Блоки питания, преобразователи напряжения, UPS'ы - это здесь :)
Ответить

Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 19:27:40

Здравствуйте, Уважаемые.
У меня появились вопросы связанные с аккумуляторами. Автомобильными и мобильными.
Спрашиваю потому что всё стараюсь делать максимально расчитано и обдумано.
Обращаюсь, к Вам Дорогие Друзья, потому что у меня мало с этим опыта и практики.
:)
Первый, что случится с мобильным аккумулятором если его плюс замкнуть на минус? (Долго, кратковременно).
Или сказать так, можно ли на 100% без ущерба для аккумулятора аппаратно разрядить его перемычкой? (возможно, нужна будет простенькая схемка).
:)
Второй, что будет происходить с автомобильным аккумулятором если на его минус подать напряжение плюса (с другого источника, не коротнуть), либо чуть превосходящее напряжение?

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 19:53:32

Если плюс замкнуть на минус это называется короткое замыкание. Если аккумулятор маленький, он будет греться и испортится. Если мощный вроде автомобильного-ток пойдет больше тысячи ампер, :o будет фейверк из расплавленного провода и клемм...возможен пожар, аккумулятору настанет капец. Не советую Вам устраивать КЗ.

Чтобы разрядить аккумулятор, нужно подключить нагрузку, сопротивление которой рассчитывается по закону Ома, и она должна быть способна рассеять выделяющуюся мощность. Можно использовать, скажем, лампочку :idea: . Максимально допустимый ток разряда аккумулятора зависит от его типа и емкости. Разряжать аккумулятор можно только до определенного предела (контролируйте напряжение на нем), иначе аккумулятор ухудшит параметры (если аккум литиевый, он умрет 100%) Хранить аккумулятор долго нужно заряженным.

Если подать на аккумулятор обратное напряжение, то это будет КЗ с двумя последовательно соединенными источниками тока, последствия см. выше.

Аккумулятор желательно заряжать и разряжать полностью, иначе может появиться т.н. эффект м памяти (в интернете можно прочитать)

Если надо, напишу про заряд. :wink:

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 20:05:47

ПОС-61 писал(а):...Аккумулятор желательно заряжать и разряжать полностью, иначе может появиться т.н. эффект м памяти...

Эффекту памяти подвержены NiCd-аккумуляторы и, в меньшей степени, NiMH-аккумуляторы...

что будет происходить с автомобильным аккумулятором если на его минус подать напряжение плюса (с другого источника, не коротнуть)
Ничего не будет...

https://sunduk.radiokot.ru/loadfile/?load_id=1287475836

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 20:34:31

Большое Спасибо за ссылку. Понять аккумулятор и его принцип работы, это очень важно для его эксплуатации.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 20:47:53

Аккумулятор желательно заряжать и разряжать полностью

... чтобы потом со спокойной душой их выбросить :)
Большое значение имеет тип аккумулятора. Для никелевых минимально допустимое напряжение - 0.9 вольт. Если на аккуме меньше, он считается испорченным. Хотя ещё может поработать.
Для литиевых - 2.5 вольт. Если разрядить меньше - будет сильная деградация, т.е. потеря ёмкости и увеличение внутреннего сопротивления. Если литиевый разрядить до нуля, то ему точно место на помойке. От изначальной ёмкости останутся считанные проценты.

Да, никель обладает эффектом памяти, поэтому их надо разряжать перед зарядкой. Но не вручную, этим должно заниматься зарядное устройство. Вставил аккум, оно его разрядило до безопасного напряжения, потом зарядило.

Кислотным полный разряд не так страшен, но всё равно приводит к повышенному износу пластин.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 21:18:11

потом со спокойной душой их выбросить

Я имел в виду не до конца, а до нормального напряжения для пустого аккумулятора.
Вставил аккум, оно его разрядило до безопасного напряжения, потом зарядило.

Таких ЗУ-единицы. Большинство просто гонят ток в аккумулятор. Хорошие ЗУ стоят дорого.

Кислотным полный разряд не так страшен

На машине сел до 5В без нагрузки. Зарядился нормально.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 21:23:30

Хорошие ЗУ стоят дорого.

С функцией разряда порядка 500-600 рублей. Зачастую комплект аккумов дороже.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Чт май 23, 2013 21:31:19

Я брал ЗУ для 4 пальцев с функцией разряда Камелион еще лет 5 назад за 300 с хвостиком рублей.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 06:08:28

Самое интересное в АКБ, что лично меня удивило - это странности в "тенденциях"... :))
Вот были такие ЖН аккумуляторы. Щелочные, и почти вечные - служили до сорока лет, абсолютно не чувствительны к перезаряду и глубокому разряду, дешёвые... И где они сейчас? Не найти... Потом появились "улучшенные" НК. Срок службы - уже не более 25 лет, но тоже неплохо! :)) Ещё небольшое улучшение - металгидридные АКБ, эти уже и пятнадцати лет не служат... Ну, и "вершина эволюции", литиевые батареи - срок службы не более пяти лет, малейший перезаряд - взрыв, переразряд - тоже батарея на свалку... :dont_know: "Где здравый смысл? Где логика? (с) :)))
Та же направленность и в технологиях свинцово-кислотных батарей. Старые были крепче, и зачастую долговечнее! :dont_know:
Наблюдаем интересное противоборство: производители всеми путями и способами сокращают срок службы до наименьшего гарантированного, пользователи пытаются срок службы увеличить... :dont_know: :)))

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 08:44:13

<offtop>
As, да нет противоборства в общей массе :). Потребители давно сдались.

</offtop>

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 09:12:36

Щелочные, и почти вечные - служили до сорока лет

Ого :shock: Надо доставать или делать.
"вершина эволюции", литиевые батареи

А может быть, и вершина деградации. Техника становится все капризнее. Про такое слово, как ремонтопригодность, все забыли.
да нет противоборства в общей массе :). Потребители давно сдались

Да, и это печально. Но мы, радиолюбители не сдадимся. :kill: :lol:

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 14:13:54

As, пожалуйста, используйте в своём смартфоне вечные щелочные или кислотные аккумуляторы. Только равный по плотности энергии современному литиевому (я уж молчу про литий-полимерные) будет весить где-то килограмм. Да-да, ваш 50-граммовый аккум равен килограммовому старому. Ну, лямки там приделаете, ручки... Ранец с антенной, как во времена второй мировой. А через три года, когда ваш смартфон морально устареет - подпаяете этот аккум к новому :)))

Прежде, чем критиковать, надо въехать в тему, хоть поверхностно.

Те же задачи, которые я решал на ХТ с 640k памяти, я теперь решаю на компах с гигабайтной памятью и гигагерцовыми процессорами

Опять вас под дулом пистолета заставляют новое железо использовать. Да пользуйтесь своим XT на здоровье, пользуйтесь!

Флуд прекращаем. Хотите пободаться - велкам в МЯУ.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 17:55:26

всему свое место. НЖ (никель-железные) применяют до сих пор на электрокарах и электропогрузчиках, а также в железнодорожных вагонах тоже НЖ батареи.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 18:12:00

Вот где их искать значит. :)

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 19:18:46

а они тебе подойдут по размеру и весу?
одна банка ТНЖ-450 весит около 16 кг.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 19:48:31

Пол не провалится :)

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Пт май 24, 2013 20:48:51

ЖН, при всей своей долговечности, имеет и самый выраженный "эффект памяти", а потому батарею каждый раз нужно обязательно полностью разряжать и полностью заряжать... Это можно считать минусом, но и это решаемо - можно обзавестись парой батарей (пока одна заряжается - другая питает нагрузку...). Я думаю, что, не смотря на далеко не рекордный к.п.д. и необходимость "двойного комплекта" - это лучшее решение для работы в "системе автономного энергоснабжения", без доступа к внешней электросети. Жаль, что контроллеры солнечных батарей "не умеют" работать со щелочными батареями... :dont_know:
Кислотные батареи тоже весьма неплохи для стационарного использования. В отличие от щелочных, для них работа по "полному циклу" (когда батарея разряжается "в ноль") приводит к быстрому износу, но в буферном режиме они работают долго и надёжно. Кислотные батареи современных систем (с гелевым электролитом или AGM) не требуют обслуживания в течении всего срока эксплуатации (щелочным, для многолетней работы, нужна регулярная замена электролита, обслуживаемым типам кислотных - доливка дистиллированной воды...). Литий, как бы его не хвалили, хорош для мобильных систем, стационарно использовать его не имеет смысла... :dont_know:

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Сб май 25, 2013 06:20:09

не ЖН, а НЖ. на первом месте стоит буква положительного электрода. порядок записи букв изменен очень давно.

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Сб май 25, 2013 13:52:20

Не знал... :dont_know: Мне попадались только ЖН и ТЖН, НЖ пока не видел... :dont_know:

НЖ АКБ тоже вполне можно бы модернизировать, странно, например, то, что элементы до сих пор делаются в стальном корпусе, именно по причине сквозной коррозии которого и приходится выбрасывать аккумулятор... Что интересно, наши "старьёвщики" щелочные батареи принимают только с исправными банками, проржавевшие не берут... :dont_know:
Шахтёрские фонарики с щелочной батареей из трёх элементов в пластмассовом корпусе мне пользовать приходилось - очень крепкая конструкция, и не такая уж тяжёлая... :dont_know:

Re: Общие вопросы по аккумуляторам

Сб май 25, 2013 14:00:29

что-то уж очень старое тебе все попадалось... я начал работать на аккумуляторном заводе в 1978 году, уже в ходу было новое обозначение (НЖ, НК)
Ответить