Флейм в чистом виде - все что угодно...
Но - в рамках закона :)
Ответить

Какая конструкция положила начало вашему радиолюбительству?

Детекторный приемник
114
25%
Приемник прямого усиления
40
9%
Усилитель, магнитофон или нечто подобное
72
16%
Мультивибратор, мигалка на транзисторах или что-то подобное
191
42%
Цифровое устройство (без МК)
17
4%
Микроконтроллерное устройство
17
4%
 
Всего голосов : 451

Re: Кто с чего начинал?

Чт ноя 17, 2016 21:36:43

Первое собранное мной лет в 14-15 было цветомузыкой, которую я так и не решился включить. Все-таки в розетку нужно втыкать, а гальванической развязки никакой. Схема была на тиристорах из пионерского журнала "Костер".
Был еще рефлексный радиоприемник, который при вращении ротора переменного конденсатора издавал различные чудесные звуки. По своему прямому назначению он не работал.
А впервые (насколько мне подсказывает память) у меня заработал дисторш из "ЮТ". Ну многие помнят наверное ту статью про гитару :)
Тоже не обошлось без сюрприза. Мне попалась К553УД2, у которой надпись была перевернута относительно 1-го вывода. Очевидно брак, потому что такого мне больше никогда не попадалось. Я долго думал, как же мне впаять ее, поверить надписи или точке. Поверил надписи и проиграл :)) Естественно ничего не заработало, но микруха не взорвалась. А когда заменил ОУ и правильно его впаял, все заработало. Плату, кстати, делал сам, на гетинаксе.
На несколько лет этой жужжалки мне хватило. Наверное лучший звук из всех моих гитарных самоделок был именно у нее.

Re: Кто с чего начинал?

Чт дек 15, 2016 05:41:16

В детстве с 5 лет, изучал журналы РАДИО в читальном зале библиотек, а попутно выпаивал детальки со всякого хлама. Потом после одной печальной истории и переезда перешел на программный уровень. На самом-то деле ничего так и не собрал, только разбирал и учился.

А тут месяца 3 назад один ушлепок-инженер фигово мне ноут почистил. Я разозлился и сделал все сам, как полагается, вычистив до последней пылинки. А пока этим занимался, что-то во мне проснулось "сделай сам" и понеслась. Вот теперь донимаю тут вас своими вопросами, что аж некоторые плачут

Re: Кто с чего начинал?

Чт дек 15, 2016 22:45:11

МРБ (Массовая Радио Библиотека) тоже в ходу была. Да и сейчас актуальность не потеряла.

Для меня транзистор долгое время тоже был как темный лес.
ИМХО для начала нужно досконально разобраться с ключевым режимом работы с ОЭ, так как он наиболее простой. Когда будут поняты основные параметры и принцип работы, на этот скелет можно навешивать остальное мясо, постигая активный режим, другие варианты включения (ОБ, ОК), далее разные базовые схемы токовые зеркала и т.д.

Мне помогли разобраться знакомый инженер электронщик и здешние коты. :beer:

Re: Кто с чего начинал?

Пт дек 16, 2016 08:01:01

Исторически, для транзистора первым был режим с общей базой... :roll: :))

Re: Кто с чего начинал?

Пт дек 16, 2016 09:40:10

Исторически... кварцевая хрень с пружинкой :)))

Re: Кто с чего начинал?

Пт дек 16, 2016 10:15:49

Так транзистор и "вырос" из исследований кристаллического детектора... :dont_know: Для проведения измерений исследователь применил вторую иголку, тыкая ею вокруг перехода - и обнаружил взаимную зависимость тока через эти две иглы... :dont_know:

Re: Кто с чего начинал?

Вт дек 20, 2016 00:26:07

:solder: Попалась тут "электрошкола для начинающих", типа паять учит на коммерческой основе или мастер-класс "как не надо паять", начиная от элементарной организации рабочего места, его освещения, оборудования и заканчивая требованиями охраны труда: https://vk.com/electro432
Фото: https://vk.com/album-133596416_238676420

Несколько фото оттуда для примера:
СпойлерИзображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Чего не сделаешь ради того, чтоб заполучить денег с доверчивых нубов... :facepalm:

Re: Кто с чего начинал?

Вт дек 20, 2016 11:31:44

As писал(а):Так транзистор и "вырос" из исследований кристаллического детектора...

И светодиод оттуда же вырос. :)

Re: Кто с чего начинал?

Вт дек 20, 2016 12:00:04

Да, первые исследования велись в Нижнем Новгороде... :))

Re: Кто с чего начинал?

Ср дек 21, 2016 03:16:22

В "Радио" за 24 год есть интересная статья на эту тему. Современный "Радио" одно время печатал страницы из тех старых номеров. Сейчас почему-то перестали... :(

Re: Кто с чего начинал?

Ср янв 18, 2017 14:27:08

Не скажу, что это моя первая конструкция и первый вариант цветомузыки, но последний долго используемый.
Сотворил я его где-то году в 1978. Это экранный блок, завалялся на антрисолях, вот наткнулся на него в поисках елочных игрушек. А прожектора и блок управления давно уже почили в мусорном баке. Двухслойный излучатель.


Изображение

Изображение

Изображение
Вложения
CM-3.jpg
(209.25 KiB) Скачиваний: 1164
CM-2.jpg
(202.95 KiB) Скачиваний: 1155
CM-1.jpg
(125.43 KiB) Скачиваний: 1446

Re: Кто с чего начинал?

Пн янв 23, 2017 13:28:25

А я в 10 лет (1986г) записался в радиоклуб "Электрон" (г.Йошкар-Ола). Сейчас этого радиоклуба нет, вместо него мебельный магазин.
Преподаватель в этом радиоклубе Арнольд Адольфович Титке.
Занимался я там абсолютно бесплатно, летний лагерь-бесплатно, детали и материалы-бесплатно.
Постоянно участвовал в выставках. Получал и собирал грамоты.
И надо сказать радиоклуб меня всему и обучил (схемотехника, технология, работа на различных станках).
И вот пришла пора поступать в институт на Радиотехнический факультет. И я принес все свои грамоты, а на них в приемной комиссии даже не взглянули. Сказали "Чего это ты макулатуру принес". И отучился я там и получил корочки и много ненужной информации.
(Один раз чуть не отчислили: Заприметил меня на 2 курсе один преподаватель и порекомендовал зав.кафедрой. (фамилии опускаем). И поручили мне отремонтировать стенды в лаборатории, сказали деталями снабдят. Время шло, а деталей все не выдавали, хоть я их постоянно спрашивал. Пришлось детали притащить из дома (одних только тумблеров штук 40 точно перепаял.) В конце концов все стенды были отремонтированы. На следующий день вызывает меня зав.кафедрой и говорит " Чего это ты себе возомнил. У меня студенты сначала кирпичи в саду должны таскать. Все, с сегодняшнего дня ты не работаешь на кафедре". Что он этим хотел сказать, я до сих пор понять не могу. И все, учебу как отрезало, отметки выше тройки не выставлялись. И то после нескольких пересдач.
Пришлось перевестись на другую кафедру (тоже РТФ). Нужно было только досдать один предмет. Преподаватель выдал мне тетрадь чтобы я готовился, полистал я при нем и говорю "А я все это знаю, можно я прямо сейчас сдам экзамен?" Надо сказать, преподаватель очень удивился, но согласился. Экзамен я сдал сразу, устно, без подготовки, по нескольким темам на 5. (Б....ь на предыдущей кафедре у меня чуть голова не треснула от этих пересдач, а выше тройки не ставили.)
А здесь попался нормальный зав.кафедрой и дальше весь институт я при кафедре паял и оценки были адекватные и в выставках участвовал и грамоты получал (только мне их почему-то не выдавали на руки).)
И окончил я институт по специальности инженер - электроник, конструктор, технолог.
Кстати из всего выпуска по специальности работают только 2 человека (один из них я).
И до сих пор я занимаюсь электроникой (и работа и хобби).

Re: Кто с чего начинал?

Пн янв 23, 2017 14:17:28

А у нас не было нихрена ничего и никогда. На мусорке находили раздолбанную бытовую технику. Совсем неандертальцы - просто пинали ее. Те, кто ближе к кроманьонцам - брали в руки и разглядывали, а х..ли там внутри? Позднее с этих же свалок брались комплектующие ( с помощью кусачек) и иногда метод тыка доводил до познания очередной тайны вселенной. Родители считали что за это "приедут кто положено и увезут куда следует". Потому, дебильная дойка коровы и кормежка е...нутой свиньи - почет и уважуха за "помощь маме", а распатроненный на кухонном столе ВЭФ-202 с помойки - ремень и ругань. Забегая чуть вперед, к восемнадцати меня окончательно выгнали из дома, за установку пятиэлементного волнового канала на 6 - 12 ТВ каналы, вместо тупорылой польской решетки. И никого не ипло ни разу, что телевизор стал показывать как на магазинной витрине - без единой помехи. Мотивация - да как в любой деревне - "такого ни у кого нету, придет участковый и оштрафует теперь." За всю ту жизнь из приборов видел только ТЛ-4, и тот часто оказывался без половины функциональности. Потому что три рубля на водку - да ради бога, а рубль на батарейки - хрен вот вам. Сам ТЛ-4 собственно и был выпрошен у деревенского алкаша, всю жизнь мечтавшего стать "телемастером", за пару ковшей браги. Один леший, мастер с него был такой, что второй раз его для починки ТВ никогда уже не приглашали. Уже в старших классах предки допетрили, что дети когда вырастают, они женятся обычно. А для этого надо ходить "в клуб на дискотеку". Клуб, понятно, в городе. Так я по выходным стал посещать читальный зал городской библиотеки. Там журналы Радио и разные радиотехнические книги помогли пониманию сути и самообразованию. Домой литературу не брал, потому что сразу спалили бы, где у меня "дискотека" проходит. Т.е. за свои знания можно было легко поиметь клеймо "дебила". Парадокс, однако.
Такое вот пи..датое радиолюбительское детство. А вы говорите, радиоклубы, дворцы пионеров...

Re: Кто с чего начинал?

Пн янв 23, 2017 14:52:29

Дааа тяжелое детство. Тоже ковырял всякую хрень. :beer:

Для начинающих. Я, как и многие, почему то во главу угла ставил напряжение. Мол оно создает разницу, и появляется ток... и мне было сложно понять принцип работы многих устройств. Только потом я понял, что напряжение и ток в общем то равноценны. На напряжение нужно смотреть тогда, когда это важно устройству (например полевой транзистор управляется напряжением), соответственно на ток тоже надо смотреть тогда когда это актуально (например биполярный транзистор управляется током). Надо изучить разные приборы, разные случаи... и тогда мешанина с напряжением и током постепенно уходит.

Re: Кто с чего начинал?

Вт янв 24, 2017 04:32:39

В радиокружок тоже ходил, но успел собрать только детекторный приёмник. Далее начались грёбаные 90-е, всё развалилось и закрылось...
.................
Поначалу был знаком только с напряжением. Знал, что при последовательном соединении напряжения складываются. И всё. Большему батя (царство ему небесное) не успел научить.
Что же касается ампер (указанных на лампочках для карманных фонарей), то я считал, что они относятся к напряжению так же, как, скажем, килограмм к тонне (думал, что это некие доли вольта). :)))
И ещё был уверен, что нагрузка берёт только строго то напряжение, что на ней написано (в качестве номинального). То есть, в моём понимании нагрузки вели себя подобно стабилитронам. Поэтому соединил в гирлянду несколько лампочек на 28В, несмотря на то, что большинство было на 100 мА, а две - на 50 мА. И был удивлён, когда они сгорели мгновенно. Мало того, в цепь я включил диод Д2Е, думая, что это предохранитель. :)))
Рещил также запитывать нагрузки на 12В через гирлянду тех же лампочек 28Вх2,8А и других. И подключил так моторчик от магнитофона (с встроенным стабилизатором). Не зная, что ему надо постоянку, а в сети переменка. Моторчик слабо закрутился (стабилизатор взял на себя роль выпрямителя). Это меня удивило - почему так плохо крутится? Этот же моторчик я включал и на постоянку в обратной полярности. Что удивительно, встроенный стабилизатор после всех этих экзекуций остался жив. Я был уверен, что на выходе этой "гасящей гирлянды" из лампочек напряжение строго 12В, независимо от нагрузки. И был очень озадачен, когда получил хорошего пинка, взявшись руками за выводы для нагрузки. :)))
Доставал своими тупыми вопросами знакомого электрика. В частности, просил его подобрать мне такой резистор, последовательно с которым вольтметр покажет 30В (при включении в 220). Хотел через этот резистор питать любую 30-вольтную нагрузку. :)))
Хотел также запитать лампочку подсветки часов (24Вх3Вт) через набор резисторов на 2Вт (думал, что падение напряжения равно мощность х2) и ЖД-лампочку.
Наконец, электрик понял, в чём дело и сказал мне: "Даю тебе задание - изучить закон Ома". В школе мы до него ещё не дошли, поэтому нашёл старый мамин учебник по физике за 9 класс и стал штудировать закон Ома. После этого сразу же рассчитал гасящий резистор для лампочки - и лампочка засветилась! Только вот почитать про мощность не удосужился. В результате маломощные резисторы (из которых составил гасящий) задымили. Но я, недолго думая, взял пару резисторов МТ-2. Они выдержали 5-кратную перегрузку без дыма. Ну и поставил их в часы для лампочки подсветки. Включалась она кратковременно, поэтому резисторы прослужили около 10 лет, после чего один таки ушёл в обрыв.
Далее было уже самостоятельное изучение советских книжек по радиотехнике.

Re: Кто с чего начинал?

Сб фев 18, 2017 01:43:20

Эх много историй интересных было...молодость молодость! :)) Мультивибраторы и приемники собирал с начальной школы. Было тогда в школе модное увлечение взять конденсатор от компенсатора реактивности светильников для ЛБ 40, 4мкф х 400В, заряжать его в розетке ( от переменки как получится :)) ) и разряжать на всяки разные предметы искра была но так себе слаааабенькая.
Мною было проведено усовершенствование устройства. Был взят электролит 50мкф х 400В, к нему припаян диод Д7Ж. Зарядка из розетки осуществлялась через диод, а разрядка напрямую! Вот это был фурор!!! Искра вырывала куски металла из подвергшихся экзекуции металлоконструкций! Половина школы стояла в очередь за чудо устройством! Было это в 75 году, вот такой был бизнес...с тех пор в общем в деньгах и не нуждаюсь :)))

Re: Кто с чего начинал?

Вс фев 19, 2017 07:06:40

С конденсаторами в школе баловались многие... У нас тоже такое развлечение было. Конденсатор прятался в карман, а провода через рукав выводились наружу... :roll:
(но засунуть майского жука на ниточке за шиворот впереди сидящей девчонке всё равно было гораздо интереснее... :))) )

Re: Кто с чего начинал?

Вс фев 19, 2017 11:19:24

Паука или таракана на руку - ещё круче, эффектнее. :)))

Re: Кто с чего начинал?

Вс фев 19, 2017 11:43:34

Сосулька за шиворотом мгновенно учила самым экзотическим западным танцам...

Re: Кто с чего начинал?

Сб фев 25, 2017 21:33:14

As писал(а):(но засунуть майского жука на ниточке за шиворот впереди сидящей девчонке всё равно было гораздо интереснее... :))) )

diesel170 писал(а):Паука или таракана на руку - ещё круче, эффектнее. :)))

Муркиз писал(а):Сосулька за шиворотом мгновенно учила самым экзотическим западным танцам...

Брал стальную гибкую тонкую линейку 30 см и подкладывал на стул впереди сидящей. Когда садилась, вытаскивал из-под неё. :)))
Потом стали приносить толстые, как они тогда назывались, "суровые" нитки, потому что девчонки стали оглядываться и линейку замечали. :)))
Ответить