Вт янв 12, 2016 19:33:01
Вт янв 12, 2016 20:03:49
Alek Lem писал(а):Какое издание читать - не подскажу. Мне кажется, что эту книжку лучше читать тем, кто уже прочитал нормальные, полноценные, книжки.
Вт янв 12, 2016 21:24:31
Внутри себя аналоговая электроника делится как по элементной базе (транзисторная, тиристорная техника, ОУ), так и по устройствам (усилители, генераторы, источники питания, фильтры). Можно сперва обойтись и одним общим курсом, в котором будет типа всё, но при изучении отдельных устройств всё равно надо пользоваться монографиями (например, для проектирования бестрансформаторных УМЗЧ есть замечательная книжка Варакина Бестрансформатрные усилители мощности). Но я бы сперва хотя бы частично прошел общий курс.jdex писал(а):Alek Lem писал(а):Какое издание читать - не подскажу. Мне кажется, что эту книжку лучше читать тем, кто уже прочитал нормальные, полноценные, книжки.
Вы не могли бы указать примеры таких книжек?
Ср янв 13, 2016 11:27:08
Alek Lem писал(а):Один из них - это Хоровиц Хилл. Но лично мне он не нравится тем, что в нём делается попытка типа доступным языком объяснять не простые вещи.
Ср янв 13, 2016 16:08:36
Я прекрасно знаю отношение интернета к ХХ. По физике тоже есть безумно популярный курс лекций по физике Фейнмана (ФЛФ) в составе 9 томов + задачник. Там веселым и шутливым языком с кучей примеров и аналогий рассказывается о физике для студентов-физиков. Книга кардинальным образом отличается от стандартных курсов, где в сухом и строгом стиле выдержано непрерывное изложение материала со всеми доказательствами и т.д. Так вот, эту книгу настоятельно рекомендуют всем студентам-физикам, НО лишь как дополнение к классическому "скучному" учебнику.jdex писал(а):Я недавно принялся изучать схемотехнику, просмотрел форумы, что знающие люди пишут об учебниках, по которым можно учится. Очень многие хвалят ХХ, потому я принялся учится по нему.
ХХ оригинальный учебник, во многом хороший, он призван развить у инженера интуицию, но если с него начать изучать электронику, то это пусть с завязанными глазами.jdex писал(а):Заметил также этот факт, что там упускается многое насчет объяснения (в т.ч. математического) различных фактов и утверждений. Они вначале сами пишут, что мол многие инженеры грешат тем, что просто заучивают формулы, не понимая их смысл, а потом авторы сами начинают излагать материал так, что получается другим путем идти невозможно.
Что считать минимумом...Как я уже говорил, электронику можно начать изучать хоть с одним законом Ома, но чем больше изучите, тем лучше вы будете вооружены. Лично я читал Бессонова (но не только), а решал задачки по Шебесу (для радиофаков) -- лучшее пособие с примерами решения задач. Перед электроникой я порешал задачки для цепей с постоянным током, с синусоидальным напряжением, периодическим несинусоидальным, переходные процессы в цепях переменного и постоянного тока, связанные цепи (залог для радиотехники) и четырехполюсники. Как видите, я не спешил, обеспечивая себе базу.jdex писал(а):ТОЭ стоит заметить - это очень большое поле для изучения и не всему там стоит уделять внимание особенно на первых этапах. Мне здесь подсказали, что нужно сначала освоить азы теории. Как по мне (я конечно могу ошибаться) азы это (если например брать по Бессонову) - глава 2 и 3 - "Свойства линейных эл. цепей и методы их расчета. Эл. цепи постоянного тока. Эл. цепи однофазного синусоидального тока.". Это те главы, которые я более-менее освоил. Был бы рад услышать любые ваши комментарии по этому поводу, особенно если в этот минимум по азам ТОЭ входят и другие темы.
Будет время и возможность (знание матана)-- переходные процессы еще почитайте, без отрыва от электроники. Тогда поймете, откуда берутся все эти RC интеграторы и дифференциаторы на ОУ.jdex писал(а):Был бы очень признателен, если бы вы привели необходимый минимум тем по ТОЭ, с которыми нужно "на ты".
Да, чем мне нравится Опадчий, там всё есть для того, чтобы решать задачки по Изъюровой. Считая что либо сверяйтесь с симулятором - очень помогает. Экспериментируйте, считайте, снова экспериментируйте. Когда будете легко справляться, спроектируйте и посчитайте какую-нибудь реальную схему усилителя. Отладьте сперва в симуляторе, потом соберите на макете и почувствуйте, на сколько сильно расчеты отличаются от реальности.Насчет пункта 2, я так понимаю, в начальных главах того же Опадчего есть разбор моделей необходимого минимума компонентов? Также в того же Титце и Шенка?
Ср янв 13, 2016 19:02:04
Alek Lem писал(а):Я прекрасно знаю отношение интернета к ХХ. По физике тоже есть безумно популярный курс лекций по физике Фейнмана (ФЛФ) в составе 9 томов + задачник. Там веселым и шутливым языком с кучей примеров и аналогий рассказывается о физике для студентов-физиков. Книга кардинальным образом отличается от стандартных курсов, где в сухом и строгом стиле выдержано непрерывное изложение материала со всеми доказательствами и т.д. Так вот, эту книгу настоятельно рекомендуют всем студентам-физикам, НО лишь как дополнение к классическому "скучному" учебнику.
Alek Lem писал(а):ХХ оригинальный учебник, во многом хороший, он призван развить у инженера интуицию, но если с него начать изучать электронику, то это пусть с завязанными глазами.
Alek Lem писал(а):а решал задачки по Шебесу (для радиофаков)
Alek Lem писал(а):Перед электроникой я порешал задачки для цепей с постоянным током, с синусоидальным напряжением, периодическим несинусоидальным, переходные процессы в цепях переменного и постоянного тока, связанные цепи (залог для радиотехники) и четырехполюсники.
Alek Lem писал(а):На будущее помните, что в самом-самом общем случае R,L,C-цепи описываются дифференциальными уравнениями
Alek Lem писал(а):Будет время и возможность (знание матана)-- переходные процессы еще почитайте, без отрыва от электроники. Тогда поймете, откуда берутся все эти RC интеграторы и дифференциаторы на ОУ.
Alek Lem писал(а):Да, чем мне нравится Опадчий, там всё есть для того, чтобы решать задачки по Изъюровой. Считая что либо сверяйтесь с симулятором - очень помогает. Экспериментируйте, считайте, снова экспериментируйте. Когда будете легко справляться, спроектируйте и посчитайте какую-нибудь реальную схему усилителя. Отладьте сперва в симуляторе, потом соберите на макете и почувствуйте, на сколько сильно расчеты отличаются от реальности.
Чт янв 14, 2016 14:26:49
Второй.jdex писал(а): Подскажите, пожалуйста, по какому решали вы?
У Бессонова вы просто не дошли до диф. уравнений. Комплексными числами можно рассчитывать только линейные цепи при гармоническом воздействии. А если воздействие не гармоническое, а E = f(t), где f - произвольная функция времени? В частности, - это расчет переходных процессов при коммутации, когда E(t) = E₀⋅1(t), где 1(t) -- ступенчатая функция Хевисайда. Самый простой пример - это коммутация RC-цепи.Для меня тогда это было немного странно (в смысле -- зачем такое изучать), ведь есть например закон Ома в комплексном выражении, которым пользоваться гораздо проще. И у того же Бессонова в главах 2 и 3 при описании R,L,C-цепей никаких дифф. уравнений нет. Теперь, благодаря вам, немного прояснилось.
Чт янв 14, 2016 18:42:27
Alek Lem писал(а):Второй.
У Бессонова вы просто не дошли до диф. уравнений. Комплексными числами можно рассчитывать только линейные цепи при гармоническом воздействии. А если воздействие не гармоническое, а E = f(t), где f - произвольная функция времени? В частности, - это расчет переходных процессов при коммутации, когда E(t) = E₀⋅1(t), где 1(t) -- ступенчатая функция Хевисайда. Самый простой пример - это коммутация RC-цепи.
А вот более интересный пример: RLC-цепь с управляемым источником напряжения с коэффициентом передачи K:
Как вы это рассчитаете комплексным методом?
Чт янв 14, 2016 19:22:15
Такой, как моя последняя, в Бессонове , скорее всего, не будет. Да и не нужно! Смысл в образовании не в том, чтобы вспомнить где что у кого написано, а в овладении метода. Если знаете, как использовать метод на примере какой-нибудь схемы, до любую другую можете рассчитать так же.jdex писал(а):Вы бы могли указать главу у Бессонова, где рассмотрен расчет схем, похожих на вашу последнюю?
Чт янв 14, 2016 19:58:22
Alek Lem писал(а):Такой, как моя последняя, в Бессонове , скорее всего, не будет. Да и не нужно! Смысл в образовании не в том, чтобы вспомнить где что у кого написано, а в овладении метода. Если знаете, как использовать метод на примере какой-нибудь схемы, до любую другую можете рассчитать так же.
Пт июл 15, 2016 07:50:32
rl55 писал(а):Выражение для тока в цепи Uист/(Zист+R) говорит, что к источнику напряжения Uист с выходным сопротивлением Zист подключена нагрузка R. Что и эквивалентно закороченным Б-Э. Будто бы и нет транзистора с его входным сопротивлением, зависящим в том числе и через h21э от R...neoneon писал(а):Почему при закороченных
Пт июл 15, 2016 08:03:54
Пт июл 15, 2016 15:03:52
Сперва ответьте себе на вопрос: что же такое выходное сопротивление усилителя? Дать определение величины -- это указать способ и условия её измерения. Вот вы пишете:neoneon писал(а):Исправил, но остались сомнения
1. Zвых=ΔUвых/ΔIвых
3. ΔIвых=ΔIэ
Пренебречь - в смысле исключить из расчета, а не то, что оно меньше.Перед задачей сказано, что R можно пренебречь по сравнению с Zист, однако также сказано, что они параллельны друг другу, что наводит на мысли об эквивалентном источнике и о том, что раз эти сопротивления параллельны и R можно пренебречь, то по правилу "меньше меньшего" R должно быть больше Zист.
Это скорее всего то, о чем я говорил: выходное сопротивление "эквивалентного генератора", то есть, сопротивление между выводами эмиттер-общий.Указано, что Zвых - это импеданс со стороны эмиттера. Это как, что имеется ввиду под импедансом эмиттера? Я понимаю, что у импеданса должно быть два вывода, с помощью которых измеряется сопротивление. Может, эмиттер-база или что-то еще?
Пт июл 15, 2016 17:26:21
Имеется ввиду изменение напряжение на выходе в результате изменения тока нагрузки, но никак не в результате изменения сигнала по входу. Это и есть главная ошибка.neoneon писал(а):1. Zвых=ΔUвых/ΔIвых
Сб июл 16, 2016 06:45:59
Да, у меня так несколько раз получалось, думал, что за ерунда Все-таки нет понимания, что именно делаю.Alek Lem писал(а): тупо по определению сопротивления резистора получаем, что Zвых=ΔUвых/ΔIвых =ΔUэ /ΔIэ = R.
Обычно под выходным сопротивлением понимают отношение напряжения холостого хода на выходе (т.е. с разорванной нагрузкой) к току короткого замыкания выхода (т.е. с короткозамкнутой нагрузкой). Это классический опыт ХХ и КЗ для вычисления сопротивления двухполюсника.
То есть, т.н. "просадка" напряжения за счет внутреннего сопротивления источника, а не из-за изменения сигнала на входе.rl55 писал(а):Имеется ввиду изменение напряжение на выходе в результате изменения тока нагрузки, но никак не в результате изменения сигнала по входу.neoneon писал(а):1. Zвых=ΔUвых/ΔIвых
Сб июл 16, 2016 07:33:41
Сб июл 16, 2016 08:50:47
Ничё, научитесь. Главное, задачек много решать вдумчиво. Рекомендую Изъюрова Расчет электронных схем.neoneon писал(а):Все-таки нет понимания, что именно делаю.
А амплитудные значения -- это что, не приращения напряжения? Открою сермяжную истину: расчет именно сопротивления в нелинейных схемах имеет смысл только для малых приращений (амплитуд). В идеале - бесконечно малых. А так как бесконечная малость никого не вдохновляет, то ограничиваются тем, что есть: просто амплитудой. Но чем она меньше по сравнению с напряжением рабочей точки, тем лучше обеспечивается её "малость" и сопутствующая ей лучшая линеаризация ВАХ транзистора. Вот этот линеаризованный кусочек ВАХ и можно выдать за "сопротивление", ведь ВАХ резистора - прямая линия...Но это же для амплитудных значений, а не для приращений (дельта). Или для малых значений тоже можно использовать?
Не ошибусь, если скажу, что тут всё зависит от конкретного схематического решения. Знаю, что в двухтактных эмиттерных повторителях эмиттерный резистор и является нагрузкой.Сюда же вопрос: резистор между эмиттером и землей - он относится к нагрузке или это часть схемы?
Да. Собственно, опыт ХХ и КЗ - это частный случай того, о чем вам говорит rl55 - метод определения внутреннего сопротивления источника напряжения путём вариации нагрузки.То есть, т.н. "просадка" напряжения за счет внутреннего сопротивления источника, а не из-за изменения сигнала на входе.
Сперва в голове нужно сформировать план решения задачи, а не просто выполнять формальные действия.Упражнение 2.2. На основе ЭП, к базе которого подключен делитель напряжения, создайте схему ИП на +5В, питание стаб. +15В. Максимальный ток нагрузки 25мА. Сопротивление резисторов выбрать так, чтобы при подключении полной нагрузки напряжение на выходе изменялось не более чем на 5%.
Сб июл 16, 2016 13:02:21
Alek Lem писал(а):Рекомендую Изъюрова Расчет электронных схем.
расчет именно сопротивления в нелинейных схемах имеет смысл только для малых приращений (амплитуд). В идеале - бесконечно малых. А так как бесконечная малость никого не вдохновляет, то ограничиваются тем, что есть: просто амплитудой. Но чем она меньше по сравнению с напряжением рабочей точки, тем лучше обеспечивается её "малость" и сопутствующая ей лучшая линеаризация ВАХ транзистора. Вот этот линеаризованный кусочек ВАХ и можно выдать за "сопротивление", ведь ВАХ резистора - прямая линия...
Не ошибусь, если скажу, что тут всё зависит от конкретного схематического решения. Знаю, что в двухтактных эмиттерных повторителях эмиттерный резистор и является нагрузкой.neoneon писал(а):Сюда же вопрос: резистор между эмиттером и землей - он относится к нагрузке или это часть схемы?
План был: определить токи и напряжения транзистора для наибольшего тока нагрузки, посчитать нужный делитель, затем скорректировать его при отсутствии нагрузки. А Ваш план зиждется на опыте?Сперва в голове нужно сформировать план решения задачи, а не просто выполнять формальные действия.
3) перейти из схемы делителя напряжения с источником питания +15 В к схеме эквивалентного генератора с источником Eэкв и последовательным сопротивлением Rбэкв.
Сб июл 16, 2016 14:16:13
Начинайте читать книгу с расчета диодных схем. С условием, что с расчетом схем на постоянном токе проблем нет.neoneon писал(а):Немного полистал; не вижу особого практического смысла расчета задач, включающих концентрацию атомов, описание диффузии и прочего...
Ну, на счет дополнительных искажений не знаю - даже не представляю себе это. А вот смещение рабочей точки в область, где ВАХ становится более линейно сильно уменьшается нелинейные искажения (НИ). Также различные обратные связи уменьшают НИ. Наконец, в резонансных усилителях мощности, когда нужно усилить высокочастотный сигнал стабильной частоты, когда обогащенный гармониками сигнал попадает на выходной контур, последний отфильтровывает его спектр и оставляет только основную гармонику.А что делают, если нужно линейно усилить сигнал с большой амплитудой? Линейный кусок ВАХ небольшой же. Если не ошибаюсь, могут вводить перед усилением дополнительные искажения, которые обратны искажениям ВАХ?
Просто непонятно, для расчета сопротивления принять, что нагрузка - это R или дополнительно ввести Rн.
План подходит для ситуации, когда вы сидите с паяльником и крутите ручки потенциометров, чтобы подогнать значения резисторов для вашего допустимого интервала напряжений. А в учебной задаче это плохой план.План был: определить токи и напряжения транзистора для наибольшего тока нагрузки, посчитать нужный делитель, затем скорректировать его при отсутствии нагрузки.
Опыте решения учебных задач. Кстати, для практики он тоже подходит. В курсовом по электронике нужно было спроектировать усилитель и к нему источник питания. Я всё это сделал сперва на бумаге, а после того, как сдал курсовой, захотел собрать в металле. Опуская подробности, скажу только, что схема стабилизатора напряжения для блока питания была по сути чуть более сложной версией вашей задачи:А Ваш план зиждется на опыте?
Нет, база-эмиттер тут не причем. Это переход от произвольной схемы к схеме эквивалентного источника.3) перейти из схемы делителя напряжения с источником питания +15 В к схеме эквивалентного генератора с источником Eэкв и последовательным сопротивлением Rбэкв.
Rбэкв? Вы имеете ввиду, что это Rэкв (делителя) плюс сопротивление база-эмиттер?
Пн июл 18, 2016 09:08:03
Вот из вашего же Хоровица Хилла Рисунок 1.11. ничего не напоминает ?
Тут запутался.4) варьируя ток нагрузки от 0 до 25 мА (за счет изменения сопротивления нагрузки) найти изменение напряжения на нагрузке как функцию сопротивления Rбэкв.