Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 08:32:34

На многих грузовых авто, используется реле РС951. Вариантов их исполнения много, но во всех используется электромагнитное реле, которое является самым слабым местом. Давно возникло желание, заменить его полевым транзистором, но мозгов на это не хватает. Может кто то подскажет, реально это или нет? Интересует конкретно вот этот вариант. Возможно даже, не полная замена полевиком, а разгрузка контактов реле.
Интересует именно модернизация данного реле, а не изготовление другого.
Вложения
реле поворотов.jpg
(174.04 KiB) Скачиваний: 201

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 11:32:20

Усилить врядли получится и врядли стоит - только надежность снизится...
если менять реле на мосфет, то надо искать мощный Р-канальный мосфет (их можно параллелить) - исток на R(0,08) вместо контакта реле, сток на клемму "П" вместо контакта реле, затвор (защитив стабилитроном) к коллектору предвыходного транзистора (выходной транзистор, реле и диоды реле убираются)
для применения более распространенных N-канальных, придется всю схему переделывать...

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 13:41:37

надо искать мощный Р-канальный мосфет - исток на R(0,08) вместо контакта реле, сток на клемму "П" вместо контакта реле, затвор (защитив стабилитроном) к коллектору предвыходного транзистора

Есть IRF4905. Сейчас попробую пристроить, но не понял, как защитить затвор стабилитроном. Какой нужен стабилитрон? Включать катодом на затвор, а анодом на корпус, или через стабилитрон на затвор?

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 13:48:36

РС951. Вариантов их исполнения много, но во всех используется электромагнитное реле, которое является самым слабым местом. Давно возникло желание, заменить его полевым транзистором, .

Хочу вас увверить, что мосфет будет ещё более "слабым звеном", чем реле..

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 13:56:47

как защитить затвор стабилитроном?
катодом к истоку, анодом к затвору, стаб на вольт на 12.
мосфет будет ещё более "слабым звеном", чем реле..
да, в случае козы (например) ему будет тяжко...

Добавлено after 1 minute 44 seconds:
ещё добавь диод катодом на сток, анодом на минус, для защиты транзистора от наводок из выходного провода
П.С.: я ставил мосфеты в авто, но не тянул длинных проводов от них (мигалки делал, 24 В 70 Вт, работают уже несколько лет...)

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 14:43:14

Класс! Уже минут 20 блымает без радиатора. Транзистор чуть тепленький. Нагрузка - лампочка дальнего света фары. Напряжение 28в, ток во время вспышек 2,5А.
А разве во время КЗ, предохранитель на 10А не вылетит? Для транзистора 60 А обещают

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 14:49:07

транзистор может вылететь быстрее... хотя там провода не сильно толстые, может там и не будет такого большого тока козы...
А как схема отрабатывает снижение нагрузки (перегорание одной из ламп) в оригинале вроде должна мигать чаще?

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 15:04:38

А как схема отрабатывает снижение нагрузки

Уже не знаю. :)) Не долго маялась старушка, в высоковольтных проводах. :cry:
В общем, я решил дополнительно к дальнему, подключить и нить ближнего. Ведь, при включении аварийки, будет 4Х21Вт. Т.е. ток порядка 3А. Сразу при включении транзистор умер. Пробило сток-исток. И хотя стоит он всего 28 руб., желание менять реле на транзистор пропало.
Тем не менее, Огромное спасибо за помощь. :beer: Теперь я знаю, что мое давнее желание было идеей фикс.

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:05:18

ток, потребляемый лампами в момент включения может быть в 10 раз выше рабочего (особенно заметно у мощных и низковольтных ламп).
А большие токи, что так любят писать в дш жирным - это максимальный ток, который нельзя превышать даже ктатковременно
какраз из-за такого эффекта (в одиночку не вывозят пусковой ток лампы) :) у меня в мигалках и стоят мосфеты парами...

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:23:47

какраз из-за такого эффекта (в одиночку не вывозят иусковой ток лампы) :)
Серьёзно? У меня на машине уже больше трёх лет один полевик тянет в паралель две лампы дальнего света (120 ватт в сумме), и в ШИМ-режиме включает и так... Правда это n-мосфет (на ток 81А, IRF1010e), но сути не меняет. 8) Может просто нужно на выходе нагрузку зашунтировать конденсатором и диодом?

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:36:09

диод я порекомендовал, а вот конденсатор только усугубит ситуацию... его ведь тоже заряжать придется.
чтобы получить ШИМ для управления полевиком придется всю схему переделать, а ТС этого не хотел... кроме того н-мосфеты както поживучей... для мигалок я надергал ключей из материнки (в д.ш. даже не заглядывал - всёравно других небыло, поставил 1 шт, он гдето на 2м-3м мырге сдох, поставил 2 шт)

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:39:54

Может снаббер поставить между стоком и истоком? Провода ведь длинные, при выключении напряжение на транзисторе подскакивает.

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:47:28

диод я порекомендовал, а вот конденсатор только усугубит ситуацию... его ведь тоже заряжать придется.
Конденсатор, а лучше два, керамический 0,1мкф и электролитик на 2-5 мкф, надо поставить параллельно лампам, т.е. между клеммами "П" и "+" по схеме. Заряжать их не особо затратно будет, а вот импульсы они погасят, и обеспечат долгую и счастливую жизнь полевику. :)
чтобы получить ШИМ для управления полевиком придется всю схему переделать, а ТС этого не хотел...
Нееее, зачем тут ШИМ? Тут он не нужен, это я для примера привёл, что полевик и в таком режиме выдерживает...
Последний раз редактировалось Improver Чт дек 26, 2019 16:48:45, всего редактировалось 1 раз.

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:56:08

это лишнее, от выброса в плюс защитит диод, встроенный в мосфет, а от выброса в минус - дополнительный диод на минус.
просто нет гарантии что у ТС "что на коробке - то и внутри коробки ©" (транз. не перемарк).

Добавлено after 3 minutes 44 seconds:
Конденсатор, а лучше два, керамический 0,1мкф и электролитик на 2-5 мкф, надо поставить параллельно лампам, т.е. между клеммами "П" и "+" по схеме.
т.е. какраз на исток-сток... (правда через резистор 0.08 Ом)

Добавлено after 4 minutes 3 seconds:
ну, то, что емкости невелики и транз открывается не мгновенно... может ему чем и поможет... (я думаю, они там не нужны).
сгорел то он не в машине, а на столе, а значит не из-за наводок...

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 16:58:23

это лишнее, от выброса в плюс защитит диод
Может оно и лишнее, но осцилограф в программах эмуляции схем ясно показывает их эффективность, и в реале это подтверждается. Насколько я помню, тут секрет в том, что лампы накаливания при включении ведут себя не просто как сопротивление, а имеют ещё и индуктивность, потому и конденсатор необходим для гашения... Попробуйте поиграться сами. ;)

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 17:15:21

ну, пусть стоят :)
кто его знает, когда он сгорел, при первом включении (перегруз) или при первом выключении (индукция)?
но тогда моим мигалкам приходил бы капут вне зависимости от количества ключей (закрытые ключи поставленные впараллель к пробою не устойчивее одного ключа)...

Re: Улучшение реле поворотов

Чт дек 26, 2019 17:49:04

для применения эн клячей в цепи +питания надо делать волтодобавку затвора +10-15в от истокового это tit один гемор
пи все равно сливает релюхам по надежности

Re: Улучшение реле поворотов

Пт дек 27, 2019 05:41:29

К сожалению, Р канальных у меня больше нет. Купить смогу только завтра. Все действительно происходило на столе. Длинна питающих проводов 40см, на нагрузку 15см. БП стабилизированный совдеповский. Диод Шотки на выход ставил, а вот кондеры нет. Если получится, в понедельник повторю эксперимент, хотя как мне показалось, при КЗ транзистор точно раньше предохранителя вылетит.
Всех с наступающим!!!

Re: Улучшение реле поворотов

Пт дек 27, 2019 05:55:08

конечно вылетит если меры по электроной зашите не принять
на транспорте запрешено применять обычные ключи на мосфетах тока спецовы с встроеной зашитой по токуи напрягу -там встрена спец схемка на самом кристале !!!
цена 1 таких ключе дороже вашего новаго реле

Добавлено after 6 minutes 25 seconds:
https://static.chipdip.ru/lib/196/DOC000196902.pdf
но практика показывает что даже защита встьроеная в кристал не всегда его спасает
и да теплотвод-обязателен

Re: Улучшение реле поворотов

Пт дек 27, 2019 06:16:45

В этих РС951 может сгореть всё что угодно, только не контакты реле. Нефиг туда лезть.
Бывает, что отламывается пайка реле к плате, надо припаять и приклеить катушку соплемётом.
Ответить