Обсуждаем цифровые устройства...
Ответить

Переключатель двух цепей

Чт мар 02, 2006 16:06:01

Всем привет!
Предлагаю поразмять мозги и помочь полному профану (то бишь, мне) :shock:
Задача такая: есть две цепи (12VDC) и, соответственно две кнопки (не фиксируемые), сила тока - малая (доли ампера), не для нагрузки, а для управления.
0. Исходное состояние - все отключено.
1. Жмем на первую кнопку - замыкаем первую цепь, жмем повторно - размыкаем цепь. (Со второй кнопкой - аналогично).
2. При этом нужно следующее: если первая цепь замкнута, то нажатие второй кнопки должно размыкать первую цепь и одновременно замыкать вторую.
3. И последнее: даже если одна из цепей остается замкнутой, общее отключение питания должно привести все в исходное состояние, т.е. усе выключено. :)

Просьба паяльниками не лупить, а лучше, если возможно, разжевать как, скажем вот тут: http://www.radiokot.ru/circuit/digital/automat/01/

Чт мар 02, 2006 16:42:16

то есть получается так, что каждая кнопка рулит своим счетным триггером, а выход каждого триггера завязан со сбросом другого триггера.

Серж, нужеы ли задержки при отключении одной цепи и включении другой? Скажем, если хрень будет рулить реверсивным двигателем, то адназначна надо выдержать время до полной остановки двигателя, а потом его реверс.

А вооще - как принято здесь - рассказывай, что это будет :)

Чт мар 02, 2006 16:45:19

Можно взять специализированную микросхему - например ssm2404 или ssm2160.
Производят товарищи из Analog Devices.

Чт мар 02, 2006 17:02:49

Наконец удалось войти под своим ником (Сергей - это я).

Задержка как таковая не требуется.

Обчий смысел такой: есть пульты для мотоцикла, на которых поворотники включаются двумя кнопками - справа и слева соответственно. Работают, пока удерживаешь кнопку нажатой, что не есть гуд, ибо при сем еще и рулить, газ давать и тормозить иногда приходится. Так вот и хочется получить в результате возможность включать-выключать-переключать поворотники.

Чт мар 02, 2006 20:13:56

А чем просто кнопки с фиксацией не устраивают? Или трехпозиционнй тумблер?

Чт мар 02, 2006 20:41:58

а они на разных руках у него сидеть будут.

Чт мар 02, 2006 22:15:09

господа, ну че человека пугаете! :) Все решается на двух триггерах.
Вложения
pereglu4atel.gif
(4.97 KiB) Скачиваний: 544

Чт мар 02, 2006 23:57:24

Prosper Как я понимаю мотоцикл БМВ или Харлей? там вроде по разным сторонам кнопки. Напиши какой мотоцикл у тебя. Проще всего поставить пульт от японца и пользоваться одной универсальной кнопкой на одной стороне. пулть можно подобрать на разборке, и держать кнопу не надо, все автоматом. Я кстати именно и занимаюсь мотоциклами. Да, маленький пульт можно взять от скутера, управление там такоеже. И еще можно собрать залипающее реле.

Пт мар 03, 2006 10:31:38

Нет, мотоцикл - Урал, но! Пульты от Харлея (зачем другие ставить, ежли эти имеются) :lol:

Пт мар 03, 2006 10:44:21

Butler, значит можно антидребезговую схему взять из "Переключателя полярности", а микросхему - тоже 561ТМ2. А усиление сигнала после микросхем здесь не потребуется? (Дальше будет стоять обычное автомобильное реле поворотов).

Пт мар 03, 2006 10:57:35

Требуется, конечно :)
Ставьте КТ815 после миросхемы...

Пт мар 03, 2006 16:13:15

Будьте добры, проверьте, где что не так... (честно говоря впервые в жизни что-либо подобное рисую :shock: )
Вложения
switch.gif
Переключатель
(8.82 KiB) Скачиваний: 485

Пт мар 03, 2006 16:50:43

Да вроде все так :)
Только от +12 вольт это запитывать нельзя - тут уже где то это обсуждалось...
Надобно стабилизатор на 9 вольт. Либо LM, либо КРЕН8А. И кондеры по 0,1 на входе-выходе стабилизатора, плюс один непосредственно на ногах микрух...

Пт мар 03, 2006 17:22:01

Но ведь ежли схему запитать 9В, то и на выходе получим тоже 9В. А управляемое реле (автомобильное) рассчитано на 12В. Будет ли все это работать?

Пт мар 03, 2006 18:00:50

на выходе мы получим параметры, зависящие от схемы выходных элементов. Иначе, как ОНО включим, так и будет.

А как будет?
А как надо? мы накидали схемку управления, а про сопряжение с релюшкой поворотов речи не было :) пешы схему релюшки :)
Тебе же надо еще, чтобы лампа поворотов моргала, так ведь? простое автомобильное реле моргать не будет, адназначна :)

Пт мар 03, 2006 18:08:53

Упс! :cry:
Тады вопрос: можно ли изменить схему, чтобы увязать ее с 12В-вым обычным автомобильным реле поворотов и аварийной сигнализации (оно как раз и помаргивает)?
Или нужно придумывать и моргалку тоже - для уже 9В? :shock: :shock: :shock:

Сб мар 04, 2006 11:34:39

у тебя штатные кнопки (рычаги) поворотов одним концом на реле поворотов идут, а вторым куда? на +12 или на массу? Иными словами, что надо подать на реле поворотов, чтобы заморгало? + или - ?

Пн мар 06, 2006 11:36:27

Нашел в своей схеме пару ошибок. :? Вот прикрепляю исправленный вариант (со стабилизатором).
Штатные кнопки подают на реле +12В.
Кстати такой вопрос: можно ли пустить на транзистор ток 12В вместо 9В (вместо красного пунктира на схеме)? Тогда, по идее, на выходе тоже получим 12В, что, собсно, и требуется... :wink:
Вложения
switch1.gif
Переключатель
(9.37 KiB) Скачиваний: 469

Пн мар 06, 2006 12:56:41

ну для начала, ток измеряется в амперах, а не в вольтах :)

на эмиттере открытого обратного транзистора будет напряжение примерно на 0,7В меньше, чем на базе. То есть если у тебя схема управления дает на базу транзистора 9В, то на эмиттере будет 8...8,3В независимо от того, сколько вольт на коллекторе.

Пн мар 06, 2006 14:03:46

вот что-то мне подсказывает, что такая схема работать будет плохо. И вот почему выход микрухи даст 9 В. Делим на 1к, получаем 9 мА в базу, это максимум. бета у кт815 лежит в пределах 40-100, то есть ток коллектора, да и эмитора вместе с ним не будет превосходить 0.9 А, но это при заземленном эмиторе. Если у нас между эмитером и землей стоит что-нибудь имеющее более или менее большое сопротивление - единицы Ом, то ток через это сопротисление будет мал - учите закон Ома. Короче, нужен либо Дарлингтон, либо сразу же кт827, у него бета существенно повыше.
Ответить