РадиоКот >Схемы >Цифровые устройства >Автоматика >

Теги статьи:

Речевой (автомобильный) информатор

Автор: Михаил К.
Опубликовано 09.01.2023
Создано при помощи КотоРед.

Лет двадцать назад когда моя жена училась водить автомобиль передо мной стала задача сделать несложный речевой информатор так как она относилась к ламночкам и стрелочкам на приборной панели как к некому украшению и мало на них обращала внимания отсюда езда на ручнике, трогание с задней и прочие неприятности. Просмотрев всю доступную литературу и интернет ничего подходящего не нашёл, или малоинформативно или сложно. Тогда остановился на микросхеме ISD1416, в принципе в ней уже всё есть, некий объём энергонезависимой памяти,адресация, АРУ, фильтры и усилители. 16-ти секундную память я разбил на 10-ть частей, полутора секунд вполне хватает для короткого сообщения, к примеру "давление масла" или "долей тормозухи" Несмотря на обилие корпусов схема довольно проста,на DD.1.1,DD.1.2,DD2.1,DD.3 собран кварцевыё генератор на часовом кварце и делитель для необходимых частот,DD2.2, DD1.3 DD1.4 генератор адресов, DD4, DD10.1,DD10.2 формирует длительност сигнала записи-воспроизведения,DD8, DD9 коммутаторы сигналов датчиков, DD5,DD6,DD12 элементы управления, микросхема DD11 мелодичный сигнализатор для привлечения внимания перед сообщением (можно исключить, у меня для этого используется свободный элемент DD12) и собственно чипкордер DD7. Работает это следующим образом, при первом включении (иногда информатор озвучивает некоторые сообщения, но я не стал делать предустановки, это своеотразный тест на работоспособность) если присутствует сигнал с любого из датчиков триггер DD5.2 единицей через диоды VDд1-д10 устанавливается в нулевое положение и разрешает работу генератора адресов, начинается опрос датчиков, если сигнал присутствует к примеру на первом входе то при комбинации 0001 единица с выхода компаратора установит триггер DD6.2 в нулевое состояние и нолик с 13-го выхода остановит счётчик на данном адресе и одновременно включит воспроизведение сообщения записанного в этом адресе запустит счётчик времени записи-воспроизведения а так же триггер DD6.1 снимет единицу с установочного входа триггера DD6.2., озвучивается выбранное сообщение. Через 1,55 секунды положительным перепадом по входу С триггер DD6.2 вернётся в единичное состояние воспроизведение окончится счётчик продолжит опрос датчиков и если сигналов больше нет то дойдя до 11 выхода единицей с выхода элемента DD12.1 переключит триггер DD5.2 и остановит генератор адресов на 11-ом выходе. Следующий опрос уже начнётся с 11-го выхода, сначала пройдёт сигнал "бип-бип" для привлечения внимания а потом сообщение (иногда в машине отвлечёшся и не поймёшь что он там буркнул), если сигнал с датчика остался то информатор будет его повторять до устранения неполадки (поэтому желательно предусмотреть блокировку некоторых датчиков, иногда он бывает довольно назойливым, к примеру датчик резерва топлива, пока доедешь до заправки он плешь проест да и с ручником не так однозначно иногда приходится стоять на ручнике с работающим двигателем). Запись сообщений производится просто, переключатель ЗАПИСЬ-ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ переключается в положение ЗАПИСЬ имитируется срабатывание соответствующего датчика и когда загорится светодиод диктуем сообщение в микрофон, для этого подключаем набор кнопок к разъёму Ш1 или как у меня располагаем кнопки в автомобильном адаптере (кому как удобно).

Автомобильный адаптер преобразует сигналы с датчиков в нужный нам вид, здесь всё просто, DD2 стробируемый инвертор, применён лишь для того что бы уменьшить количество корпусов, легко можно заменить на ЛЕ5, триггеры-защёлки DD1 нужны для того что некоторые датчики имеют свойство "подрабатывать" это ещё не аварийная ситуация но желательно о ней знать заранее вот они их и фиксируют, сбрасываются они одновибратором DD5.1 из основного блока, элемент DD3.1 блокирует датчики при выключеном зажигании, элемет DD3.2 формирует сигнал "выключи свет" когда выключено зажигание но включены габариты и открывается водительская дверь ( в моём случае параллельно штатной кнопке двери он работать нормально не захотел, наверное мешает схема плавного выключения освещения салона, не хотелось бы лепить отсебятины, позже подумаю как её "надурить"), компаратор DA1 подключается к терморезистору датчика температуры и настраивается на температуру чуть выше датчика включения вентилятора охлаждения. Усилитель любой, достаточной для вас мощности можно использовать линейный вход магнитолы. Оповещатель не вносит каких либо изменений в автомобильную схему, делался он для старой карбюраторной "девятки" но и для новой инжекторной подошёл без проблем, я думаю что в других автомобилях если и будут нюансы то не существенные.


Информатор был выполнен из двух блоков собственно информатор и автомобильный блок потому что информатор можно использовать при необходимости для других целей, я к примеру когда появились внучки, особы довольно шустрые, оборудовал все проблемные места и двери герконовыми датчиками и контролировал их перемещения дистанционно и когда надо пресекал, тоже достаточно коротких сообщений типа "пошли на мансарду","залезли в гараж" и т.п.
Немного о ISDишке из личного опыта что бы кто решится повторить схему не наступал на те же грабли, она довольно сильно шумит и все мои попытки с этим бороться в общем ни к чему не привели, при такой частоте выборки она по определению должна шуметь,немного лучше результат если писать заранее заготовленные сообщения с компа подавая сигнал сразу на предусилитель минуя микрофонный (есть у микросхемы такая возможность) но возникают проблемы синхронизации момента записи и подборки уровня (АРУ в этом случае не работает), так что оставил как есть для информатора качество вполне достаточное. Если применять ISD1420 и переключив вывод DD2.1 с 4 на 5 выбрать на выходе DD4 2-х секундный интервал то DD10 можно исключить.
О радиодеталях: не критично, диоды КД522, стабилитрон 4,3-4,7в (резистор подобрать по току стабилизации), конденсаторы керамические (исходил из размеров), операционник К544УД2 (схемку желательно смакетировать и опробовать, бывает разброс приличный у термодатчиков), микрофон с телефонной трубки. О себестоимости сказать ничего не могу, ISDишку преобретал на Алиэкспрессе по 50-60 рублей а остальное из старых запасов.
Кто то скажет что это можно было элегантней и компактней сделать на микроконтроллере, но для этого нужны определённые навыки и инструменты, здесь же понадобится только паяльник и простенький тестер или логический пробник, да и возможность без лишних телодвижений переписать сообщения переназначить датчики, увеличить или уменьшить количество входов соответственно увеличть или уменьшить время сообщений. Да и семейство ISDишек довольно обширное есть 25хх серия где время записи значительно больше,может немного другой интерфейс но по сути то же самое, в моём первом оповещателе(я его продал вместе с машиной, новый хозяин был шокирован этим девайсом и изрядно из за него переплатил) была схемка которая при коде 1010 (задний ход) и сигнале + с лягушки подключала вынесенный задний динамик с усилителем, маленькая цифровая шкала при помощи которой выбирался канал для записи или блокировки двумя кнопками (блокировка снималась автоматически при каждой заводке автомобиля) в общем большое поле для творчества.
Этот информатор я восстановил по памяти (ситуация повторилась, сейчас внучки учатся водить машину а проблемы всё те же) и сейчас он тестируетсяв машине, пока проблем нет, хотя датчик температуры ещё не подключён потому что требует настройки и наверное в датчике "бортовая сеть" лучше применить простенький двухпороговый компаратор что бы он реагировал на нижний и верхний пределы напряжений, ну и просится блокировка.

И главное, неоценимую помощь в работе оказала Белка.

Она же и сайт выбрала (ох уж эта кошачья мафия).

Кто заинтересуется пишите на "мыло" скину схемы и видос, может что подскажу,или мне подскажете.



Все вопросы в Форум.