Ремонт бытовой техники. Микроволновки, грили, холодильники, стиральные машины и прочая.
Ответить

Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Пн фев 05, 2018 21:45:17

Приветствую, уважаемые Радиокоты!

Случилась в моей жизни покупка мечты - старое американское ведро Mercury Grand Marquis 87 года в состоянии удручающем, но зато с перспективами приложения к нему рук и приведения в приличный вид. Уж раз обмолвился, то выглядит оно как-то так:
СпойлерИзображение


Так как сейчас зима, а гаража у меня нет, то я неспеша изучаю электрику и теорию, а в последнее посещение машины открутил от нее часы. После покупки авто, они не работали. При разборке торпеды выяснил, что просто были не подключены, но решил взять домой на изучение. Часы имеют три режима показа: время, дата и время в пути. Последнее это просто таймер с возможностью обнуления и остановки на паузу.

Так вышло, что при первом включении я поступил не очень умно. Я сразу подключил провода к часам в том порядке, как они на схеме. Но часы не заработали. Всего проводов четыре. Исходя из схемы на автомобиль: один земля и три линии на 12 вольт. Одна линия всегда под напряжением, подозреваю, что это линия, которая поддерживает в памяти значения времени и даты при выключении авто. Вторая линия запитывается при повороте ключа зажигания. Она должна включать сами часы. Последняя линия питания идет от переключателя света и должна затемнять яркость часов при включении габаритов/фар. Я подавал питание сразу на все три линии и одну на землю. Методом тыка определил землю и часы заработали. Они исправно считали время, тикал таймер, настраивались. Но тут я почувствовал запах паленого и обратил внимание, что один из резисторов очень сильно греется и плата под ним даже потемнела. Не уверен, что это нормально, ибо включал меньше чем на минуту, да и что тогда было бы в корпусе внутри машины на жаре? Потемнее видно на краю внизу платы:
СпойлерИзображение


Блок питания на тот момент показывал потребление 90мА, но работали часы только при подачи 12 вольт на все оставшиеся после земли три вывода. Снятие напряжения с любого 12 вольтового вывода отключало всю индикацию. Хотя в теории, отключение одного из проводов должно было увеличить яркость, как это было бы, если в машине выключить фары. Более того, потребление в 90мА (и вообще активация индикатора) происходила только после подачи 12В на зеленый провод №3 (GRN). На этом эксперименты решил отложить и больше питание подавать не стал, а отрисовал схему часов на бумаге. Определить тип микросхемы невозможно, ибо она запаяна вплотную под индикатором. Кое-как я смог разглядеть маркировку ВЛИ дисплея - это японский NEC с маркировкой FLP 4M8BS о котором поисковики ничего не знают.

Что я примерно понимаю из этой схемы. Красный провод №2 (RED) я подозреваю в основном питании схемы. Кнопки сделаны через подтяжку к питанию. Может ли быть такое, что нагрузочные конденсаторы кварца висят к положительной ветке питания, а не на земле как обычно? Все диоды определить невозможно, они фирмы Моторолла и имеют маркировку типа такой: 500 7AE. Возможно, это стабилитроны. Таким образом, можно предложить, что транзистор и стабилитрон Z2 выполняют функцию регулятора напряжения для питания микросхемы. Цифры в кружочках, это выводы микросхемы. Тогда вывод 40 это земля, а 15 - плюс питания. Красный ли провод должен находиться под напряжением даже при выключении машины? Или эту функцию выполняет белый?
СпойлерИзображение

Далее, у индикатора всего 35 выводов. Я честно признаюсь, что в ВЛИ не очень понимаю. Четыре вывода принадлежат сетке, но из них три висят в воздухе и они соединены внутри лампы. Так что только один вывод сетки идет на зеленый провод №3 (GRN) и через 100 кОм резистор на вывод 25 микросхемы. Еще в лампе есть крайние две железки, которые я отметил на схеме как R и L (правая и левая соответственно). Вот с ними самое непонятное. Они прозваниваются между собой и сопротивление показывает 6.1 Ом. Сначала я решил, что пробит диод Z3. Тогда все становится понятно. Плюс идет через резистор R5 (тот самый, который сильно греется) напрямую на землю, и 130 Ом прекрасно объясняют потребление в 90 мА. Я выпаял диод, но в одну сторону он звонится с падением 0.6-0.7 вольт, в другу с падением 1.4 В. А между точками его пайки так и осталось сопротивление 6.1 Ом.
СпойлерИзображение


На этом мои изыскания иссякают. Я не очень понимаю как управляется такой тип ламп и должны ли звониться эти самые крайние железки между собой.

Мои гипотезы:
- каким-то образом умер индикатор и из-за этого, например, не регулируется его яркость. Опять же, не очень понимаю работу этого механизма регулировки яркости.
- что-то случилось с микросхемой.
- что-то случилось с другими элементами. Выпаивал только Z3, но остальные в целом прозваниваются как и должно быть по логике.
- я неправильно определил подключение проводов
- что-то еще, о чем не подозреваю.

Очень прошу подсказать, в чем может быть дело и просвятить меня по этой части. И помочь оживить еще одну частичку старого американского чудовища. Спасибо! :))
Последний раз редактировалось aen Вт фев 06, 2018 13:04:24, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Исправил. Нарушение Правил форума п. 2.6

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Пн фев 05, 2018 22:35:22

Крайние две "жедезки", и тоненькие проволочки между ними- нить накала индикатора, при подаче питания нити накала должны чуть заметно (в темноте) светиться.
А вот этот "дымящийся резистор" случайно, одним концом на +12 вольт, а вторым к нити накала не подключён?
А второй конец нити накала, по идее, должен быть подключён к "земле"..

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Пн фев 05, 2018 22:41:59

А вот этот "дымящийся резистор" случайно, одним концом на +12 вольт, а вторым к нити накала не подключён?
А второй конец нити накала, по идее, должен быть подключён к "земле"..


Все верно. Если у нити накала два вывода (крайние две железки), то один идет землю, а другой идет на +12 В через резистор R5 130 Ом. Но уже после резистора, параллельно нити накала стоит не то диод, не то стабилитрон.

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Пн фев 05, 2018 22:44:57

Точно ПАРАЛЛЕЛЬНО?
Тогда это, вероятнее всего, стабилитрон- ограничивает напряжение накала индикатора.

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Пн фев 05, 2018 23:02:24

выпаял диод, но в одну сторону он звонится с падением 0.6-0.7 вольт, в другу с падением 1.4 В.
Что то здесь не так.

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Пн фев 05, 2018 23:38:33

выпаял диод, но в одну сторону он звонится с падением 0.6-0.7 вольт, в другу с падением 1.4 В.
Что то не так.

А вы померяйте стабилитрон с напряжением стабилизации 1,4 вольта!

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Вт фев 06, 2018 06:30:25

Там где только 100 ком это поддержка памяти, то есть белый. Где накал то есть R5 это общее питание часов что включается вместе с зажиганием. Ну и соответственно оставшийся провод судя по всему переключает скважность импульсов, то есть яркость... Раз греется резистор то значит стабилитрон пробит, но я запитал бы индикатор от регулируемого БП для начала по критерию еле заметного свечения нити, а то можно пережечь неправильным выбором стабилитрона.

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Вт фев 06, 2018 12:06:35

оставшийся провод судя по всему переключает скважность импульсов, то есть яркость....

35 выводов индикатора- он для СТАТИЧЕСКОЙ индикации!! У индикатора ОДНА ОБЩАЯ СЕТКА, и 29 (30) выводов анодов, 2 вывода накала и один вывод сетки!!
Напряжение накала в 1,4 вольта- вполне нормальное, а индикатор с анодным напряжением в 12~13 вольт тоже вполне возможен..

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Вт фев 06, 2018 21:37:39

Что же. Таким образом я понимаю, что все в схеме исправно, и работает она как надо, и зря поднял шум. Но с другой стороны - написание поста позволило разложить по полочкам свои мысли и тем самым придти к текущему заключению.

Сегодня включил часы. Пришел к мнению, что дежурное питание это красный провод. Мой блок питания даже не показывает потребление в таком режиме, но осциллографом на кварце видно исправную частоту как и по маркировке. Если предположить, что белый это дежурный, тогда банально нет напряжения на нагрузочных конденсаторах кварца и вообще питания на самой микросхеме. А вот без белого провода я все таки смог запустить часы, а 12 вольт на белый провод действительно уменьшают яркость. Так что все встало на свои места.

Но резистор все равно греется как сковорода. Там стоит сейчас 130 Ом и он получается балластом стабилитрона. А можно ли вместо него впаять 2 Вт, но на 160 Ом, например, чтобы ток поменьше был, и мощность соответственно?

Re: Часы со старого Форда 1987 года на ВЛИ.

Вт фев 06, 2018 23:33:59

Но резистор все равно греется как сковорода. Там стоит сейчас 130 Ом и он получается балластом стабилитрона. А можно ли вместо него впаять 2 Вт, но на 160 Ом, например, чтобы ток поменьше был, и мощность соответственно?
Впаять- то можно, если это не уменьшит напряжение накала.
В общем- то, сопротивление резистора можно увеличивать до тех пор, пока не начнёт падать напряжение накала индикатора.
Ответить