Все прочитали, вроде даже поняли, взяли паяльник - а нифига не получается? Скорее сюда! Поможем. Чем можем...
Ответить

Re: Мелкие практические вопросы

Чт май 25, 2017 19:05:03

Слышал и пытался прилепить, только вот нагрузка ключей это лампы накаливания по 75Ватт, и при включении происходит практически КЗ на несколько милисекунд, в результате чего срабатывает эта самая защита.
Если делать задержку, то иногда включается нормально, а иногда защита опять срабатывает при открытии транзистора (зависит от температуры за бортом). А при КЗ в половине случаев транзистор всё-равно горит. Спалил уже штук десять с этими опытами.
Поэтому я и на плавкие перешёл, думал стопудовый вариант - а хрен там :) .
Похоже с такой индуктивной нагрузкой остаётся только перепаивать транзисторы после КЗ. :(

Re: Мелкие практические вопросы

Чт май 25, 2017 19:33:12

Может проще устранить причины КЗ, вызывающие сгорание транзисторов? Или применить более надёжную схему, например на реле (не китайских)?

Re: Мелкие практические вопросы

Чт май 25, 2017 19:36:01

isx
Ключ должен обеспечиать режим работы на холодные нити с соответствующим током и защита должна тогда на этот ток расчитана.
А просто задержку делать для ключей, не расчитанных на "холодный ток" вредно - может за время задержки и сгореть ключ.
Вообще-то к защите всегда требования противоречивые, потому и трудно найти оптимальную на все случаи жизни...

Re: Мелкие практические вопросы

Чт май 25, 2017 19:37:52

Для ламп накаливания как раз достаточно ограничить ток на полевике на уровне два-пять крат от номинального (для лампы)
Вот, для примера http://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=113034

p.s. Стартовый ток галогенки - это 14~16 крат от номинального.

Re: Мелкие практические вопросы

Чт май 25, 2017 20:31:02

А поясните тогда, как так получается, что драйвер галогеновых ламп с простой схемотехникой нормально стартует с холодными галогенками? Из-за отсутствия защиты стартует? И какую схемотехнику имеют нормальные драйверы галогеновых ламп, которые имеют защиту по току? Неуж то мощный резистор и реле как в сварочных инверторах?...

Re: Мелкие практические вопросы

Чт май 25, 2017 23:57:32

diesel170 писал(а):Может проще устранить причины КЗ, вызывающие сгорание транзисторов? Или применить более надёжную схему, например на реле (не китайских)?

Эта схема является заменой штатной электроники грузового авто (родная выгорела в ноль) и защита нужна на случай перетирания проводов, их защемления и прочих людских (водительских) факторов, так как перепаять транзисторы в дороге нет возможности (водитель может и не знать что такое "паяльник"). Реле - это вечная проблема, так как из за такой нагрузки даже реле на 40А постепенно подплавляет контакты и через пару месяцев перестает нормально работать.
rl55 писал(а):Ключ должен обеспечиать режим работы на холодные нити с соответствующим током и защита должна тогда на этот ток расчитана.

Ключи подбирал с большим запасом по току (74А у IRF4905 при постоянном токе нагрузки в 6А). Провода от АКБ и до ламп длиной примерно 6 метров. Сечение провода от схемы к нагрузке 2мм. При старте лампы происходит практически КЗ из-за индуктивности нагрузки, также при КЗ из-за индуктивности и сопротивления проводов напряжение мгновенно не падает на шунте. Получается что микроконтроллер, считывающий напряжение с токового шунта не может различить эти две ситуации. Я даже пытался вместо шунта использовать сопротивление канала MOSFETа (надеясь на то, что при нагревании кристалла сопротивление резко увеличится и можно будет распознать КЗ и отключить питание до сгорания транзистора), но ожидаемых результатов это не принесло.
Slabovik писал(а):Для ламп накаливания как раз достаточно ограничить ток на полевике на уровне два-пять крат от номинального (для лампы)

Что значит "ограничить"? Выключать при достижении предельного тока и включать при возвращение его в допустимые пределы? Тогда при КЗ провод станет нитью накала со стабилизированным током (довольно приличным в моем случае) :) .
При включении лампы она у меня жрет ток примерно в 10 раз больше номинального. При этом при замыкании конца провода (того, который идет от нагрузки к схеме) ток, который на нем образуется не способен спалить предохранитель на 50А (при длительном КЗ) и начинает плавить этот провод (я так понимаю сказывается длина и сечение провода). Из-за этого я не могу ограничить максимальный ток, так как защита начинает срабатывать при каждом включении лампы. И что парадоксально - при таком КЗ сгорает и IRF4905, со своими 74 амперами (транзисторы не левые - разбирал и смотрел, кристаллы довольно большие).
Сечение проводов увеличить не могу, так как родные провода были такие и отверстия в кузове и раме сделаны под них. Если увеличить сечение, то придется много чего рассверливать и переносить.
Можно ли в такой ситуации что-нибудь сделать или придется все лепить на КАМАЗовские реле (чтоб хоть купить и заменить в дорого можно было)?

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 00:11:09

По-моему, нужно всё-таки сделать плавный пуск ламп ШИМом. Это заодно и лампам жизнь продлит.
Можно поставить и реле советского производства (те же камазовские со старых машин). У них честные амперы, а не китайские.
Как показывает практика, релейные схемы управления лифтов и электротранспорта нередко оказываются надёжнее электронных.

Ещё вариант - включать лампы тринистором (опять же, только советским), добавив в цепь дроссель небольшой индуктивности. Например, советский КУ202Н выживает при сгорании 1-амперного предохранителя, если в цепи есть дросселёк.
Параллельно тринистору подключаем полевик последовательно с конденсатором. Параллельно конденсатору - резистор. Суть такая: при открывании полевика его канал совместно с разряженным конденсатором шунтирует открытый тринистор и тот запирается. Вместо полевика можно поставить и второй тринистор.

Либо попробовать поэкспериментировать с такой схемой, включив нагрузку параллельно катушке реле.
СпойлерИзображение

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 01:01:41

diesel170 писал(а):Можно поставить и реле советского производства (те же камазовские со старых машин). У них честные амперы, а не китайские.

Не особо. Есть отличия, но незначительные (имел с ними ранее дело).
diesel170 писал(а):Как показывает практика, релейные схемы управления лифтов и электротранспорта нередко оказываются надёжнее электронных.

Может там конструкция и запас по току особые. Безопасность людей как-никак на кону :dont_know:
diesel170 писал(а):Ещё вариант - включать лампы тринистором (опять же, только советским), добавив в цепь дроссель небольшой индуктивности.

Двадцать каналов с дросселями на 6А, думаю тяжеловато. Да и для отключения тринистор нужно оборвать цепь, поэтому при постоянке это может стать проблемой (управляется у меня все через МК и оптроны).
Появилась такая мысль.
Что если нам всегда ограничивать ток на MOSFETе, скажем до 10А. И при этом, если защита срабатывает в течении полсекунды (за это время лампа точно разгорится), то мы воспринимаем это как КЗ и отрубаем питание. Я думаю 10А в течении полсекунды не должны пожечь провод. Да и транзистор будет чувствовать себя комфортно. На крайняк, если защита затупит, то сгорит предохранитель, а если затупит и стабилизация тока, то сгорит и транзистор с предохранителем, спасши проводку (но это не должно произойти).
Выглядит гладко, но, подозреваю есть подвох. Я уже все простые решения сильно подозреваю, паранойя блин :kill: :facepalm:

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 05:54:48

isx, вам нужно пересмотреть концепт на применение других компонент. STM выпускает вполне доставабельные для вашего применения ключи с защитой по току с возможностью коммутации либо по +, либо по массе. Вот, например http://www.st.com/en/automotive-analog- ... 920-e.html. Пересмотрите этот раздел коммутаторов, выберите, что для вас приемлемо, и на них ориентируйтесь. Потому что если делать аналог на рассыпухе (а по вашим запросам аналог вам и нужен), получится относительно много (не говорю, что невозможно, наоборот).

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 06:41:52

Слышал и пытался прилепить, только вот нагрузка ключей это лампы накаливания по 75Ватт, и при включении происходит практически КЗ на несколько милисекунд, в результате чего срабатывает эта самая защита.

Похоже с такой индуктивной нагрузкой остаётся только перепаивать транзисторы после КЗ. :(

с к5аких это пор лампы накалу стали индуктивной нагрузкой? :shock: :dont_know:
это активная НЕЛИНЕЙНАЯ нагрузка (с болшим пусковым током) выще правилно сказали -
1ключ должен с запасом в 2-3раз выдерживать ПУСКОВОЙ ТОК
2 при организации защиты не годятся МК схема должна быть аналоговой!(мк просто ЧАСТО не успет отработать проблему)
если вы всеже юзаете МК сделайте мягкий старт Шимируйте ключ при пуске или реакторы со снабом введите в стоки
вариант реле тоже рабочий автореле живут годами выдерживают даже кз... вообще авто специфичная тема как правилно заметили есть спецулючи для таких целей с встроеной защитой -но ДОРОГО

Добавлено after 5 minutes 59 seconds:
из ходя из того что на фары обычно стоят 2х100вт гало то при 12в будет ток пуска 17х10=170а так что вам нужны минимум 200а мосфетики или лучще IGBT
то что ваш 75а клюсь горит-вполне обяснимо
тут без баяна врядли выйдет...

Добавлено after 4 minutes 8 seconds:
ПС сейчас наскоро загнал в симул баян их 2 х 100N03 вполне красиво работяет не вылазя ис обр при затворном более 11в
Последний раз редактировалось musor Пт май 26, 2017 07:05:51, всего редактировалось 2 раз(а).

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 06:59:11

[uquote="isx",url="/forum/viewtopic.php?p=3113753#p3113753"]
isx писал(а): При старте лампы происходит практически КЗ из-за индуктивности нагрузки, также при КЗ из-за индуктивности

первый раз слышу. Бедние физики, в гробах перевернулись наверное

isx писал(а):Что значит "ограничить"?

ограничивать-значит не допускать до какого-то предела. а если попробовать включать плавно через шим?

да и нормальные люди с бросками тока борются именно индуктивностями. а уж с большими выбросами напряжения на индуктивностях- снабберами, варисторами,rc цепями и тому подобными.
зрите в корень, учил козьма прутков
кстати можно организовать двуступенчастое включение, первая ступень через мощный резистор, вторая уже накоротко.

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 08:14:33

кстати можно организовать двуступенчастое включение, первая ступень через мощный резистор, вторая уже накоротко.
Не столь мощный, сколь теплоёмкий. Ему, будучи включённым ненадолго, надо только набраться определённых джоулей тепла и потом отдать их потихоньку окружающей среде... четвергу... пятнице... Блин, пятница же сегодня! :tea:

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 08:37:14

mickbell писал(а):Не столь мощный, сколь теплоёмкий.

ну, одноватный, на 0,5-1 ом врят ли выдержит, а даже 2хватный, как по мне так уже мощный.
можно термистор использовать, если найдется нужного номинала и мощи, а потом его блокировать фетом

переводить ключ в режим линейного ограничения тока, думаю не совсем тот путь, если он не выдерживает импульс, то при линейном ограничении врят лт ему будет комфортно. а вот раскачка короткими импульсами, с плавноувеличивающейся длительностью, думаю самое то

mickbell писал(а): Блин, пятница же сегодня!

пятница двойное 13-е :shock:

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 09:46:49

а вот раскачка короткими импульсами, с плавноувеличивающейся длительностью, думаю самое то
Да.

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 10:51:15

Доброго времени суток, спаял небольшую плату(схема комутатора для осциллографа С1-114), используя флюс FLUX PD-223 (http://www.farpost.ru/vladivostok/tech/ ... 27506.html) Он вроде как безотмывочный, но меня всё равно терзают смутные сомнения, надо ли его отмывать и чем это делать(плата то им залита)? Зубная щётка, смоченная в спирте подойдёт? Или лучше так оставить, типа естественная защита от окисления?

Как считаете, стоит ли купить небольшую УЗ ванну для чистки плат(какую-нибудь китайскую, с али за полторы тыс.р на 30/50Вт), не вредно ли для печатных плат УЗ ванна, ну там, надписи на микросхемах/деталях, краска не поотпадывает?

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 10:59:52

переводить ключ в режим линейного ограничения тока, думаю не совсем тот путь, если он не выдерживает импульс, то при линейном ограничении врят лт ему будет комфортно. а вот раскачка короткими импульсами, с плавноувеличивающейся длительностью, думаю самое то
не надо забывать что даже при диминге пуска ШИМОМ ключь должен быть 180+амперный иначе он будет работать генератором тока с огомной мощой на нем и сгорит.после пары пусков .. про ограничение тока аналогично ключ в ТО256 будучи холодным (20с) с радиатором 50см кв выдерживает толко один ПУСК... если вклюдать лампу надо несколко раз то он даст дуба на 2импулсе :facepalm:
про плат вану и мытье....
отмывать ВЧ и ШП схемы промывать обязателно кстати да же сотки им паяные я отмываю... мало ли какую он даст утечку и электролиз
мыть ли ваной или руками дело ваще :tea: ... можно даже мочалкой и в тазу .. :))) дешевле ваны с пузырьками однако.. :beer:
Последний раз редактировалось musor Пт май 26, 2017 11:08:17, всего редактировалось 2 раз(а).

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 11:02:18

Как считаете, стоит ли купить небольшую УЗ ванну для чистки плат(какую-нибудь китайскую, с али за полторы тыс.р на 30/50Вт), не вредно ли для печатных плат УЗ ванна, ну там, надписи на микросхемах/деталях, краска не поотпадывает?
За флюс не скажу, а что касается УЗ ванны - ничего она не портит. Пробовали отмывать и этиловым, и изопропиловым спиртом - делает это одинаково хорошо. Ванна такая: http://siriust.ru/oborudovanie/ultrazvu ... 000a-0.5l/ Можно и щёткой со спиртом.
Последний раз редактировалось mickbell Пт май 26, 2017 11:03:30, всего редактировалось 1 раз.

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 11:12:16

ван имею много...в каждой свой раствор... менять лениава и дорого особено тот что для полировки драга...
настоятелно советую вану целно меналическую из нержи!(она конечно дороже)...цинкованы жестянки бака проедат тока так задолбаетесь латать...
детали можно топить все кроме динамиков микрофонов и диспов-их пер экзекуцией отпаять...

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 11:37:28

isx писал(а):Не особо. Есть отличия, но незначительные (имел с ними ранее дело).

Значит это уже не советские.
isx писал(а):Может там конструкция и запас по току особые. Безопасность людей как-никак на кону


Влияние на безопасность невелико. Ну максимум посидят часок-другой в кабине или пешком подрапают.
isx писал(а):Двадцать каналов с дросселями на 6А, думаю тяжеловато. Да и для отключения тринистор нужно оборвать цепь, поэтому при постоянке это может стать проблемой (управляется у меня все через МК и оптроны).

Товарищи, ну когда вы перестанете читать по диагонали?
Разве 6-амперный дроссель - проблема? Всего-то "гантелька", намотанная до заполнения. Либо готовые стандартные.
И насчёт выключения тринистора - я же чётко написал:
diesel170 писал(а):Параллельно тринистору подключаем полевик последовательно с конденсатором. Параллельно конденсатору - резистор. Суть такая: при открывании полевика его канал совместно с разряженным конденсатором шунтирует открытый тринистор и тот запирается. Вместо полевика можно поставить и второй тринистор.

Re: Мелкие практические вопросы

Пт май 26, 2017 11:38:43

Я просто боялся что с запаянными на плату деталями что-то может случиться, если в УЗ ванне фольга дырявой становится, то мало ли, запаянные детали попортятся, страхово было :solder:
Ответить