Поговорим про УНЧ - предварительные, оконечные, полные, любые. Главное, чтобы звук усиливали.
Ответить

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 14:52:53

Уважаемый As,
Спасибо за подробный ответ и фотографии.
Пожалуйста, дайте ссылку на магазин, где Вы покупали эти сдвоенные регуляторы громкости с отводом и длинным штоком.
Заранее благодарю.

Сам ищу отечественные переменные резисторы СП3-33-22 на 47 или 100КОм с длиной вала 25мм.
Изображение
в УМЗЧ регулятор громкости протёрся в самой востребованной области, и шумит, и отваливается временами, по одному каналу. Истёрся болезный. :cry:

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 14:58:59

ВикторС писал(а):Уважаемый As

..неее...я ssc.. :)
ВикторС писал(а):Пожалуйста, дайте ссылку на магазин, где Вы покупали эти сдвоенные регуляторы громкости с отводом и длинным штоком.Заранее благодарю.

..ну, это не длинный шток - длинный шток это 25мм, а у меня 17...ссылки есть в теме У101 - (зайдите туда), но именно эти с большим разбросом по секциям, поэтому я от них отказался...а те, что на фото, я покупал непосредственно у производителя (завод), там мин. партия - 1000шт - вряд ли вам одному столько надо.. :)..тестировал свою долю в складчину с компаньонами купленных девайсов..

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 15:12:24

Уважаемый ssc,

Простите за неувязку с ником. :beer:

Разве у завода, где Вы 1000 шт. переменников взяли, нет своего ларька на Алиэкспресс?
Вам эта 1000 in вся в дело нужна или Вы брали столько, чтобы комплект лучших из них выбрать?

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 15:51:31

ВикторС писал(а):Вам эта 1000 in вся в дело нужна или Вы брали столько, чтобы комплект лучших из них выбрать?

..я пока еще в здравом уме, чтобы косарь евро запуливать только для того, чтобы 4-ре лучших отобрать.. :)
ВикторС писал(а):Разве у завода, где Вы 1000 шт. переменников взяли, нет своего ларька на Алиэкспресс?

..да наверно есть..даже скорее всего есть..не интересовался.. :dont_know:

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 16:28:30

ssc вот и поделитесь с колегой парой штук... у меня сп3-... 12 23 и 33 всяких мастей было но все раздарил народу ибо для сбя решил с механикой завязать навсегда оссталась 2 парочки на замену в раритетном приемнике...так руки пока не доходят дро нгего

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 17:00:23

Так мне, теперь интересно - эта 1000 штук переменных резисторов куплена для перепродажи в розницу или под коммерческий проект какого то УМЗЧ с ПУ и РТ?

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 17:28:25

ВикторС писал(а):Так мне, теперь интересно - эта 1000 штук переменных резисторов куплена для перепродажи в розницу или под коммерческий проект какого то УМЗЧ с ПУ и РТ?

..ну разумеется, под проект..примерно половина уйдет в него..и боюсь, что переменные резисторы - это единственная вещь с "..истинно китайскими корнями.." - качество комплектующих с али не выдерживает никакой критики - 99,9% фейк - операционные усилители, которыми бодро торгуют у нас в митьке на PL-1 и т.д..даже WIMA уже не та - с распая в разы лучше... :)

..если вы следите за веткой, то не могли не заметить, что в теме про У101 реинкарнация популярного и весьма достойного - по дизайну, разумеется, девайса уже подходит к концу - остался примерно месяц работы...хотелось, чтобы была статья - но это уже вопрос моей лени.. :)

musor писал(а):ssc вот и поделитесь с колегой парой штук...

..да не вопрос, только давай моменты купли-продажи перенесем в ЛС, ок, а то мы тут правила будем нарушать, а не хотелось бы..

..вот таких (40 питчей) еще пять-шесть вменяемых комплектов могу набрать - у меня штук 40 еще осталось, и у собутыльников с полсотни наберетцо.. :)

Изображение

..а если ты, мусор, оплатишь, то тысячу штук и даже больше в любую точку мира перешлю... :)

..халява - мусор за фсе платит... :))) :)))

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 17:43:48

Уважаемый ssc,
Обновите, пожалуйста, ссылку на У101, которую Вы упоминали. Не пойму, где раньше она была.
Заранее благодарю.

Re: Темброблоки.

Пн июл 09, 2018 18:00:59

..тема - прямо под той, где вы пост разместили.. :)

https://radiokot.ru/forum/viewtopic.php ... 6#p3416436

Re: Темброблоки.

Пн авг 06, 2018 10:55:45

Начало здесь https://www.radiokot.ru/forum/viewtopic ... 7#p3388077
Продолжаю свою борьбу с темброблоками.

Часть 1
Еще 2 месяца назад я решил выяснить на практике необходимость в буферном каскаде. Для этого взял самую симпатичную мне схему ТБ с такой АЧХ:
Изображение
И добавил резистор R12 между буфером и непосредственно регулятором тембра:
Изображение
С резистором 1к получилась такая АЧХ:
Изображение
С резистором 10к завал на ВЧ усилился:
Изображение
Так что низкое выходное сопротивление буфера имеет важное значение.

Часть 2
Я никогда не думал о тех частотах, которые не слышу. Но средний уровень звука в колонках, зашкаливающие индикаторы уровня сигнала и щелкающее реле защиты усилителя ввели меня в ступор.
За месяц я дождался из Китая микросхему XR2006, неспешно разводя плату для генератора.
Сделал частотомер на PIC16F628A и 7-сегментном индикаторе, ибо на осциллографе наглядности нет.
Генератор генерит симпатичную (но не идеальную) синусоиду от 1 Гц до 670 кГц. Частотомер это отображает.
Стрелочный милливольтметр, сделанный еще лет 15-20 назад, без проблем измеряет до 100 кГц, потом возникает какой-то слабенький паразитный подъем и с частоты 200 кГц начинается спад. В принципе, видно и частоту 550 кГц с погрешностью -3 дБ (0.707)

Оказалось (и это не удивительно без конденсатора в цепи ОС) что АЧХ темброблока (в среднем положении регуляторов) линейная до 200 кГц и лишь потом начинается легкий спад. 400 кГц = уровень сигнала 0.707 (-3дБ), но не стоит забывать что мой милливольтметр тоже имеет спад в этой области.
А если еще и выкрутить на максимум регулятор ВЧ, то усиление в 10 раз получается не только для нужных мне 10-20 кГц, но и для частот до 200 кГц. А я ведь и раньше замечал легкий возбуд в одном канале (самом свежем и линейном, по приведенным выше схемам). Но прикручивал регулятор ВЧ и все было нормально. Почти.

Теперь образовался вопрос о правильной коррекции ВЧ, учитывая что ТБ - не единственное звено усилительной системы. Просмотрел литературу - просто пишется о конденсаторе в цепи ОС и все. Просмотрел схемы различных усилителей - символические 10-47 пФ. Реже 100 пФ.

В моем случае, роль буфера выполняет ОУ микрофонного усилителя.
Изображение
Он тоже без препятствий пропускает 500 кГц.
В аналогичных схемах вижу конденсатор параллельно микрофону, конденсаторы параллельно R1 и R5, между базами и эмиттерами Q1 и Q3 и параллельно резисторам R12 и R13.
Для получения уровня 0.707 на частоте 21 кГц в темброблоке понадобился конденсатор 150 пФ (между инвертирующим входом и выходом DA2).
Для получения уровня 0.707 на частоте 19 кГц в микрофонном усилителе понадобились конденсаторы аж по 2н2 параллельно R12 и R13.
Но если объединить об эти варианта, то уровень 0.707 уже получится на частоте 16 кГц. Понятно что крутизна теперь не 3, а 6 дБ на октаву.

Вопрос: как все это правильно сделать? Где какую частоту выбрать, чтобы и лишнее обрезать и полезное не задавить?

Re: Темброблоки.

Пн авг 06, 2018 13:05:35

Идея завалить ВЧ, выше звукового диапазона - правильная. Не нужно заставлять усилитель усиливать то, что не слышит ухо и искажать интермодуляционными помехами то, что слышно.
Если в схеме предварительного усилителя, перед электролитами, стоящими на входе ОУ, поставить конденсаторы, шунтирующие ВЧ сигнал на общий провод, по уровню -3дБ ослабление начнётся с 15КГц при шунтирующих конденсаторах 4,7нФ и 20 КГц при 3,6нФ.
Как я понимаю, темброблок идёт после предварительного усилителя. Если так - резать ВЧ нужно именно в предварительном, чтобы темброблок не перегружать.
ИМХО, ограничение DX нужно делать или по уровню собственной остроты слуха или по уровню, с которого начинается завал ВЧ в АС.
Это особенно важно для цифровых источников и приёмников со стереодекодером.

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 04:25:27

Grishanenko писал(а):И добавил резистор R12 между буфером и непосредственно регулятором тембра:

Изображение
..эту схему нельзя назвать буфером в полном смысле этого определения.. :)..тем более, с делителем на входе.. :) ..зачем он..?
Grishanenko писал(а):И добавил резистор R12 между буфером и непосредственно регулятором тембра

..номинал этого резистор никогда не выбирают больше нескольких сотен Ом..необходим он для исключения перегрузки буферного каскада и а повышения устойчивости..если используются качественные ОУ, способные работать на низкое значение импеданса нагрузки и внутренней коррекцией АЧХ для любого Кп с замкнутой ООС, то в этом резисторе нет необходимости..
Grishanenko писал(а):С резистором 10к завал на ВЧ усилился:

..вы сделали ошибочный вывод - завал АЧХ на ВЧ ( и, кстати, НЧ тоже) у вас получился не из-за "высокого выходного сопротивления", а из-за изменения коэффициента передачи моста, поскольку номинал добавленного резистора много ближе к номиналам R3,R4, соответственно, его влияние на регулировку участка ВЧ диапазона сильнее, чем на НЧ...почти тот же самый результат вы бы получили, добавь вы по такому же резистору последовательно с R3,R4 и R5,R6, с той лишь разницей, что общий Кп темброблока у вас бы по прежнему был бы около 1 (в среднем положении движков), а так он стал меньше из-за делителя, образованного этим резистором (1кОм) и входным сопротивлением темброблока, которое, к тому же зависит от подъема/спада АЧХ и и минимально в случае максимального подъема АЧХ и примерно равно 1,5кОм для этого случая..

..так что выходное сопротивление предыдущего каскада, безусловно, должно быть малым, но глубина регулировки АЧХ практически никак не зависит от его значения в довольно широких пределах (от миллиом до нескольких килоом) и гарантируется операционным усилителем, в цепь ООС которого включен регулятор..а буфер необходим для исключения влияния собственно, каскада регулировки именно на предыдущие каскады..

..p/s все это великолепно моделируется в микрокапе с абсолютно такими же результатами..

Grishanenko писал(а):Я никогда не думал о тех частотах, которые не слышу. Но средний уровень звука в колонках, зашкаливающие индикаторы уровня сигнала и щелкающее реле защиты усилителя ввели меня в ступор.


..и вы решили, что во всем виноваты высокие частоты..?.. :) ..разочарую вас - это не так..пикфактор реального музыкального сигнала равен примерно 3, это однозначно говорит о том, что высоких частот в спектре меньше по определению, а индикаторы у вас шкалит, скорее всего, из ифранизких частот...

Grishanenko писал(а):Оказалось (и это не удивительно без конденсатора в цепи ОС) что АЧХ темброблока (в среднем положении регуляторов) линейная до 200 кГц и лишь потом начинается легкий спад.

..конденсатор в цепи ООС между инв. входом и выходом (апериодическая коррекция) выбирается исходя либо из номинала резистора между этими выводами, либо его эквивалента, таким образом, чтобы спад АЧХ по уровню -3дБ был бы не ниже частоты 31кГц - такой диапазон сверху необходим для правильной передачи атаки современных электронных инструментов - если вы не видите суслика, это не значит, что его нет.. :) ..иначе рискуете потерять их правильную передачу, и , соответственно прозрачность..особенно это критично для качественных аналоговых носителей...

Grishanenko писал(а):А я ведь и раньше замечал легкий возбуд в одном канале (самом свежем и линейном, по приведенным выше схемам).

..ну, во-первых, схемы эти нельзя назвать ни свежими, ни линейными - по первому определению, потому что им более 30лет, а по второму, что они априори предназначены для внесения определенной нелинейности в тракт для регулировки АЧХ оного..
..что касается возбуда - либо монтаж и трассировка гавно, либо качество ОУ - у меня на переделанном ТБ для Радиотехники У101 (см сотв. тему в ветке) АЧХ каскада может простираться вплоть до 500кГц, и при этом нет ни малейшего намека на возбуд..разумеется, что это не означает, что меры по ограничению полосы принимать не надо - надо, и обязательно..критерий я вам уже назвал выше..

ВикторС писал(а):Это особенно важно для цифровых источников и приёмников со стереодекодером.

..апериодическую коррекцию для этого применять бессмысленно, т.к интермодуляционные искажения, вызванные ограничением по конечной скорости нарастания все равно останутся, здесь нужен банальный ФНЧ первого порядка, установленный на входе тракта (МЭК рекомендует R=1кОм и С=510..1000пф), в зависимости от входного сопротивления устройства, т.к оно влияет на конечную частоту среза..а вообще, для этих целей в стереодекодерах уже встроены более сложные фильтры (разве что в собранном в подвале кетае их нет), так что даже использование ФНЧ для этой цели избыточно и носит характер второго презерватива на свечке.. :)

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 07:48:16

..эту схему нельзя назвать буфером в полном смысле этого определения.. :)..тем более, с делителем на входе.. :) ..зачем он..?

Я тоже сначала подумал что это делитель, но если вспомнить теорию, то потенциал инвертирующего входа для инвертирующего включения равен нулю и туда можно вешать (почти) что угодно - на сигнал это не повлияет. А зачем тогда нужен R9 - не понятно. Я сначала срисовал схему с одного из источников и снял АЧХ, а подумал об этом после. Проверка подтвердила бесполезность этого резистора.
а буфер необходим для исключения влияния собственно, каскада регулировки именно на предыдущие каскады..

Не соглашусь. Если непосредственно перед каскадом регулировки поставить переменный резистор регулятора громкости, то звук сильнее пострадает из-за выхода из режима регулятора тембра, чем из-за регулятора громкости.
..конденсатор в цепи ООС между инв. входом и выходом (апериодическая коррекция) выбирается исходя либо из номинала резистора между этими выводами, либо его эквивалента, таким образом, чтобы спад АЧХ по уровню -3дБ был бы не ниже частоты 31кГц

Вот этот момент меня и интересует больше всего. 31 кГц (по уровню -3 дБ) - это для всего тракта или для одного каскада? Каскадов в тракте может быть десяток, и на частоте 31 кГц тогда будет не -3, а -30 дБ. Но при другом подключении число каскадов уменьшится до 5-и или увеличится до 15-и и все существенно изменится...
..ну, во-первых, схемы эти нельзя назвать ни свежими, ни линейными - по первому определению, потому что им более 30лет, а по второму, что они априори предназначены для внесения определенной нелинейности в тракт для регулировки АЧХ оного..

Это самая свежая МОЯ пара каналов. Остальные я делал раньше и по другой схеме. Линейная - потому что не было ограничения по ВЧ, я ведь писал про 200 кГц без затухания в среднем положении регуляторов.
..что касается возбуда - либо монтаж и трассировка гавно, либо качество ОУ - у меня на переделанном ТБ для Радиотехники У101 (см сотв. тему в ветке) АЧХ каскада может простираться вплоть до 500кГц, и при этом нет ни малейшего намека на возбуд

Много ли микрофонов подключено к Вашему усилителю? У меня от 4 до 6. И я говорил что возбуд устраняется поворотом ручки регулятора ВЧ (уменьшением). Или же выключением микрофона его собственной встроенной кнопкой. Так что это 100% не инфранизкие, не монтаж и не разводка. Банальная ПОС, но не та, от которой все дружно закрывают уши, а так, которую совсем не слышно.

Как я понимаю, темброблок идёт после предварительного усилителя. Если так - резать ВЧ нужно именно в предварительном, чтобы темброблок не перегружать.

Боюсь что "лишние" ВЧ будут только на входе лишь в идеальном случае. Вспоминаю свою борьбу с усилителем для наушников на МС KA2009. Она ловила наводки от мобильных телефонов за несколько метров даже при заземленном входе. Т.е. воздействие было непосредственно на микросхему, а не на ее цепи. Подтверждение тому - быстрая переустановка в панельку аналога от другого производителя и помех становилось ощутимо меньше. Так что лучше резать лишнее в каждом каскаде по чуть-чуть, а не только на входе.

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 09:20:17

Grishanenko писал(а):Не соглашусь

..придется... :)
Grishanenko писал(а):Если непосредственно перед каскадом регулировки поставить переменный резистор регулятора громкости, то звук сильнее пострадает из-за выхода из режима регулятора тембра, чем из-за регулятора громкости.

..регулятор никогда не выйдет из режима - это инвертирующий усилитель (о чем вы упомянули) - особенно если развязать каскад по постоянному току.. :) ... а вот его низкое входное сопротивление способно повлиять на источник сигнала, если он не обладает необходимыми параметрами..номинал же самого регулятора способен повлиять только на плавность регулировки (в идеале он не должен превышать входного сопротивления следующего за ним каскада, если оно меняется, то принять следует его наименьшее значение) - для конкретного каскада, это, опять таки - 1,5кОм..из-за регулятора, опять таки, каскад не сможет выйти из режима - это инвертирующий усилитель с потенциалом входа, близким к нулю, так что к регулятору при необходимости его можно подключать без развязки по ПТ..
Grishanenko писал(а):Я тоже сначала подумал что это делитель, но если вспомнить теорию, то потенциал инвертирующего входа для инвертирующего включения равен нулю и туда можно вешать (почти) что угодно - на сигнал это не повлияет. А зачем тогда нужен R9 - не понятно.

..пытались завалить входные токи и уменьшить смещение нуля на выходе..
Grishanenko писал(а):Вот этот момент меня и интересует больше всего. 31 кГц (по уровню -3 дБ) - это для всего тракта или для одного каскада?

..для всего тракта..причем, не на всех совковых усилителях в полном объеме это выполняется, причину мы уже называли - безобразная трассировка..
Grishanenko писал(а):Много ли микрофонов подключено к Вашему усилителю?

..ни одного..

..а если бы подключал, то озадачился бы устройством подавления акустической обратной связи...

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 09:56:41

Уважаемый SSC,

Спасибо за ценное замечание по рекомендованной частоте среза в зв. тракте, на уровне 31КГц. Первый раз о таком слышу. Можете ли порекомендовать какуют то ссылку с подробностями, для изучения?

В стереодекодерах всяких пластмассовых магнитол, пилот тон в 19 КГц виден явно на осциллограмме звукового сигнала. Вот с ним я и пытаюсь бороться, ставя ФНЧ 2го порядка перед РТ. Частоту среза выбираю в районе 14,5 Кгц (выше 13,5 я не слышу). Предполагаю, что такой ФНЧ может резать и цифровой шум от ЦАП CD/MP3 плееров. О важности его фильтрации ещё Агеев длинную статью в Радио писал.
Теперь в некотором недоумении. На какую частоту входной ФНЧ рассчитывать, если основные источники сигнала бюджетные приёмники и плееры и звуковые карты с простыми ЦАП. (Винила, микрофонов и эл. муз. инструментов подключать не планируется).

Заранее благодарю за рекомендации.

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 09:57:18

номинал же самого регулятора способен повлиять только на плавность регулировки

Один из преподавателей по курсу Телевизионной техники тыкал пальцем с схему и говорил:
Если увеличить в 2 раза емкость этого конденсатора, то:
1. как изменится осциллограмма?
2. что увидит на экране телевизора домохозяйка?

В данном случае важнее мнение домохозяйки: при вращении регулятора громкости будет меняться завал на ВЧ, т.е. будет сбиваться настройка темброблока. Регулятор громкости - это тот же R12 (частично).
..для всего тракта..

А есть ли какие-то общепринятые рекомендации в каком каскаде какую частоту среза выбрать? Или выбрать одинаковую, более высокую частоту для всех каскадов (условно 62 кГц), и подсчитать чтобы из-за изменения крутизны среза итоговые 0.707 получились именно на 31 кГц?
..ни одного..
..а если бы подключал, то озадачился бы устройством подавления акустической обратной связи...

Я уже несколько лет не гуглил это направление. Но ранее были только готовые профессиональные устройства по безумным ценам и с сомнительной эффективностью. На форумах народ писал что они позволяют повысить общий уровень громкости буквально на 6-10 дБ. Но по сути проблема остается. Более того, появляются редкие всхлипы, когда умный фильтр пытается вырезать частоту возбуждения и не всегда попадает.
Из самоделок - только устройство на паре 525ПС3, сдвигающее спектр на десяток Герц (опять же, пишут что вокалист после такого издевательства может не попадать в ноты) и временная задержка. Последний вариант полностью уничтожается вокалистом, который будет дико фальшивить, и парой мобильных телефонов, поднесенных друг к другу, которые и с задержкой по времени будут заводиться.

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 10:14:34

ИМХО, Вся коррекция частот должна быть перед регулятором тембра, громкости итп. Мы сначала овощи моем, а потом чисти, режем, готовим как нам нравится, уже без изначальной грязи.
УМЗЧ нужно делать максимально широкополосным, чтобы не звенел только. Н. Сухов рекомендовал подавать на вход УМЗЧ меандр с частотой 20КГц и смотреть осциллографом прямо на клеммах АС - форма сигнала должна быть точно такой как на входе, а амплитуда больше. (У меня так, и схема компенсации сопротивления проводов до АС этому помогает)
В РТ коррекция минимальная и подъём не более 6 - 10 дБ (тоже по Сухову) - сейчас нет источников сигнала с бОльшей неравномерностью АЧХ, требующей коррекции.

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 10:21:29

С источниками сейчас всё в порядке - зато фонограммы стали кривыми до безобразия! :))

Re: Темброблоки.

Вт авг 07, 2018 21:53:03

ВикторС писал(а):Спасибо за ценное замечание по рекомендованной частоте среза в зв. тракте, на уровне 31КГц. Первый раз о таком слышу. Можете ли порекомендовать какуют то ссылку с подробностями, для изучения?

..это соответствует минимальным требованиям к аппаратуре класса hi-fi с верхушкой 16кГц, а прочитать об этом можно в свойствах RC-фильтров первого порядка.. :)

..вот вам график для ознакомления в сравнении - минималка и регламент ФНЧ по МЭК (R=1k, C=510пф)

Изображение

Re: Темброблоки.

Пн авг 13, 2018 13:46:36

У меня так, и схема компенсации сопротивления проводов до АС этому помогает.

Уважаемый ВикторС у Вас обратная связь идёт в УМ отдельным провотом от АС? Или как то более сложно сделано?
Ответить