РадиоКот >Схемы >Цифровые устройства >Защита и контроль >

Теги статьи:

Вы все ещё кипите? Тогда вам сюда!

Автор: GP1
Опубликовано 20.09.2011
Создано при помощи КотоРед.
2011

Для порядка, сначала поздравления.

С днем рождения РАДИОКОТ, желаю и дальше радовать нашу котобратию интересными схемами и статьями!

Данная конструкция посвящается всем, кто, не смотря на программу утилизации, не предал своего (пусть и старенького, и ржавенького, но такого родного и столько раз выручавшего) железного коня!


Предыстория.
Уже второй десяток лет показометр температуры на моем Росинанте выносил мне МОСК...
И подумалось мне: "А не забодяжить ли мне такую фиговину, чтоб температуру показывала? Стоп, а почему только показывала? Пусть еще и карлсоном* управляет"
Сказано, то бишь задумано, - сделано. "Вот такая загогулина, понимаешь ли..." получилась.

Отмазки.
Загогулина используется по личному усмотрению каждого, на свой страх и риск, ответственности за какой либо вред: моральный, материальный и еще не знаю какой я не несу.

Собственно повествование.
И так приступим.
Начитавшись умных статей в "паутине" и посмотрев, что предлагают умные дядьки (но за немалые бабосы, например, тут: https://silich.ru/bu-evso.html, там же есть описание как это работает), я понял, что меня все они не устраивают, ввиду отсутствия индикации температуры. Но я, то тоже, не пальцем делан, поднапрягся, поднатужился и родил схемку, сильно не пинайте,с рисованием схем у меня всегда напряг (если что, в архиве нормальная схема лежит).

Рис.1 Основной блок.

Рис.2 Блок индикаторов

Рис.3 Силивые цепи и эскиз подключения к карлсону.

Рис.4 Блок питания.

Что же мы видим на ней?

В принципе ничего особенного, все как всегда - МК+обвязка.

Датчик температур 19.3828 (замечательная штукенца линейно 10мВ/град.С, никакого дефицита, можно подключить к 5В и цена приемлемая)
Собственно мега48, куда ж без мк в современном мире.
Индикатор (об этом чуть позже) - то чего мне не хватило в чужих разработках.
Пара светиков - ну это так, чтоб не скучно было, на критических режимах они весело перемигиваются.
Пищалка - что не проспать самое интересное: брызги, нет, не шампанского, охлаждающей жидкости из-под пробки.
Ну и наконец, самое вкусное - интеллектуальный ключ от небезызвестной фирмы IR IPS6021 (мощнейшая штуковина - я просто балдею, в ней есть одна полезная функция - диагностика, но я её не задействовал, толи мозгов не хватило, толи времени)
Работу сего девайса подробно описывать не будем, там и так все понятно: датчик меряет температуру - контроллер отображает и в нужные моменты включает и выключает карлсона.
Уточню лишь, что пороги включения и переключения на верхние ступени фиксированные (оно конечно можно, сделать изменяемые, но и на солнце есть пятна) и составляют:
88 град.С - 30% мощности
.
.
>98 град.С - 95% (почему не 100%, а мне так захотелось, просто при такой нагрузке IPS6021 работает практически на пределе, и ей надо давать отдохнуть, ну хоть чуть-чуть)

Немного о грустном:
управлять сея штукенца может карлсоном мощностью до 110Вт, а на некоторых авто (мы же помним, что речь идет только о творениях Отечественного автопрома, к "буржуйскому" ну руки, ни голову приложить негде) устанавливают карлсоны фирмы BOSCH с рабочим током до 30А, и подключение сего чуда к девайсу, увы, невозможно.
Вру, возможно, надо только заменить IPS6021, на что-нибудь более мощное (но это не ко мне).

Плавно переходим к конструкции.
"Загогулина" разбита на два функциональных узла:
блок обработки и индикации (располагается в пределах видимости)
силовой блок (располагается под капотом, поближе к карлсону).
Существует несколько вариантов БОИ.
Конструкция блоков, думаю, понятна из фото:

   

 

   

 

   

 

Как видно на фото есть две разновидности плат для индикатора (см. выше), но никто не запрещает сделать свой вариант.

Силовой блок, на прокладках из 4 мм оргстекла, прекрасно вписывается вот в такую коробочку (https://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=376464106&group=41603) в собранном виде в данный момент нет: 

  



  

Не забудьте все это безобразие забрызгать лаком (я использовал несколько слоев бесцветного автолака в аэрозольной упаковке, чертовски удобная штука, знаете ли)


Подключение.
Подключается все это безобразие параллельно штатной схеме включение с "верхним", т.е. когда один из выводов карлсона подключен на массу, включением, (мне попадались и авто с "нижним" включением к ним она не подойдет), которая переходит в режим "горячего резерва", ну мало ли чего в жизни бывает.
У меня датчик подключен через 2-а провода в экране, причем экран подключен только на входе блока, чего и вам рекомендую.

Несколько замечаний по прошивке.

Присобачить, пардоньте, прикошачить виртуальный порт мне, как старому и ленивому коту, было в лом, поэтому для подключения индикатора был задействован весь PortC.

Как известно из классики жанра, то бишь фирменного ДШ на мегу48, линия порта PC6 имеет альтернативную функцию RESET, поэтому, "Attention, Achtung, Увага анд Внимание", слушайте и не говорите потом, что я не предупреждал!
Прежде чем переключить РС6 на линию ввода/вывода убедитесь в работоспособности того, что вы залили в процик.
Если все ОК-но, то после включения девайса, на индикаторе будет не хватать одного сегмента (фото. )

 



(я так 2 месяца колесил, фото не моего авто...), если это так, а я и не сомневаюсь, то можно смело программить фьюз RSTDISBL, но еще раз напоминаю: после этого вы не сможете получить доступ к процику с помощью последовательного программатора, любого(!!!), достучаться до мк можно будет только с помощью параллельного или высоковольтного программатора!


Об эксплуатации.
Вернёмся к светодиодам.
"Зеленый глаз" светится, когда на управляющий вывод силового ключа выдаются импульсы ШИМ.
"Красный глаз": "подмаргивает" если температура в блоке больше 97град.С, актуально для тех, кто поит "коня" водой.
Когда же температура достигнет 105 град.С, вот тут начинается цветомузыка, мигает все что может мигать, да ещё пищит собака!
Пять копий успешно работают на 5-ти экземплярах "НАШЕавто" вот уже больше 3х лет, именно лет, так как температура в наших краях летом нередко зашкаливает за 40 (не подумайте чего - я не пью! печень, знаете ли...), ну а зимой исправно показывает до каких минусов машинешка успела остыть.


Ну и последнее: исходников не будет, даже не просите, я там такого наБЫДЛОКОДил, что самому стыдно, не то чтобы кому-то показывать.
Пардоньте за мой "французский", писал, как мог, чтобы понятно было.
За сим разрешите откланяться.
С уважением ваш ... (ну это узнаете потом :))

зы: чуть не забыл, вопросы как обычно здесь: https://radiokot.ru/forum/viewforum.php?f=25

-------
* - карлсон: электровентилятор системы охлаждения двигателя.

Файлы:
Файлы прошивки
Схема в DT, платы


Все вопросы в Форум.