Продолжение плача.
С подачи нашего корреспондента Ирбиса, почти занесённого в «Красную книгу» инженера, научного работника и просто интересного человека, я заинтересовался журналом «Стандарты и качество».
К моему величайшему изумлению, журнал оказался вполне читабельным, излагающим материалы нормальным русским языком, причём даётся возможность высказываться «За и против» .
Очень много материалов, посвящённых ИСО9000-2000 и его клонам, а именно обсуждение этого творения человеческого гения мы и затеяли.
Сразу скажу- заграничный прототип этого стандарта явился ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ этапом борьбы за качество продукции. У нас же его делают НАЧАЛЬНЫМ этапом.
Теперь ещё один интересный момент. Пока вопросы качества продукции оставались личным делом производителя- качество улучшалось. Всем известен ресурс заграничной автомобильной техники, бытовой электроники выпуска до 90-х годов. Теперь же пресловутый стандарт продвигают в мировом масштабе, и нет уверенности, что это очень хорошо. Очередная аналогия: пока продвижение демократии в мировом масштабе было сильно ограничено, жить в том мире было гораздо спокойнее и безопаснее. А что делается теперь- вам хорошо известно.Вы можете спокойно выехать за границу, а там также спокойно оказаться жертвой теракта или обмана (не выезжая из страны-тоже....).
Так же и с качеством продукции- уже раздаются возмущённые голоса об уровне сервиса, да и просто о КАЧЕСТВЕ весьма недешёвых изделий. Поскольку основная цель капиталистического производства- извлечение максимальной прибыли, вполне понятно желание производителя уменьшить послегарантийный срок службы изделия.Самый наглядный пример этому- бытовые видеомагнитофоны. Выпуска 70-80-х годов- литое,жёсткое шасси, металлографитовые подшипники, трансформаторные блоки питания.Магнитофон вроде «панасоника» спокойно работал десять лет. 90-е годы- штампованное шасси, пластмассовые втулки, импульсные БП. Ремонтопригодность стремится к нулевой, да и та рассчитана на сервисный центр.Цена ремонта-приблизительно половина стоимости нового аппарата. Вот таким искуственным способом поддерживается спрос на новую продукцию, которая обрастает кучей прибамбасов, не нужных для основной цели. Вроде холодильников с выходом в интернет. А взять современный телевизор, или видеомагнитофон- простой потребитель зачастую не может самостоятельно их настроить! Зато в телевизор встроена игра, в которую даже дебил играть не будет, встроены часы, которые сбиваются при отключении от сети, усилитель мощности на 20 ватт, который принципиально не может обеспечить нормального звука в пластмассовом корпусе. Запрограммировать видеомагнитофон на автоматическую запись- вряд ли у кого получтся с первого раза, даже при наличии инструкции. Про сотовые телефоны и видеокамеры можно и не упоминать.
Вспоминаю что-то вроде притчи. У одного миллионера (дело было ОЧЕНЬ давно), спросили- в чём причина его богатства? Он ответил : «Придумай потребность, и удовлетвори её». Пример? Вспомните пресловутую «проблему 2000 года». Недаром за границей самый главный отдел- это отдел продаж (или, говоря американским языком, отдел маркетинга).Вот отсюда и происходит вся возня вокруг стандартов качества. За границей главное- не произвести, а продать. Для нашей страны проблема производства остаётся прежней проблемой, но теперь к ней добавилась и проблема продажи.Отсюда идёт увеличение расходов на рекламу, что безусловно сказывается на конечной стоимости продукции, плюс система налогообложения, делающая почти все виды производства материальных ценностей убыточным делом, плюс наше разгильдяйство, плюс сами найдёте что добавить к этому списку.
И вот в эти условиях нам предлагают панацею- Систему Менеджмента Качества (тьфу, даже назвать по-русски- УПРАВЛЕНИЯ- создателям было западло!). Как всегда надежда на заграничный опыт- «Заграница нам поможет!» Ага, губы раскатали! Заграница в первую очередь преследует свои интересы, и об этом надо очень хорошо помнить разработчикам документов на основе международных. Пример из практики (не моей)- разработка методик охраны, учёта и реализации радиоактивных материалов, проделанная с бескорыстной помощью заокеанских коллег. Побочный выход этих методик имеем возможность наблюдать в деле Литвиненко и Иранской ядерной программы. Короче- для американской стороны эти соглашения выгоднее, чем для нашей. И так будет всегда, когда мы отбрасываем в сторону свой накопленный опыт, и начинаем в приказном порядке внедрять чужой. Наисвежайший и печальнейший пример- введение Закона о техническом регулировании. Цитата из ж-ла «стандарты и качество №10 2006 г»:
«На заседании Правительства РФ 12.04.06 М.Е.Фрадков оценил результаты реформы технического регулирования следующим образом: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов. Предстоит разобраться, кто вверг нас в пучину с такой степенью некомпетентности..»
Продолжим обзор журнала.
В каждом номере есть высказывания вроде «На 60% предприятий, внедривших СМК, не достигнут ожидаемый эффект». Рядом приводятся возражения «Это делается неправильно, без творческого подхода, без консультаций со специалистами». Вы догадываетесь, кому принадлежат какие высказвания? ИСОмания- по словам журнала. Менеджеры высшего звена внедряют передовые методы управления. Компания «Транснефть» запрещает заключать договора с предприятиями, не прошедшими сертификацию по условиям «Транссерт». Ликёро-водочный завод с гордость докладывает о завершении двухлетней процедуры сертификации. В научно-исследовательском институте в приказном порядке внедряют ИСО9000- на проектные, научные и методические разработки.Пивзавод «Балтика» с гордостью демонстрирует почти безлюдные цеха, где всё делается под строгим контролем, устраивает дегустации пива мирового уровня (только вот за пределами завода пиво несколько другого вкуса, нежели в дегустаторском зале). Примеры можно продолжить. ИСО- есть, а качества- нет. Старая система ГОСТов разрушена, и через несколько лет все имеющиеся стандарты должны прекратить существование, а в новых Технических Регламентах столько фигни понаписано, что вместо локомотива прогресса они превращаются в тормоз. Специалисты старой закваски пророчат, что предвидят увеличение техногенных катастроф в новостройках из-за отмены СНИПов. Дошло до невиданного явления- конрафактная продукция в авиастроении!Называют цифру-80% запчастей- подделка! Об уровне авто-запчастей можно лишний раз не упоминать. И это не смотря на введение лицензирования на виды деятельности! Приехали- на ремонт телевизоров надо лицензия, а на торговлю алкоголем и лекарствами- не надо. Надо пристёгиваться ремнями безопасности в автомобиле, а устанавливать надёжную тормозную ситему- не обязательно.
Подведу итоги этого плача.
Система как была дурацкой, так и стала ещё более дурацкой.
Рассчитывать на заграничную помощь- не только бессысленно, но и опасно. Превейший закон капиталистического производства- устранить конкурента, а не помочь ему встать на ноги.
Второй закон- спрос рождает предложение. Понадобилось вводить новый ИСО-СМК- сразу появилось куча организаций, предлагающих эти услуги. Хорошо, если контингент этих контор вышел из под крыла ЦСМ- тогда они хоть в чём-то разбираются. Но в данной ситуации количество перешло в качество- после двухнедельных курсов человек не станет специалистом.
Третий закон- всюду защищать и лоббировать свои интересы.
Поэтому так расходятся мнения об эфффективности ИСО-СМК в теории и практике.
«Настало утро, и Шахразада прекратила дозволенные речи»- Книга "1000 и одна ночь", арабский фольклор.
Продолжение, может быть, последует (Продолжение плача, а не книги).