Хорошая печатная плата - залог надежности устройства. Как сделать такую плату?
Ответить

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Чт янв 31, 2019 22:31:55

проблема решилась подогревом раствора градусов до 35. Раньше всегда в холодной воде проявлял

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Вс фев 03, 2019 07:43:04

Стали отлетать тенты. Ни с того ни сего(( Что случилось не понятно. Технология накатки проявки травления не изменилась. Две платы с металлизацией в мусор. Половина тентов смылась при травлении. В чем может быть причина? Травлю в солянке с перекесью

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Вс фев 03, 2019 12:42:32

Стали отлетать тенты. Ни с того ни сего(( Что случилось не понятно. Технология накатки проявки травления не изменилась.
А вообще- ЧТО ПОМЕНЯЛИ? Фоторезист, принтер, на котором печатаете фотошаблон, стеклотекстолит? ..... Ну, вообще- ведь что- то поменяли, после чего стало "не получаться"?

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 07:21:37

Стали отлетать тенты. Ни с того ни сего(( Что случилось не понятно. Технология накатки проявки травления не изменилась.
А вообще- ЧТО ПОМЕНЯЛИ? Фоторезист, принтер, на котором печатаете фотошаблон, стеклотекстолит? ..... Ну, вообще- ведь что- то поменяли, после чего стало "не получаться"?


Поменял да. Новый резист Ордул 350. НО с ним несколько первых плат после его прихода получилось нормально. Потом полез этот глюк

Что делаю:
1. Подготовка заготовки - пемолюкс с жесткой щеткой, промывка, сушка пылесосом. Плата после металлизации зашкурена 1000 шкуркой до матового блеска.
2. Накатка горячим ламинатором 1 раз с одной стороны и 1 раз с другой. Накатывается ровно без пузырей
3. Экспонирование. Вот тут беда видимо. Панель засветки из УФ диодной ленты, не отдельные диоды. Раньше другой резист светил 35 сек, все было норм. Новый Ордул - аж 120сек иначе смывается. Ленты светят как-то слабо, раньше гораздо сильнее светили.....вот думаю может в этом причина, диоды "подсели" или еще что...панели 1,5 года.
4. Проявка в кальц. соде, 9 грамм на литр в точении 2,5 мин. Бульбулятор
5. Травление солянка+перекись, 25 мл перекиси на 1 литр солянки перед травлением. Бульбулятор

После кальц соды тенты на месте, но очень хрупкие. Стоит промакнуть бумажным полотенцем тут же разрушаются. Ну естественно и в травилке от них и следа не остается, правда не на всех отверстиях почему-то

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 07:28:29

сушка пылесосом

Чем чем?) Из пылесоса пыль в небольшим количествах,но все же вылетает.
Я сушу обыкновенным феном небольшими круговыми движениями по всей плате уже накатанный фоторезист.Накатываю просто - вначале в воде приклеиваю к плате,потом кладу плату с фоторезистом на листок бумаги из ученической тетрадки, накрываю таким же листком и хорошенько прикатываю резиновым валиком для обоев.Выдавливаю все остатки влаги.Бумага хорошо впитывает ее.Можно и газетой- тоже хорошо впитывает.Плата зачищается только жесткой стороной губки с пемоксолью и промывкой в воде.Никакой наждачки - и так слой меди нынче тонок.
Фен хорошо разогревается и равномерно просушивает плату.Сушу минут 5 при расстоянии до 1 см от платы.
Пробовал утюгом-но не понравилось.
Засветка- панелью из ультрафиолетовых светодиодов,диаметром 3 мм.Расстояние между диодами - 1,5 см.Расстояние до платы - сантиметров 7.Время засветки - 10 секунд(подбирается экспериментально)
Фоторезист китайский -1 метр за 5 баксов.
Проявка - в холодной воде ,3 чайные ложки кальцинированной соды на литр воды.Этим раствором потом и смываю
Во время проявки аккуратно помогаю - тру губкой с периодическим ополаскиванием проточной водой.
Потом травление в персульфате аммония.Раствор 1 часть персульфата,3 части воды.Пробовал и перекисью много раз - не понравилось.
Травильня - самодельная,из оргстекла с внутренним объемом в 200мл. С бурбулятором от аквариума.
Раствор всегда одноразовый,теплый и свежий- персульфат после покупки фасуется в пакетики по 37 грамм.Время травления - минут 10-15.
Ничего не отлетает.Так пристает,что и ножом не откарябаешь)
После травления беру старую металлическую посудину,ставлю на газ,наливаю туда проявочный раствор ,кладу плату и довожу до кипения.Пару минут после - и плата чистая,блестящая и без фоторезиста.
Никакой вони,все практически безопасно.В кальцинированной соде раньше белье вываривали.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 09:28:10

Пылесос отлично затягивает всю воду, никакой пыли на плате. Т.к. я наношу резист почти по даташиту, с нагревом и обязательно насухую, пыли быть не должно. Да у меняя до некоторого времени тоже не отлетало. Травилка тоже из оргстекла объемом 2 литра, можно плату 300х300 травить)) Солянка+перекись это тема, 3-4 минуты и готово, никаких подогревов не нужно, раствор работает по несколько месяцев, сливаю потом в емкость и в шкаф. Персульфатом раньше пользовался - гемморой с подогревами, дорожки бывало подтравливал. В солянке дорожни ровные как по линейке. Но не суть. Тут явно что-то вкралось в технологию.

Плата шкурится после металлизации, там слой меди приличный получается.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 11:35:30

Поменял да. Новый резист Ордул 350. НО с ним несколько первых плат после его прихода получилось нормально. Потом полез этот глюк

Что делаю:
1. Подготовка заготовки - пемолюкс с жесткой щеткой, промывка, сушка пылесосом. Плата после металлизации зашкурена 1000 шкуркой до матового блеска.
2. Накатка горячим ламинатором 1 раз с одной стороны и 1 раз с другой. Накатывается ровно без пузырей
3. Экспонирование. Вот тут беда видимо. Панель засветки из УФ диодной ленты, не отдельные диоды. Раньше другой резист светил 35 сек, все было норм. Новый Ордул - аж 120сек иначе смывается. Ленты светят как-то слабо, раньше гораздо сильнее светили.....вот думаю может в этом причина, диоды "подсели" или еще что...панели 1,5 года.
4. Проявка в кальц. соде, 9 грамм на литр в точении 2,5 мин. Бульбулятор



После кальц соды тенты на месте, но очень хрупкие. Стоит промакнуть бумажным полотенцем тут же разрушаются. Ну естественно и в травилке от них и следа не остается, правда не на всех отверстиях почему-то
Видимо, Ордул несколько хрупче, чем тот фоторезист, который раньше у вас был :dont_know:
А зачем "промакивать" после проявки? Ведь тенты (если я правильно понял- это фоторезист над отверстиями?) ломаются у вас именно при промакивании? Прополоскайте плату в воде, и травите. :dont_know:


Я, до недавнего времени пемолюксом вообще не пользовался, просто чистил насухую жесткой стороной губки для мытья посуды, сейчас попробовал пемолюкс- процесс "мокрый", но требует чуть меньше усилий, чем зачистка насухую. :)) Потом всё равно чищу жесткой стороной губки, в инструкции написано "пемзование"- это процесс создания шероховатой поверхности для лучшего приклеивания фоторезиста к поверхности.. Хотя, разок "зачистить" забыл, но плата всё равно получилась.. :)))

А у вас нормально вымывается ненужный фоторезист из промежутков? В той же инструкции по фоторезисту рекомендуют, как я понял- "разбрызгивание"- то есть, "струйная проявка"..

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 12:16:20

Вымывается нормально, главное не пересвечивать. струйная проявка у меня будет на основе ротоспрея, в процессе ожидания деталей с али. а промакивать конечно не нужно, это я для примера привел чтобы показать хрупкость тентов. Тенты - да, пленка над отверстиями

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 22:00:27

Засветка- панелью из ультрафиолетовых светодиодов,диаметром 3 мм.Расстояние между диодами - 1,5 см.Расстояние до платы - сантиметров 7.Время засветки - 10 секунд(подбирается экспериментально)
Что за светодиоды? Свечу вот такой лампой примерно 2-2,5 минуты. Шаблоны на пленке Lomond Изображение

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 22:29:52

Засветка- панелью из ультрафиолетовых светодиодов,диаметром 3 мм.Расстояние между диодами - 1,5 см.Расстояние до платы - сантиметров 7.Время засветки - 10 секунд(подбирается экспериментально)
Что за светодиоды? Свечу вот такой лампой примерно 2-2,5 минуты. Шаблоны на пленке Lomond Изображение

Это очень долго. Собрал сегодня матрицу, похожа на твою, только больше, А4.
Попробовал сегодня светить, подобрал время 20 сек с расстояния 10 см.
Шаблон матовая пленка с али, печать на струйнике. Шаблон практически 100% черный, хотя и с ломодом все в порядке получается, принтер новый Epson L800. Контрастность на китайской прям реально радует.

Пойду проявлять и травить металлизированные платы, надеюсь все получится

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пн фев 04, 2019 22:51:20

а можно ссылку на пленку с Али? А то у мня старые запасы заканчиваются,а никто не возит больше,тк спроса нет и дорого. Шаблон что бы усилить контраст после печати держу секунд 20-30 над кипящим чайником.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Вт фев 05, 2019 09:12:24

https://ru.aliexpress.com/item/Free-Shi ... 33edwnFMAU

Эта пленка только для струйного принтера. Для лазера не пойдёт

Отчитываюсь по недержанию тентов :))
Все дело было в матрице, диоды в ленте подсели конкретно и нифига не засвечивали как положено. Собрал новую матрицу и все встало на свои места. Вчера травил металлизированную плату, отверстия были 12 мм в диаметре, да же на них тенты устояли :))

Изображение
Последний раз редактировалось Lecter2017 Ср фев 06, 2019 04:18:35, всего редактировалось 2 раз(а).

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Вт фев 05, 2019 11:58:34

Что за светодиоды? Свечу вот такой лампой примерно 2-2,5 минуты.

https://ru.aliexpress.com/item/100PCS-3 ... 33ed2ApY8I

Пленка тоже ломонд. После печати усиливаю перманентным маркером

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Вт фев 05, 2019 19:19:48

зачем маркером,когда прекрасно над паром усиливается. Правда черный тогда немного плывет и дорожки могут стать на десяточку поуже. А светодиоды походу такие же. Я правда ток слегка убавил для надежности. Возможно из-за этого и время больше. Но меня 2 минуты вполне устраивает,по началу засвечивал обычной энергосберегайкой по 15-20 минут. Потом двумя КЛ разжился белой и черной. Под белой купюры не светятся,но засвечивала лучше черной. Потом светодиодную соорудил.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Ср мар 06, 2019 16:41:20

Поделюсь своим способом, возможно кому-нибудь пригодится. Использую фоторезист Ordyl Alpha 350.
1. Подготавливаю текстолит - наношу тонким слоем средство для очистки "Sanita Антижир Мультисила", через пару-тройку минут зачищаю кухонной мочалкой из нержавеющей стали, тру тщательно и активно, добавляю немного воды.
Изображение Изображение
Антижир хорошо очищает медь, а мочалка еще делает поверхность шероховатой, не как шкурка конечно, но достаточно. В итоге слой меди можно сказать сверкает чистотой :) Вода на поверхности держится очень хорошо, не стекает и не оставляет сухих площадей, как и должно быть.
2. Отрезаю фоторезист Ordyl Alpha 350 по размеру немного больше заготовки, но не в кромешной темноте, а просто в любом месте квартиры, где нет прямого солнечного света или яркого освещения, но все хорошо видно.
3. Под несильной струей ХОЛОДНОЙ воды смачиваю заготовку, если вода успела испариться, сам фоторезист, снимаю нижнюю пленку (это уже кому как удобнее, можно скотч заранее наклеить, у меня получается просто подцепить пальцами) и накладываю на заготовку. Если платка небольшая, можно снять всю пленку сразу, из-за воды она не будет слипаться, если большая - можно снимать постепенно, накладывая на заготовку. Главное - накладывать мокрую пленку на мокрую заготовку.
4. Приглаживаю фоторезист пальцами, поправляю, если неровно лег, воду можно выключить, она уже не понадобится. Выгоняю пальцами пузыри воды из-под фоторезиста, разглаживаю и несу на стол.
5. Аккуратно, с небольшим нажимом, но без фанатизма (видел как некоторые прикатывали фоторезист ракелем, аж пленку рвали от усилий) разглаживаю пластиковой картой, выгоняя остатки воды, какие-то пузыри. Фоторезист хорошо приклеился, если видно, что он повторяет все микронеровности поверхности меди.
6. Подрезаю излишки фоторезиста с краев заготовки острым ножом и кладу заготовку в толстый журнал или книгу и оставляю на час-другой.
7. За это время распечатываю фотошаблон на прозрачной пленке для струйных принтеров Lomond 0708411. Причем распечатывал на своем совсем стареньком струйнике Epson Sylus R300 и свежем фотопринтере Epson L805. Так вот, заливка фона стареньким принтером при рассмотрении состоит из точек, более-менее ровно расположенных, а вот заливка новым гораздо более качественным принтером состоит из своеобразного узора, который при цветной печати на бумаге дает более качественную картинку, а на пленке при ч/б печати как раз наоборот, еще более "дырявую" кракелюрную запечатку. Печатаю в максимальном качестве.
Изображение Изображение
8. Располагаю фотошаблон в засвечивающем агрегате чернильной стороной вверх, к меди, сверху кладу заготовку с фоторезистом. Закрываю крышку, засвечиваю. Агрегат собран из старого сканера, таймера с Алиэкспресс, уф-светодиодной ленты оттуда же и соответственно блока питания. Время засветки в моем аппарате - 10 секунд. Закрыл, кнопку нажал, релюшка щелкнула, отсчитала 10 секунд, снова щелкнула, можно идти проявлять.
Изображение
9. Проявляю в растворе кальцинированной соды, чайная ложка на стакан (200г) воды. Где-то полторы-две минуты, при этом аккуратно практически без нажима вожу по поверхности фоторезиста ватным диском для снятия макияжа. Кисточки у меня нет, ватный диск справляется отлично. Периодически достаю, смотрю как идет проявка, если провести пальцем по поверхности заготовки, можно почувствовать, смылся или еще нет незасвеченный фоторезист. На меди не должна чувствоваться пленочка несмытого фоторезиста. Да, саму верхнюю пленку я конечно же снимаю перед проявкой.
10. Споласкиваю опять же в холодной воде и несу травить.
11. Травлю персульфатом аммония, в инструкции на банке указана неправильная концентрация, я кладу 1 часть персульфата на 4 части воды - 50 гр персульфата и стакан 200гр воды. Вода теплая, не горячая. Травит не быстро, платка 5х10 см травилась около 30 минут при периодическом покачивании, но для меня не принципиально, главное без лишних сложностей или пятен.
Изображение
12. Смываю остатки фоторезиста после травления все той же кальцинированной содой, но уже добавляю в проявляющий раствор еще полторы чайные ложки соды.
В итоге получаю качественную платку, для моих целей очень качественную в домашних условиях.
Не использую в своих проектах платки с совсем тонкими дорогами, но для примера, хоть и фото плохого качества (прошу прощения, не успел детально сфотографировать до обрезки, а других примеров пока нет) - граница платки на фото сделана дорогой в 0,2 мм, и она четкая, ровная без каких-либо изъянов.
Изображение

Учитывая, что мой фоторезист Ordyl Alpha 350 уже давно вышел за сроки годности, результат меня радует.
Также для себя выяснил, что на конечный результат очень сильно влияет правильная подготовка текстолита и качество фотошаблона.
Всем добра.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Чт мар 21, 2019 20:49:02

Проблема с травлением после проявки китайского ФР. Замечательно проявился , за 3 минуты смыл в растворе кальцинированной соды. Визуально и тактильно все замечательно. Но когда бросаю в хлорное железо местами между дорожкам как бесцветным лаком кто помазал. Выдержка 35 сек под УФ светодиодами, накатка мокрая без пузырей потом фотовалик для выгонки воды,прогрев утюгом 70 градусов через 2 листа бумаги. Такое ощущение что тончайший слой подложки фоторезиста прилипает к фольге и не дает травит. Заказал ORDYL ALPHA 350 у нас и еще раз у китайца его произведение , будет сравнение где же косяк.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пт мар 22, 2019 08:55:07

Проблема с травлением после проявки китайского ФР. Замечательно проявился , за 3 минуты смыл в растворе кальцинированной соды. Визуально и тактильно все замечательно. Но когда бросаю в хлорное железо местами между дорожкам как бесцветным лаком кто помазал.

недодержал в соде. Осталась тонкая пленка. Надо плату снова в раствор соды

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Пт мар 22, 2019 23:41:36

Пробовал , начинает отходить уже засвеченный. И пленки не смытого ФР я не наблюдаю . Как клей на нижнем слое ФР .Жаль не сохранил фото. И такие не травящиеся места разбросаны по плате хаотично. Руками после чистки ПП Биоланом не касался. Может еще какой слои под ФР китайским из за нарушения технологии остался при производстве . Придет 350 с Москвы сравню и китайским его еще заказал не успокоюсь пока не добьюсь сколько бы это не стоило.
Вложения
plata chasov 1.jpg
размер 250х125 мм
(72.42 KiB) Скачиваний: 342

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Сб мар 23, 2019 14:42:16

seriy197612 писал(а):Проблема с травлением после проявки китайского ФР. Замечательно проявился , за 3 минуты смыл в растворе кальцинированной соды. Визуально и тактильно все замечательно. Но когда бросаю в хлорное железо местами между дорожкам как бесцветным лаком кто помазал. ... накатка мокрая ...
Знакомый эффект. С китайским ФР не нужно использовать мокрую накатку или какое-либо увлажнение. Только сухой фоторезист на сухой текстолит.

Re: Способы применения пленочного фоторезиста

Сб мар 23, 2019 15:31:51

Пробовал , начинает отходить уже засвеченный. И пленки не смытого ФР я не наблюдаю . Как клей на нижнем слое ФР

На сколько я понял из "инструкции" к Альфе-
Изображение
под "давлением распыления" предполагается, что фоторезист проявляется не "погружением" в проявочный раствор, а "смыванием"- в чём- то типа "ротоспрея".. При наличии полного отсутствия :))) :))) "ротоспрея" я пользуюсь кисточкой- она помогает вымывать остатки плёнки фоторезиста из мелких промежутков.
Ответить