То, до чего руки обычно не доходят: придать девайсу удобоваримый вид :(
Ответить

Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Вт июл 18, 2017 15:59:45

День добрый, радиолюбители!

Начну, пожалуй с предисловья, чтоб примерно понять о чем пойдет речь.
У себя в авто, очень захотелось иметь сабвуферный канал, т.к. полностью не устраивали, стоящие в то время, какие-то динамики, врезанные в железное основание задней полки. Не торопясь и с нуля, был полностью построен усилитель для этого дела. Присмотрел динамик, приценился, договорился, и... многим известные события 14-го года внесли свои корректировки и динамик я не приобрел... Вместо сабвуферного динамика, были установлены просто, на вертикальный, из ДСП, под задней полкой, щит два динамика очень похожие на 75ГДН и 50ГДН, включенные последовательно, которые немногим ранее, достались мне по символической цене. В принципе, нормально играли, но ход подвесов был невероятно велик, т.к. я думаю, просто им нет сопротивления. Жаль их стало, и было решено сделать нормальный короб. Сам короб, предполагается разместить в нише, под задней полкой: и сабвуфер имеем, и в багажнике не занимаем лишнее, полезное пространство, а ФИ - вывести в салон через саму полку. Но совсем недавно, пока собирал необходимые "ингридиенты" для короба, купил (по случаю) новые "овалы" к магнитоле и новую деревянную полку-проставку с подиумами. Установил - играет великолепно - теперь жалко резать отверстия в ней под сабовские ФИ.

Как теперь быть? Выводить отверстия ФИ в багажник? Не очень-то бы хотелось, делать музыку для бензобака и запасного колеса... Может сделать ФИ в сторону спинки заднего сиденья? Не слишком ли оно заглушит работу сабвуфера?

Стоит ли игра свеч, если "закрыть глаза" на тот факт, что динамики хоть и не много, но имеют разницу, принять их как равные между собой? Просто их всего два, и выбора больше не предвидится. Как быть с параметрами Тилля-Смолла? Теряют смысл? Достаточно будет информации из сети? Как быть с корпусом? Делать перегородку между ними, чтоб каждый работал на "свой" ФИ, или достаточно будет парной работы общего объема на один ФИ? Либо попробовать бандпасс 6-го... Либо ЧВ... Может щелевой ФИ... Еще эти места под задние пружины :facepalm: Придется выборку делать...

Может у кого-то из Вас будет своя идея (опыт), у меня уже "голова кругом" и посоветоваться больше не с кем :? ... потому-что имеется всего лишь одна попытка порезать старый шкаф, больше никто не даст еще шкафов для опытов :)

И так, усилитель: Ланзар, в корпусе от DVD, две пары оконечников, питание +/- 60 В, преобразователь примерно 400...450 Вт

Динамики: оба по 4 Ом. Примерная максимально снимаемая от усилителя мощность 200 Вт (8 Ом)

Предполагаемое место установки (размеры в см)


Решил создать тему здесь, т.к. не соображу, к чему отнести данный вопрос: либо к технологиям (корпусам), либо к устройствам (усилителям). Надеюсь Ув. модераторы меня поймут и направят в нужное русло :)

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Ср авг 02, 2017 08:08:19

Каждый вечер до полуночи изучал форумы и статьи. Малыми шагами, и с красными, уставшими глазами, был изготовлен короб...

И снова разочарование... Изначально получалось, что корпус получится объемом около 80-и литров (+/- пара литров) что вполне, судя по форумам и отзывам, достаточно (40 л на динамик). Размеры в машине снимал как можно более точно (даже в некоторых местах оставлял запас). Примерки проводил каждый раз после крепежа очередной детали корпуса: и как всегда - "то тут упрется", "то там не влазит". Приходилось каждый раз "подгонять" :facepalm: . Теперь на своем месте, короб "сидит" просто великолепно! В итоге: чистый внутренний объем примерно 51...53 л. ... :? Для одного динамика... А второй? Что теперь делать, даже не знаю. Прочитал в сети, что можно виртуально увеличить объем ящика. Имеется старый, целый матрац советской ваты :)) ! В программе BassPort "прикинул" размеры ФИ (если разделять корпус перегородкой пополам) - по две трубы длинной 17,5 см и диаметром 50 мм. Что делать дальше :dont_know: делать перегородку между динамиками, или лучше их работа на один, общий ФИ...
Пойду снимать параметры ТС динамиков. Не уверен что получится, т.к. ни разу этого не делал.
!Рейки на стыках еще не прикручивал - т.к. еще производится стадия "подгонки"

Есть еще вариант :idea: :) Пока корпус цел (в смысле без вырезанных отверстий), использовать, имеющийся, один динамик (точно не скажу его название - отсутствует половина наклейки)... 40 ГД! Купить ремкомплект на сабвуферный динамик, и немножко переклеить. Сделать из ШП - НЧ. Сопротивление у него 12 Ом. В итоге: мощность будет примерно ((63/1.2)-3)^2/2*12=100 Вт. Вот только как это отразится на чувствительности и звуковом давлении...

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Ср авг 02, 2017 18:13:07

зачем вам непременно два динамика в саб?

хлопковую вату из матраса в машину не рекомендовал бы. Герметичности все равно не получится, сгниет оно там. Хоть синтепона найти какого, или строительной минеральной ваты.

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пт авг 04, 2017 12:48:02

arkhnchul писал(а):зачем вам непременно два динамика в саб?
Когда делал усилитель, я рассчитывал на совсем иной динамик, поэтому получилось ((63/1.2)-3)^2/2*4=300 Вт. Стабилизации в ПН нет, поэтому напряжение на заглушенном/заведенном моторе немного отличается. Беру по максимуму. Поэтому и решил поставить два динамика последовательно:
а) получаем 8 Ом и немного облегченней работу усилителю;
б) получаем примерно 150 Вт в общую нагрузку, которая, я думаю, "по зубам" двум динамикам (каждому по 75 Вт);
в) может получится увеличить звуковое давление... ;
г) зачем второму лежать, скучать и ждать что "может быть... да когда-нибудь..." найдется и ему применение :)
О наполнителе: если вата отпадает, тогда можно попробовать утеплитель "урса" (благо ее у меня хватает. стройка дома все лето), либо каменную вату, вот только чешешься после нее... В принципе, могу поискать свои старые курточки на синтепоне, если их без меня не выбросили.
О замерах параметров: почему-то у меня чушь получается :? Генератор: программа на леново г570
. Усилитель: Mayak 240-S (импортный вариант :dont_know: ). Ну и резистор 1 кОм и тестер DT832. Установил 10 В на 500 Гц. Резонансную частоту определил довольно быстро (24 Гц), а вот дальше интереснее: по разным формулам получается разное напряжение для определения F1 и F2, в следствии чего значительно отличается хар-ка Qts (показания тестера, почему-то, немножко "прыгают", может добавить неполярный конденсатор для придания инерции?). Даже если применить одни и те же цифры. Раз двадцать все заново измерял и считал. Было даже, если получилось снять показания частоты F1 при определенном напряжении (из формулы), то ни в какую не снижалось напряжение до нужного, чтоб получить F2.
Плюнул на все, составил таблицу с помощью тестера (без формул), и только тогда "приблизился" к более-менее необходимой цифре, и проверив по ф-ле Fs=SQRT F1*F2, погрешность составила 1,5 Гц (уже не 40 Гц (!) как ранее)... Второй динамик имеет Fs 38, дальше мучить его не стал...
:idea: Есть тестер Ц4315, им еще посчитаю!

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пн сен 04, 2017 19:16:59

Продолжаем :)
Сидел, смотрел на динамики и думал, если динамики, имеют такой огромнейший разброс параметров, как же они тогда устанавливались в одинаковые корпуса и имели одинаковый ФИ (S-90)?! Я никогда не был их обладателем. Разная степень заполнения противорезонансного материала? Складывается впечатление, что с ведра засыпали, миксером перемешали со словами "и так сойдет"?

Решил все-таки попробовать переделать 40 ГД - 301 под сабовский. И тут не слишком большой успех меня ожидал :facepalm: . Поделитесь пожалуйста опытом. Я никогда не пробовал ремонтировать динамики с его полной разборкой. В сети про этот динамик очень и очень мало информации! Про переделку из ШП динамика в НЧ так же не много! Отнес знакомому, он динамики ремонтировал всем, но за мои не взялся (сказал запчастей таких у него нет).

Начал своими руками. Не знаю, получится иль нет. Может скажете ерундой занимаюсь. Начал искать ремкомплект на сабовский динамик 12" - не нашел ни на рынках, ни в объявлениях. Заказал на АЛИ подвесы. Пока жду, намотал катушку. За основание взял намоточные 75ГДН (ну почти): гильза - вырезанная полоска из жести пивной банки, зачищенная шкуркой, диаметр 44 мм, провод 0.35 по лаку, 56+54 витка, керн 42 мм, кольцо 47 мм, сопротивление получилось (почему-то) 5.5 Ом, толщина намотки с гильзой 0.8 мм. Клеил на эпоксидку. Отцентровал и приклеил центрирующую шайбу. Вместо подвеса, пока, использовал бумажный, малярный скотч. Подключил сначала напрямую к магнитоле и он заиграл без шорохов. Я бы и не сказал, что чувствительность стала "ниже плинтуса". Включил бас-трек, с поднятым на максимум всеми НЧ. НЧ динамика работает очень хорошо. Так же и мидбас прекрасен. А вот чем ближе к СЧ - начинает происходит "завал". То что нужно! Но! На 1/3 громкости динамик имеет ход катушки с подвесом примерно 1.5...2 см.

Как теперь к усилителю подключать? Он его выплюнет и стопы следом полетят :dont_know: . Переделывать так же еще имеющийся, пока целый, 40 ГД чтоб включить последовательно? Может нужно было намотать проводом 0.4...0.5 мм - увеличим сечение, уменьшим сопрот-е, повысим чувств-ть и мощность, но получится ли центровка? Да и сила тока будет сильней и еще больше ход?!

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Вт сен 05, 2017 15:51:56

K.Vladimir писал(а):если динамики, имеют такой огромнейший разброс параметров, как же они тогда устанавливались в одинаковые корпуса и имели одинаковый ФИ

так у вас два разных динамика жеж, или как?
Попробуйте еще audiotester-ом, http://radiokot.ru/lab/hardwork/80/

K.Vladimir писал(а):сопротивление получилось (почему-то) 5.5 Ом

а измеритель вам не врет? что-то дофига для примерно 15 метров 0.35 провода.

K.Vladimir писал(а):На 1/3 громкости динамик имеет ход катушки с подвесом примерно 1.5...2 см

на открытом воздухе, с "подвесом" в лице шести полосок марального скотча?

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Ср сен 06, 2017 12:42:27

Да, динамика у меня два: 50ГДН (?), и 75ГДН. Об их разности не так выразился, имелось ввиду, что имея даже несколько штук (допустим 75ГДН) - практически невозможно найти "пару" по параметрам (судя по отзывам в сети), а корпуса - одинаковы :dont_know:
Мучаю и клею - 40ГД (все равно был весь порван и без катушки). Есть его пара - тоже 40ГД, только целый, но на мощность свою он, почему-то, не выходит. Как и надо - 12 Ом. Примерно Ватт от 10-и (мощность на слух, без накруток эквалайзерами НЧ) начинает "захлебываться". Получится с переделкой первого - возьмусь за второй :))
arkhnchul писал(а):а измеритель вам не врет? что-то дофига для примерно 15 метров 0.35 провода
Так же это, не плохо так, удивило! Допустим, длина одного витка 44*3.14=138.16. Длина всего провода 138.16*110=15.2 метра. Провод 0.35 - уд. сопрот. 0.182 Ом на метр. В итоге должно получится 2,7...2,8 Ом! Проверял тремя тестерами, менял в них батареи... И все равно 5,5...5,4 Ом... Под такое сопротивление и длину подходит провод диаметром 0,25, так штанген против этого! Кто в этом "конфликте" виновен, узнаю вечером. На АЛИ заказал еще пару, но разных тестера (102 и 9208).
Эх, а я раньше доверял своим приборам... Столько сделано и отремонтировано. Может им уже на пенсию пора :? Три года верой и правдой(?).
arkhnchul писал(а):K.Vladimir писал(а):
На 1/3 громкости динамик имеет ход катушки с подвесом примерно 1.5...2 см

на открытом воздухе, с "подвесом" в лице шести полосок марального скотча?
Да :)) . Сглупил :)) Но это ведь, по идее, должно говорить о том, что Fs его должен быть невысок :roll: :dont_know:

Ах да, за наводку на программу спасибо! Вечером попробую.

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Ср сен 06, 2017 13:59:21

K.Vladimir писал(а):имея даже несколько штук (допустим 75ГДН) - практически невозможно найти "пару" по параметрам (судя по отзывам в сети)

дык обычно в руки самодельщиков попадают уже побитые тяжелой жизнью динамики) На новые (Ноэма их производит еще) особых нареканий не встречал, разбросы в разумных пределах.
K.Vladimir писал(а):Проверял тремя тестерами, менял в них батареи... И все равно 5,5...5,4 Ом

может провод такой, "оптимизированный по себестоимости"?

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Чт сен 07, 2017 12:47:10

"Чем дальше в лес...".
Взял у друга тестер, замерял свою намотку - показал 4,2 Ом. Взял штанген - он показал что провод 0,2 мм. Хм... Намотал проверочную катушку 10 витков на пальчиковую батарейку (очень плотно и с натяжкой), тот же штанген показал уже 3,6 мм, т.е., провод имеет диаметр уже 0,36 мм :shock: Даже видно, что длина намотки больше 3-х мм! Ерунда какая-то! Риски шкал начала штангена, полностью совпадают с нулевой отметкой. Шкала Нониуса так же имеет хорошо видимое смещение.
Я же специально снял магнит с 75-ки, чтоб сделать катушку для 40-ки, т.к. керн у них почти одинаков. И провод подбирал сравнивая с проводом 75-ки, т.к. на (не помню) форуме прочитал, что в 75-ках, в основном, был провод 0,32...0,35 мм. После намотки, почти полностью совпала и длина самой намотки с длиной катушки 75-ки. Я специально мотнул 56+54 против 53+51, подумал что, нагрузки-то, будут болше, нежели в ГДН. Кстати, провод взят с дросселя ДРТ-1-1. Ровный, хороший провод, без каких-либо огрехов.
Теперь даже не знаю: и мотать-перематывать уже устал, или взять провод из имеющегося "на шаг" больше, и намотать им (около 0,4 мм) :dont_know:
arkhnchul писал(а):дык обычно в руки самодельщиков попадают уже побитые тяжелой жизнью динамики)
В принципе да. Лет-то им уже сколько... И резина и ткань полузасохшие...
------
Кажется я нашел "козу"! Удельное сопротивление-то, я смотрел по первой же открытой в поисковике ссылке http://e-veterok.ru/soprotivlenie-mednogo-provoda.php и смотрел по столбику, где диаметр провода без изоляции. Невнимательность :facepalm: . А может быть разница между ПЭВ и ПЭЛ http://radiostorage.net/2016-markirovka ... vodov.html. :dont_know:

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Чт сен 07, 2017 18:28:34

Господа сабвуферисты,позвольте задать вопрос:для кого вы готовите и реализуете свои произведения? Дело в том,что далеко не все заинтересованы в прослушивании музыки с помощью ваших усилителей и колонок,но вынуждены это делать и вы должны наконец это ПОНЯТЬ.
В доме,где проживаю с сыном-инвалидом много стариков,инвалидов,семей с малыми детьми.Периодически днём или ночью проезжают по дороге проходящей рядом с домом,а то и подъезжают на близлежащую площадку для прослушки ваши "коллеги".Трясутся стены,звенят стёкла но "меломаны" в машинах этого не могут слышать как и наших воплей-просьб.
ЗАДУМАЙТЕСЬ ОБ ЭТОМ,ПОЖАЛУЙСТА. Пока вас не забросали камнями а то и чем посерьёзнее.

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Вс ноя 05, 2017 13:40:37

vladimir1478, я Вас услышал, поэтому постараюсь рационально отнестись к своей поделки.

И так, если позволите - продолжу и, возможно, подъитожу. Что имею на сегодняшний день. Провел несколько экспериментов, по подбору наилучшего варианта:
-- один динамик 75ГДН в корпусе ЗЯ - хороший, приятный звук, отрабатыват четко, но мощности маловато. Здесь понятно;
-- два динамика 75ГДН и 50ГДН ЗЯ, без перегородки между собой - ужасная работа. Динамики с разными своими параметрами очень сильно влияют друг на друга и как бы "давят" один на другой. Звук как из бочки...
-- то же, только с перегородкой - еще хуже... Чувствуется острая нехватка объема. Похоже на забивание гвоздей в доску...
-- два динамика с общим ФИ и разной его настройкой (с помощью BassPort) - так же не порадовал результатом. Снова все "упирается" в параметры и мощность испытуемых.
-- один 40ГД в ЗЯ - отличная работа даже на больших мощностях! Прекрасно работает с треками бассбуст (отвертки с болтами падают с полок в гараже). Бас из стиля поп музыки великолепно насЫщен, приятен, пронизывающий до костей! И это еще с учетом низкого КПД корпуса ЗЯ! Подумывал даже об установки второго динамика 40ГД (благо параметры после их переклеивания почти полностью совпали), либо установки ФИ. Прочитав одну статью https://caraudioinfo.ru/subwoofer/korob ... ufera.html , и "горькие" эксперименты проведенные ранее, заставили меня отказаться от этих идей.

Короб в стыках полностью промазан силиконовым герметиком. саморезы ввинчивал без доп реек - сразу в сам стык (толщина ДСП в 18 мм полностью позволила). Сначала просверливал для каждого самореза "место" на всю длину сверла диаметром 2,5 мм с шагом примерно 5...7 см. В стягиваемом листе увеличивал отверстия диаметром 4 мм, и потай делал 6 мм.

В принципе - полуфинал! :)) Осталось оббить короб карпетом, приклеить пылезащитный колпачек, установить клеммник и какую-то сетку-защиту диффузора.

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Вс ноя 05, 2017 15:14:06

vladimir1478,
В принципе - полуфинал!



А как по мне, так полный ..здец. :facepalm:

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пн ноя 06, 2017 08:46:14

ФИ в автомобильном салоне будет гудеть на одной ноте - если есть желание слушать музыку и важна ровная АЧХ, сабвуфер нужно оформлять в виде ЗЯ или БП - но там потребуется нестандартная настройка для компенсации неравномерности АЧХ салона автомобиля, у ЗЯ это получается "автоматически"...

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пн ноя 06, 2017 16:09:03

As писал(а):ФИ в автомобильном салоне будет гудеть на одной ноте
Хм, с подобным когда-то сталкивался... Друг купил сабвуфер себе в авто ("десятка"). Точно не скажу уже, но диаметр динамика либо 12", либо 15", стоявший как раз в корпусе ФИ и литражом, "на глаз", около 30-и (плюс/минус пара литров) с гордой надписью "500Wt". Как мы его только не настраивали: и балансами уровней громкостей, и преимущества, и постоянной сменой треков, и уровнем угла среза, и багажник открывали/закрывали... Все бестолку. Не музыка, а биение по мозгам ерунда. С тем, что он собирался его продавать.
Кстати, мой саб друзья оценили! Мол очень хороший звук дает. Приятно слушать. Нет в нем "режима" такого как "тупо долбежка" и "трамбовка асфальта" :)
As писал(а):или БП
Мне кажется, что БП 4-го порядка так же не лучший выбор - размеры немного больше чем в ФИ, что негативно отразится на полезном пространстве багажника, более требователен к Fs и сложнее настройка. БП 6-го порядка еще немного больше сложнее. Плюс лишь в том, что динамик хорошо защищен :dont_know: БП для дома, наверное, лучше.
Свой же саб, я хотел оформить в ФИ только из-за баланса размера и КПД. Уже попробовал и передумал - пусть остается как есть - в ЗЯ.

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пн ноя 06, 2017 17:49:42

Осталось оббить короб карпетом, приклеить пылезащитный колпачек, установить клеммник и какую-то сетку-защиту диффузора.

сначала осталось вытащить из короба всю требуху, ободрать шлифмашинкой ламинацию и жирно-жирно залить все проникающей грунтовкой, особенно торцы. ДСП насасывает влагу только в путь, и карпет ее не спасет :dont_know:

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пн ноя 06, 2017 20:33:02

Об этом я подумал, но уже когда силикон полностью "схватился" и застыл :facepalm: Теперь не знаю, может попробовать битумной мастикой или мовилью (есть небольшой остаток после обработки авто) пульверизатором/кисточкой полностью обработать прямо по лаку. По идее должно хорошо получиться :dont_know: А как же потом клеить? Поверхность-то, будет "жирной" :dont_know: Просто скобострелом не очень уж хочется. Если клеить, может не так уж сильно будут заметны стыки ткани :dont_know:
Может олифой пропитать? Или все таки лак не даст хорошо пропитаться? Просто так же не сильное желание разбирать - силикон держит "конкретно"! :))

Re: Изготавливаем короб сабвуфера в авто

Пн ноя 06, 2017 21:07:09

Обработайте всю поверхность короба яхтным лаком для пола.
Пару - тройку слоёв с промежуточной сушкой.
Поверх такого покрытия можно клеить что угодно, винил, суконку, кожзам (любую дерюжку).
Ответить