора! Если на холостом ходу она недостаточна - то проблема решается только одним методом: заменой генератора на более мощный... Теоретически, конечно, можно поднять обороты или увеличить мощность магнитов генератора - но это не всегда осуществимо... :)

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Сб май 30, 2020 12:40:11

А я и не хочу поднимать мощность :) мне нужно поднять напряжение, так чтобы стабилизатор продолжал стабилизировать, а на холостых шли положенные 12-14 вольт.

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Сб май 30, 2020 13:07:09

перемотай катушки на 12в и всё.

Re: Шунтирующий регулятор напряжения для мопеда

Сб май 30, 2020 16:20:58

AlexCrazy писал(а):очень странные дела, генератор на холостых оборотах при парралельном подключении двух 6-ти вольтовых катушек спокойно выдаёт 5-6 вольт, а при последовательном выдаёт только 7-10.

Ничего странного, это нормально, обмотки на статоре вашей "Вятки" расположены не синфазно, имеют сдвиг фаз друг против друга, поэтому при последоввательном соединении напряжение априори не будет в два раза выше:
Изображение

AlexCrazy писал(а):Стабилизатор пытается сделать всё от него зависящее, но так нужных мне 12 вольт не может выдать.

Перемотайте обмотки на 12V более тонким проводом увеличив количество витков вдвое (они элементарно откручиваются), а не ищите там, где фонарь светит. ;)

В принципе можно попробывать на каждую обмотку поставить диодный мост с электролитом в несколько тысяч мкф, и включить эти диодные мосты последовательно, возможно получите 12V постоянки на холостом ходу.
Ответить