Хорошая печатная плата - залог надежности устройства. Как сделать такую плату?
Ответить

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Пт июн 05, 2015 19:51:37

Ruzik писал(а):Боковое подтравливание = 40-60 мкм
Что-то "пугает" такое большое подтравливание. Оно в каких временных интервалах указывается?

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Пт июн 05, 2015 22:02:01

По данным доступным из тех. литературы, так где-то и выходит. Время считается по полному травлению платы. Как бы удивительно это ни звучало, боковой подтрав может быть больше, чем толщина фольги. Объясняется это разным уровнем пассивирования поверхностей, расположенных в разных плоскостях и, соответственно, разной скоростью травления в разных направлениях.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Пт июн 05, 2015 22:29:43

smacorp
Временных интервалов я не знаю, но точно не в минуту.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Пн июн 08, 2015 23:24:43

Прикинув какие выгоды сулит применение фольги, произвёл ряд экспериментов.
Располагаю hp LaserJet 1150 (исключительно успешного в моей практике ЛУТ) и hp LaserJet p1006, оба способны пропустить через свой тракт "сэндвич" из бумаги с фольгой.
LJ1150 наиболее деликатен с фольгой, не оставляя на ней морщин, заломов или иных следов.
К бумажному листу крепил фольгу в верней части листа двумя клейкими стикерами.
Собственно с переносом тонера на фольгу и возникли трудности, отпечатки получались не равномерными, с пропусками и слабыми участками.

Не удалось получить ни одного убедительного отпечатка, хотя менял условия, материалы и принтеры.
Кусок текстолита (уже отрезанный для эксперимента), употребил с освоенной технологией традиционного ЛУТ (с которой никогда не испытывал затруднений), с приложением усилий и напряжённым вниманием (каковых и хотелось избежать) при очистке отмоченной платы от остатков бумажных волокон и лигнина.

Предполагаю что заряд с барабана утекает через фольгу и тонер перестаёт переносится :dont_know:
Вложения
Плата.JPG
(175.8 KiB) Скачиваний: 1400
Не удачный перенос.JPG
(190.09 KiB) Скачиваний: 1377

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 01:33:27

У меня есть другие мысли на этот счет. Первое -- по фото сложно понять, но выглядит, будто печатали вы по глянцевой стороне фольги, в то время, как следовало бы по матовой. Второе -- могу ошибиться, мне видится, что фольга в зоне печати может отходить от бумажного листа, к которому она крепится, довольно далеко. По хорошему, этого не должно быть и лучше, чтобы фольга оборачивала лист, как минимум, с трех сторон.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 15:41:49

Тоже колупался с фольгой.
Толи в фольге проблема, толи в принтере 1100hp, но она всегда выходит из печки в морщинках.
Места морщин непредсказуемы. Т.е. если плата с пачку сигарет, то 90% её площади на 100 баллов, а 10% на 0 баллов.
Пробовал разную фольгу - нет разницы. Морщины есть всегда.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 15:49:13

Да и фиг-то с ними. Они ни на что не влияют практически. У меня тоже слегка морщит.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 16:20:10

Так поверх морщин не ложится тонер.
Точнее ложится, но только "на горы", во впадины не ложится.
Толку от этой "радости", если все дорожки оборваны ?

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 18:23:08

Если я правильно представляю себе устройство лазерного принтера, то тонер наносится на фольгу до того, как она попадает под разогретый вал, где и происходит морщение. Во всяком случае, у меня (HP1100) даже изрядно заморщенная фольга содержит рисунок на всех своих складках.

Где-то выше я постил фотки, как могут сказываться на качестве вытравленного рисунка довольно серьезные морщины. Если приглядеться, то следы от них можно обнаружить, но фатального ухудшения качества они не вызывают.

Я уже ранее описывал процесс прикатывания фольги, но позволю себе еще раз о нем упомянуть. Сначала утюг ставится на короткий период времени, чтобы тонер на алюминии немного схватился с медью на заготовке. После того, как алюминиевая фольга прилипла, она разглаживается при помощи тряпки, фактически, до зеркального состояния. В этом случае все морщины исчезают и тонер оказывается ровно там, где он должен быть. Разглаживая фольгу, я делаю это с небольшим надавливанием на плату, чтобы на фольге проступил рельеф рисунка. Таким образом фольга становится, как бы, "формой для выпечки", удерживающей тонер от растекания при последующей прожарке. Когда фольга разглажена, я накрываю плату бумажной столовой салфеткой, кладу сверху обычный лист А4 и устанавливаю утюг в рабочее положение подошвой вниз. От движений утюгом, да еще и с нажимом, на этом этапе я отказался совсем. Манипуляции утюгом не дают здесь ничего, кроме растекания тонера. Утюг просто стоит сверху и греет весь бутерброд. Температура утюга выбирается такой, чтобы после нескольких минут прогрева, на бумаге оставался лишь слабый, чуть желтоватый след. Если переборщить с температурой, то след будет темнее, а тонер под фольгой начнет пускать пузыри. Малая же температура не обеспечит качественное сцепление тонера с медью. Я понимаю, что след от утюга на бумаге это весьма недостоверный индикатор и поэтому могу просто посоветовать греть, как можно сильнее, но при этом не допускать появления пузырей под фольгой. Это и будет скорее всего оптимальная температура. После пары-тройки экспериментов, понимание, какой должна быть температура и на что следует ориентироваться, обязательно возникнет.

Забыл еще сказать, что перед процессом накатки фольги, полезно эту фольгу с рисунком по совету El-Eng немного прожарить на перевернутом утюге, положив ее на подошву рисунком кверху. Даже на глаз видно, как в этом случае тонер немного сплавляется, становясь более черным и блестящим. Это позволяет убрать некоторые мелкие дефекты, возникшие при печати, особенно на полигонах и широких дорожках.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 18:47:28

a5021 писал(а):Я уже ранее описывал процесс прикатывания фольги, но позволю себе еще раз о нем упомянуть.
После пары-тройки экспериментов, понимание, какой должна быть температура и на что следует ориентироваться, обязательно возникнет..
Блин.. Напоминает шаманство и танцы с бубнами... У меня- при печати струйным принтером непосредственно на фольге- всё гораздо проще, (и, главное- легко поддаётся автоматизации у меня её нет) - у меня РУЧНОЙ процесс "запекания" пигментных чернил выглядит гораздо проще - плату с рисунком помещаю в "печь радиолюбителя"- ростер: http://www.assoly.ru/shop/images/products/100.jpg в который встроен термодатчик: http://lib.chipdip.ru/210/DOC000210012.jpg и мультиметр с функцией измерения температуры DT838.. Включаю полный нагрев, по достижении температуры в 170 градусов (примерно 1 - 2 минуты) отключаю "нижний нагрев", и по достижении температуры в 230 градусов (а на это уходит минут пять) - отключаю нагрев полностью.. Ещё спустя две- пять минут вытаскиваю заготовку, и, после её остывания (можно не ждать полного остывания, главное, чтобы "рука терпела")- травление...

зы.. Если сделать автоматику- то процесс будет вообще "супер" - "воткнуть в розетку, нажать на кнопку"... всё остальное сделается без вашего участия..


зызы.. Вот интересно, а запекать тонер от лазерного принтера в ростере никто не пробовал? Чего- то ляпнул "не подумавши"- поверх тонера ведь ещё бумага или фольга...

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 18:55:58

АлександрЛ, можно подробнее о прямой печати на фольгу и запекание пигмента? Или где писали об этом?

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Вт июн 09, 2015 19:00:31

АлександрЛ писал(а):У меня- при печати струйным принтером непосредственно на фольге- всё гораздо проще

По простоте ваш метод стоит на втором месте после заказа плат на производстве в Китает. :)

Вот интересно, а запекать тонер от лазерного принтера в ростере никто не пробовал?

Утюгом попроще. Качество -- вполне. Меня гораздо больше волнует процесс и качество травления. А с переносом тонера на медь таких уж серьезных проблем вроде не наблюдается.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Ср июн 10, 2015 10:46:29

a5021 писал(а):фольга в зоне печати может отходить от бумажного листа, к которому она крепится, довольно далеко. По хорошему, этого не должно быть и лучше, чтобы фольга оборачивала лист, как минимум, с трех сторон.

По скупости, для экспериментов я пользовал фрагменты материалов размером примерно A5.
Обернув фольгой лист A4, с трёх сторон примерно на 2/3 длинны, результаты заметно улучшились, но сильней проявляются морщины и к сожалению периодически возникают заломы по траектории транспортных роликов (для hp lj1150).
Полагаю hp lj1100 удачный агрегат для печати по фольге (должно быть последний из славной эпохи не убиваемых принтеров hp с вертикальной загрузкой), при скорости 8 станиц в минуту, не подвергает избыточному стрессу материалы... (Все списаны к дьяволу :( попробую сыскать).

Дайте рецепт травления печатных плат

Сб июн 20, 2015 16:53:11

Добрый день , дайте рецепт травления печатных плат соляной кислотой и перекисью водорода сколько чего добавлять в какой концентрации, поделитесь опытом
Заранее спасибо



Сюда перенес.
aen

Re: Дайте рецепт травления печатных плат

Сб июн 20, 2015 17:00:45

https://www.google.ru/search?client=ope ... gws_rd=ssl
и почти сразу
http://naf-st.ru/articles/pcb/pcb04/
спасибов ненадо!

Re: Дайте рецепт травления печатных плат

Сб июн 20, 2015 18:27:27

Дык.. строчкой ниже целая тема: Изготовление РСВ. Там ВСЕ!

Re: Дайте рецепт травления печатных плат

Сб июн 20, 2015 18:52:32

Лыков Олег писал(а):дайте рецепт травления печатных плат соляной кислотой и перекисью водорода
Вот конкретный и многократно проверенный качественный рецепт - http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?p=2396755#p2396755

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Пн июн 29, 2015 21:18:42

Про фольгу, про алюминиевую: просто напомню про тепловое расширение. Отсюда и морщины. Бумага тоже расширяется, но это волокно...не так заметно.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Чт сен 03, 2015 21:42:14

Забавный станок из говна и палок, который рисует вполне себе платы за три минуты:



Последний раз редактировалось a5021 Чт сен 03, 2015 21:56:59, всего редактировалось 1 раз.

Re: Это какой-то адский ад, а не изготовление платы.

Чт сен 03, 2015 21:45:47

Говно и палки в золотых руках всегда превращаются в неплохое изделие.
Уж мне то не знать - на заводе работаю. :)))
Ответить