Вопросы и замечания по статьям и схемам, представленным на нашем сайте

При поддержке РадиоКОТструктор.ру


Ответить

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 00:22:13

Уже неделю мучаюсь и пытаюсь собрать зарядное по схеме от PAW, которую он выкладывал в этой теме.
АТ 3.11.GIF
(20.49 KiB) Скачиваний: 65

Перевел свой БП в режим AT, поставив резистор 200кОм между Б-К транзисторов "горячей" части (они у меня 13009).
Переделал блок по схеме выше.
Схема вроде бы достаточно проста и понятна и даже почти заработала, но сразу после сборки и при первой же настройке столкнулся с проблемой...
Подстроечником выставил максимальный ток (8А) - с этим порядок (проверил под нагрузкой), а вот минимальный ток выставить ниже 6А не могу - БП отрубается даже без нагрузки. И при этом, опять же без нагрузки, не позволит запуститься до тех пор, пока подстроечник R14 (по схеме выше) не сбавлю до определенного положения обратно. Была еще обнаружена такая фигня - если БП не запустился и попробовать померять напряжение на 16-й ноге - то он запускается :) Такое впечатление, что минимально оказанное влияние на эту ножку меняет на ней напряжение таким образом, что ШИМ позволяет себе запуститься. Кстати, в незапущенном состоянии на 12-й ноге всего-то порядка трех вольт. При этом, если снова сбавить сопротивление между 16-й ногой и шунтом подстроечниками, то даже в таком состоянии ШИМ запустится и будет работать.
По всей видимости, при попытке сбавить минимальный ток, напряжение на 16-й ножке сравнивается с 2.5В. Может как-то напряжением на отрицательных выводах усилителя (15-й) нужно "поиграть"? Только не пойму, насколько и в какую сторону изменить его. Опять же, тогда и опорное Vref нужно менять?
Последний раз редактировалось kernel Вс янв 19, 2020 00:34:59, всего редактировалось 1 раз.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 00:34:11

если дежурку убрана (кстати зачем) то надежная запуска не может быть гарантировано в автогенераторном режимепри ипроизволном положени уставки регулячтороф
запитайте схему снова от дежурки(или от отделного БП12-20в на 12 ножку и отрегулируйте пределы если при этом все будет работать четко то придется либо уситлить запуск резисторами(чреввато перегренвом ключей и отказом защиты от кзили применить динстор
или вернуть дежурку строго говоря атх не обязан работать в режиме ат там nuh имет менше виткоф
можно попробовать динисторный запуск ка лампах экономках

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 00:39:29

musor, спасибо за ответ! Дежурку обратно запаять, конечно, будет непросто, но в принципе попробовать от 12В запитать TL-ку есть чем. Но все-таки, как это может помочь? Ведь когда блок все же уже запущенный и на ходу если регулировать ток (даже без нагрузки) - он отключается, пока обратно не верну. Т.е. он же в этот момент, полагаю, уже стабильно запущен от линии 12В и при этом все равно отключится в момент выравнивания напряжения на обоих плечах усилителя (когда сопротивление подниму). Ощущение, будто я не смогу выставить ток меньше, даже, если запитаю TL-ку более "надежным" питанием.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 00:44:48

опорка у вас от 5в внутрянки чипа494 если они не вышли на режим то и опорки нет..
по иде нававтогенераци и должном подгрузе должно быть полное заполнение вот толка ка на деле непонятно

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 00:56:00

musor, тут видите что получается, я не могу понять, почему он из режима выходит при регулировке (когда уже успешно работает) :) Одно дело, если б я настроил ток, например, 1А и на 12-вольтовом выходе нагрузил 1 Ом (сейчас настроено у меня 14.4В), то ШИМ, пытаясь "снижением напряжения" сбавить ток, сбросит его настолько, что для питания самой же ШИМ уже будет недостаточно и могут быть проблемы с автозапуском. Но! Ведь я без нагрузки не могу ток сбавить - ШИМ отключается и при этом каким-то образом при отсутствии нормальной опорки (да и вообще питания) умудряется "вынюхивать" тот момент, когда я вновь резистор верну на ток побольше и вновь готов запуститься. Т.е. просто почему-то "срабатывает ошибка" у него по напряжению на 16-выводе и он отключается.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 04:15:45

kernel, у вас сигнал с токового датчика идет через диф цепочку. Если на выходе появляется ВЧ пульсация при более низком КЗ, это может вызывать выключение БП если ШИМ контроллер запитывается от самого преобразователя.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 22:03:57

Похоже на дефектные подстроечники. Также надо исключить длинные соединительные провода.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 23:17:06

Спасибо всем за советы!

Подстроечники хорошие, не дефектные, многооборотистые. Возможно, обвязка вокруг ТЛ-ки, которая остается без изменений, несколько нестандартная.
Сегодня обратно вернул дежурку, затем заменил переменный резистор 1 кОм на 0.5 кОм, после чего удалось выставить минимальный ток 1А, максимальный 8А. Меньше 1А вроде же и не надо? Подскажите, какой минимальный ток может потребоваться (т.е. ток ограничения, который минимально отрегулировать можно будет переменным резистором)?

Еще из переделок - обмотки -5В у меня не было изначально, отмотал чуть больше половины витков от -12В обмотки, поменял концы ее местами - при нагрузке на вентиляторе около 13В, что меня устраивает (а без нагрузки он медленно крутится, примерно от 6 вольт). Только бывшую отмотанную -12В обмотку я запаял в то место, где раньше +5В обмотка была, поскольку масса общая нужна была (для питания индикатора до того, как дежурку обратно вернул).

Дроссель групповой стабилизации оставлял родной, немного свистит на токе около 8А. Сам шум почти не слышен и не беспокоит меня, нужно ли что-то еще предпринимать, избавляться полностью от свиста?
И еще, какое напряжение для свинцовых автомобильных 12В АКБ выставить, 14.4В?

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вс янв 19, 2020 23:30:16

смотря что хотим если зарядать дома (в теплен) яб боле 14в не ставил15 можно выкрутить минут на 10 в конце наблюдая за током чтоб выровнять плотность в банках-будет кипеть
если заряжать акум в холодном гараже или на улице выставте 14.4или даже 15 в но долго так не держите111
если надо сделать просто зарядку без настроек крутилок выставте 5-6а ограничения и 14в
если нужен режим храранения летом ставте 13.6 зимой 14
по иде можно извратится и поставить термодатчик чтоб от температуры коректировалось само...ка в продвинутых РР нонадо ли ?

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Вт янв 21, 2020 08:11:59

musor, спасибо! Обычно вроде бы резистор регулировки тока выводят на переднюю панель, а напряжение реже. И я в соответствии со схемой подстроечник регулировки U оставил на плате, а выводить спереди рукоятку настройки напряжения не стал, поэтому нужно какое-то "универсальное" напряжение выбрать :) Поставлю значит 14В, чтобы аккум дома заряжать (в том числе только принесенный с улицы).

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Ср янв 22, 2020 13:45:12

Собрал схему защиты на полевике из статьи - выявилась проблема, которая уже тут упоминалась в теме не раз. Срабатывает при любой малейшей нагрузке. Правда по совету многих собравших ее, шунт не использую (закорочен), транзистор использую IRFZ44N. Все остальное как на схеме.
Вот теперь думаю, как сделать так, чтобы до 8-10 ампер она не срабатывала (и вытянет ли IRFZ44N такой ток - сидит на радиаторе вместе с сдвоенными диодами, через изолирующую прокладку)? Я делал только ради защиты от переполюсовки (ток и так ограничен ШИМом), сделал сначала защиту на реле - не понравилось принципом срабатывания ("включение" реле от АКБ).
Изображение

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Ср янв 22, 2020 18:40:24

Транзистор нужен с минимальным коэффициент усиления.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Ср янв 22, 2020 20:07:55

Simurg, благодарю за ответ! Транзистор - имеете ввиду тот, что биполярный? Кстати, я его поставил 2SC1815, он чаще сейчас в блоках у меня попадается, чем 2SC945.
Но в целом, попробовал на аккумуляторе - защита вроде бы отрабатывает хорошо и КЗ и переполюсовку, при этом ток заряда (как только АКБ подключил), прыгал примерно до 8А и потом постепенно падал (сначала быстро спадал, потом все меееедленнее). Но есть подозрение, что при сильно разряженном АКБ все-таки может быть проблема и защита будет срабатывать (при большом токе и маленьком напряжении со стороны АКБ). Кроме того, хотелось светодиод индикации нормальной работы зарядного сделать (когда напряжение на выходе есть), а при попытке его поставить после схемы защиты - он тускло светится и при этом горит светодиод защиты (такое впечатление, что транзистор недооткрыт).

Здесь на форуме предлагалась такая доработка схемы защиты:
Изображение
Но внедрение "задержки" на VT2 не приведет ли к тому, что скорость реакции защиты снизится и в какой-то момент она не успеет сработать? КЗ на выходе мне не страшно, только бы от переполюсовки успевала сработать.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Чт янв 23, 2020 16:13:49

После защиты ничего ставить нельзя. Иначе она не отключится после срабатывания. Если только переполюс надо то биполярное можно не ставить. Он для перегрузки. Только анод диода д1 перекинуть после резистора прямо на затвор.

Re: Эволюция импульсных зарядных устройств AT/ATX

Чт янв 23, 2020 17:37:06

Simurg, спасибо большое! Понравилась схема защиты, хорошо работает. Еще делаю несколько зарядок послабее (скопилось несколько блоков ATX, поэтому таким путем решил от них "избавиться"), вот там, наверное, не буду защиту от КЗ ставить, ток самим ШИМом ограничится.
А если биполярник уберу и оставлю только защиту от переполюса, то так же ничего на выходе не стОит ставить или уже можно светодиодик индикации повесить?
Ответить