Все прочитали, вроде даже поняли, взяли паяльник - а нифига не получается? Скорее сюда! Поможем. Чем можем...
Ответить

Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 06:58:27

Приветствую, господа!
Есть желание при автодиагностике увидеть баланс компрессии по цилиндрам двигателя при прокручивании стартером коленвала (возможность запуска предварительно нейтрализована). Идея в том что когда каждый из поршней движется от нижней мёртвой точки к верхней - нагрузка на стартер (то есть коллекторный двигатель постоянного тока) плавно возрастает и достигает пика в конце такта сжатия. Соответственно этому выглядит и токопотребление от аккумулятора: на каждый такт сжатия каждого цилиндра приходится свой токовый пик. Цилиндр с пониженной компрессией (буде таковой есмь относительно остальных) выявляется по пониженным токовым пикам. После преобразования снятого с токовых клещей сигнала из тока в напряжение, заводим сигнал на один канал осциллографа, а на второй канал вешается сигнал датчика давления, вкрученного вместо свечи первого цилиндра, или датчика импульса на вторичной обмотке катушки зажигания -- для синхронизации. Для каждого двигателя есть свой порядок срабатывания цилиндров, то есть определить номер искомого "слабого" -- нет проблем.
На практике есть токовые клещи Fluke i200s, они для измерения переменного тока. Характеристики:
Диапазон тока до 20A или до 200 A (переключатель), максимальный ток в измеряемой цепи 240 A, диапазон рабочих частот 40 Hz - 10 kHz, максимальное напряжение до 600 V, выходной сигнал 100 mV/A или 10mV/A на разъёме BNC которым заканчивается шнур.

Я понятия не имею как они устроены, может там катушка на сердечнике, может датчик Холла на сердечнике, что там дальше во внутренних цепях -- тоже "тайна покрытая мраком", и потому опасаюсь ставить эксперименты, а разбирать любые приборы по понятным причинам очень неохота. Можно ли их заюзать для такого теста, или обязательно покупать клещи для измерения постоянного тока? Ведь по сути ток в такой цепи циклично колеблется (но имеет в каждой точке графика только положительное значение, нет отрицательной полуволны).

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 11:41:05

Абсолютно бессмысленная возня, не дающая никакого понятия о компрессии в каждом цилиндре, а нужно именно в каждом.
Надо просто купить компрессометр за 500 рублей.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 11:48:04

Идея конечно хорошая, но на усилие проворота в двигателе много что влияет и как это будет сказываться - неведомо.

Один маховик чего стоит - сглаживая пульсации момент + а если стартер редукторный.

У того-же Fluke есть осциллографические бесконтактные щупы-клещи.

Что-то мне кажется - банальные датчики давления вместо свечей как-то по эффективнее будут. Можно сделать электронные сразу на все цилиндры со сбросом кривых давления на комп.



Да датчик нужен на постоянный ток. На переменной схемотехника другая. Но при невысоком напряжении - не проще-ли обычный 75 мВ 500 А шунт (если легковые движки)

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 13:02:44

Абсолютно бессмысленная возня, не дающая никакого понятия о компрессии в каждом цилиндре, а нужно именно в каждом.
Надо просто купить компрессометр за 500 рублей.

Для того чтобы иметь представление о компрессии у меня есть полный набор компрессографов Otto+Dieselmotor Motometer за без малого два килобакса евро. Знаете что-то лучше -- пишите, я куплю. До покупки этих чемоданов было накуплено достаточно, целая коллекция компрессометров и расходомеров. Что касается понятий -- не говорите это инженерам Bosch, например. В их фирменном мотортестере этот метод внезапно работает. За оценочные суждения о возне и понятиях -- благодарю, надеюсь у вас есть что и по делу написать. :idea:

Добавлено after 33 minutes 41 second:
Wladimir_TS",url="/forum/viewtopic.php?p=4014283#p4014283 писал(а):Идея конечно хорошая, но на усилие проворота в двигателе много что влияет и как это будет сказываться - неведомо.

Главное что всё неведомое сказывается на сигнале одинаково вне зависимости от номера цилиндра.

Wladimir_TS",url="/forum/viewtopic.php?p=4014283#p4014283 писал(а):Один маховик чего стоит - сглаживая пульсации момент + а если стартер редукторный.

Этот метод работает даже на магистральных седельных тягачах, можете представить инертность маховика такой массы при таком количестве цилиндров и как раз редукторном стартере. Не будем обсуждать метод, он просто работает и широко применяется.

Wladimir_TS",url="/forum/viewtopic.php?p=4014283#p4014283 писал(а):У того-же Fluke есть осциллографические бесконтактные щупы-клещи.

Так это он и есть, насколько я понимаю.

Wladimir_TS",url="/forum/viewtopic.php?p=4014283#p4014283 писал(а):Что-то мне кажется - банальные датчики давления вместо свечей как-то по эффективнее будут. Можно сделать электронные сразу на все цилиндры со сбросом кривых давления на комп.

Смысл затеи в том, чтобы этого избежать хотя бы на начальном этапе исследования. Кроме того, выкручивать свечи на дизеле -- это не всегда удачная идея, можно сыграть в русскую рулетку не дожидаясь когда голову открутят за отломанные свечи, куски которых остались в каналах головок блока цилиндров. Там вариантов всего два: что не открутится -- то отломается. А дальше разборка двигателя ради удаления обломков, потому что комплекты для безразборного удаления остатков свечи стоят дорого, изнашиваются моментально, не везде применимы, и любят ломаться так, что кроме обломка свечи в канале остаётся кусок фрезы из быстрорежущей стали, и там уже без полной разборки и электроэрозионного станка не обойдётся точно. А виновник торжества будет традиционно висеть на перекладине ворот.

Wladimir_TS",url="/forum/viewtopic.php?p=4014283#p4014283 писал(а):Да датчик нужен на постоянный ток. На переменной схемотехника другая. Но при невысоком напряжении - не проще-ли обычный 75 мВ 500 А шунт (если легковые движки)

В клещах переменного тока используется обычно токовый трансформатор в качестве датчика, вот про это и был вопрос. Шунт в цепь включить можно, конечно, но вот не зря же такое количество токовых клещей применяется: скорость и удобство не последнюю роль играют. Кроме того современные автомобили вообще не рассчитаны на отключение клемм с АКБ, можно легко добиться плачевных результатов вроде заблокировавшегося иммобилайзера и слетевших адаптаций во всех блоках. Последствия для виновного будут примерно теми же. :facepalm:

Форма тока там пилообразная при вращении коленвала, вы говорите что не взлетит? Нас интересует не полное действующее значение тока, а дельта между экстремами осциллограммы.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 13:29:00

надеюсь у вас есть что и по делу написать. :idea:

Конэчно есть: измеряйте компрессию в каждом цилиндре, для дизелей это более, чем актуально. Тем более, что если обнаружена пониженная компрессия в любом количестве цилиндров, то нужно для начала снимать клапанные крышки, потом практически наверняка головки и достаточно часто - всё остальное.
Что касается бошей и всяких прочих немцев - итальянцев, так они мне не авторитет.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 13:51:56

В их фирменном мотортестере этот метод внезапно работает.

Значит, надо к ним и обратиться. Здесь специалистов по бошам, я так понимаю, чуть больше, чем никого.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 14:34:02

Конэчно есть: измеряйте компрессию в каждом цилиндре, для дизелей это более, чем актуально. Тем более, что если обнаружена пониженная компрессия в любом количестве цилиндров, то нужно для начала снимать клапанные крышки, потом практически наверняка головки и достаточно часто - всё остальное.

Это очередное сообщение не по теме по двум соображениям. Тема о токовых клещах и их применении в конкретном поле задачи. Кроме того вы ставите телегу впереди лошади -- поскольку у вас всё начинается с уже обнаруженной пониженной компрессии, а у меня речь о предстоящем исследовании, которое совсем не обязательно закончится разборкой двигателя: представьте, существуют и вполне исправные экземпляры дизелей. Добавлю что при низкой компрессии двигатель зачастую разбирать не требуется, ибо причина низких показателей компрессии может быть извне, и после некоторых манипуляций с элементами выпускного тракта например -- нетронутый двигатель покажет вполне норму компрессии.
Суть и привлекательность метода вычисления относительной компрессии в том, что он быстр и прост. А для прямого замера компрессии придётся извлекать либо свечи, либо форсунки, причём невозможность извлечения хотя бы одной -- ставит крест на всей затее. Особенно досадно для вас будет -- потеряв два дня на извлечение всех кроме одной последней -- сидеть и решаться на последнюю попытку, которая с вероятностью 0,9 приведёт к повреждению свечи или форсунки, и неизбежной уже разборке двигателя, затратам на станочников и запчасти, и всё за свой счёт. Классическая ятрогения.
Я не играюсь в русскую рулетку образно говоря -- а вы предлагаете вообще "игру в Ицика", как в недавние времена в ЦАХАЛе.
Вернёмся к теме лучше. Автосервис и его реалии -- потом обсудим.

Добавлено after 14 minutes 31 second:
Значит, надо к ним и обратиться. Здесь специалистов по бошам, я так понимаю, чуть больше, чем никого.

Где вы нашли в заголовке или старт-посте упоминание о Bosch? Тема о разных вариантах использования токоизмерительных клещей, а в этом специалистов -- чуть более чем все электрики-эксплуатационники, уже не говоря о людях понимающих в токовых датчиках, хоть на сердечниках с катушками простого индукционного типа, хоть на сердечниках с магнитоуправляемыми микросхемами униполярного и биполярного исполнения типа датчиков на эффекте Холла.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 14:37:00

ибо причина низких показателей компрессии может быть извне, и после некоторых манипуляций с элементами выпускного тракта например -- нетронутый двигатель покажет вполне норму компрессии.

Смешно. Мне лапшу на уши не повесить никакими некоторыми манипуляциями.
Впускной тракт к вашему несведущему сведению строго одинаков для всех цилиндров и если компрессия упала в одном из них, то во впускном тракте одна единственная проблема - фуфайка перед впускным клапаном.
Недостаток всех без исключения автодиагностов - дичайшая неосведомлённость в устройстве и функционировании двигателя.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 15:02:42

Где вы нашли в заголовке или старт-посте упоминание о Bosch?


Про мотортестер от боша кто писал?
Что касается понятий -- не говорите это инженерам Bosch, например.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 16:23:40

Смешно. Мне лапшу на уши не повесить никакими некоторыми манипуляциями.
Впускной тракт к вашему несведущему сведению строго одинаков для всех цилиндров и если компрессия упала в одном из них, то во впускном тракте одна единственная проблема - фуфайка перед впускным клапаном.
Недостаток всех без исключения автодиагностов - дичайшая неосведомлённость в устройстве и функционировании двигателя.

Странным образом не я развожу флейм в вашей теме, а вы в моей, причём кроме оффтопа от вас не поступило ничего. Вы умудряетесь выпускной тракт (о котором я писал) путать с впускным, о котором вообще ни слова никто не сказал, так что уровень познаний очевиден. Если вам есть что сказать ПО ТЕМЕ, то пишите. Устройство ДВС, их ремонт, и мою "некомпетентность" можем обсудить на любом форуме автосервисных мастеров. Здесь прошу не флудить и не устраивать писькомерство. Посмотрим что вы напишете о рассматриваемом в теме вопросе.

Добавлено after 4 minutes 16 seconds:
Про мотортестер от боша кто писал?
Что касается понятий -- не говорите это инженерам Bosch, например.

Это была закономерная реакция на оффтоп. Вышесказанное в сторону 12943 в полной мере относится и к вам, многоуважаемый. Если есть что сказать по теме -- так пишите сразу, разве это не рационально?

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 20:11:56

Шунт на 200-500А впослед с АКБ и осциллограф дадут исчерпывающую картину касательно импульсов стартерного тока. Правда с компрессией это будет связанно опосредованно, поскольку момент на валу стартера зависит больше от степени износа вкладышей чем от компрессии. Мультиметр же попросту ничего путного не покажет, так как не успеет производить и отображать замеры.

Но дело конечно хозяйское. :sleep:

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 20:54:18

kentgaryk",url="/forum/viewtopic.php?p=4014508#p4014508 писал(а):Шунт на 200-500А впослед с АКБ и осциллограф дадут исчерпывающую картину касательно импульсов стартерного тока.

Тут вы безусловно правы, но есть одна проблема: накладной датчик нужен именно потому, что в некоторых автомобилях нужна масштабная разборочная процедура чтобы получить доступ к клемме АКБ или к клемме стартера. Я понимаю что можно разрезать силовой провод на стартер в удобном месте, опрессовать на концы мощные клеммы, прикрутить шунт, и снять с него сигнал на осциллоскоп. Но так клемм и шунтов не напасёшься, если выживешь после закономерных побоев за такие проделки. Кроме того я уже писал что на современных автомобилях сервисное отключение клеммы АКБ даже на короткий промежуток времени -- предполагает предварительное подключение сервисного источника для сохранения непрерывности питания электронных блоков. Иначе можно незапланированно приобрести себе автомобиль с кучей мёртвых ЭБУ на борту по цене исправного. Это всё -- лишняя возня даже если автомобиль стоит в оборудованном и оснащённом техцентре, и лишний риск. Поэтому все эффективные спецы совершенно оправданно берут пример с электротока, и идут к решению задачи по линии наименьшего сопротивления и с максимальной скоростью.

kentgaryk",url="/forum/viewtopic.php?p=4014508#p4014508 писал(а):Правда с компрессией это будет связанно опосредованно, поскольку момент на валу стартера зависит больше от степени износа вкладышей чем от компрессии.

С величиной компрессии разумеется это будет связано опосредованно, что же касается зависимостей то тут вы ошибаетесь. Вашу идею легко проверить эмпирически, вынув из дизеля форсунки, а из бензинки выкрутив свечи ради снижения пневмонагрузок на поршни -- сняв осциллограммы до и после этой процедуры. Сравнение будет очевидным и наглядным, особенно если сравнить заодно и обороты вращения коленвала. Величина компрессии у дизелей может быть на уровне 40 bar, даже если отключить маслонасос чтобы не дать коленвалу вращаться всплывая на масляном клине, то есть создать максимальное трение в паре вал/втулка каждой шейки -- трение там будет пренебрежимо мало, и останавливающий момент ничтожным. Попробуйте создать давление в 40 bar в надпоршневом пространстве при диаметре цилиндра около 100 мм, и рычаге около тех же 100 мм -- грыжа обеспечена, а успешный результат попытки -- вряд ли.

Это я всё к тому, что не надо предлагать вместо туалетной бумаги перфоленты от ЕС ЭВМ, они конечно круче, но таки не в каждой ситуации подходят. Условия задачи подгонять под ответ не будем.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 21:07:00

Bad Guy писал(а):Вашу идею легко проверить эмпирически, вынув из дизеля форсунки, а из бензинки выкрутив свечи ради снижения пневмонагрузок на поршни -- сняв осциллограммы до и после этой процедуры.
Все давно проверено, при отсутствии нагрузки на подшипники скольжения коленвала все происходит по другому и стартер спокойно вращает его.

Но как я написал ранее - дело это хозяйское, а про цену компрессометра уже писали выше.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Пн апр 12, 2021 22:12:53

Это была закономерная реакция на оффтоп.

Это было сказано с подтекстом. Мол, на форуме ХОББИСТОВ сидят люди не далёкие, а вот в боше...
Откуда тогда уверенность в том, что такое устройство есть в природе и оно выдаёт исчерпывающую диагностическую информацию?
Не понимаю, в чём проблема? Токовый пробник есть. Осциллограф есть. Включается одно в другое, режим самописца и вперёд. Накапливается статистика, затем она изучается и делаются выводы.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Вт апр 13, 2021 00:38:07

kentgaryk",url="/forum/viewtopic.php?p=4014547#p4014547 писал(а):Все давно проверено, при отсутствии нагрузки на подшипники скольжения коленвала все происходит по другому и стартер спокойно вращает его.

Вы меня заинтересовали, напишите пожалуйста откуда инфа: кем проверено, когда проверено, какие методы проверки были использованы, какое оборудование, какие результаты в цифрах получены? Это всё крайне интересно.

parovoZZ",url="/forum/viewtopic.php?p=4014586#p4014586 писал(а):Это было сказано с подтекстом. Мол, на форуме ХОББИСТОВ сидят люди не далёкие, а вот в боше...

Что касается галлюцинаций на тему "кто что имел в виду на самом деле" -- каждый по себе судит, издавна подмечено. Надеюсь с погодой на Венере мои слова не коррелируют.

parovoZZ",url="/forum/viewtopic.php?p=4014586#p4014586 писал(а):Откуда тогда уверенность в том, что такое устройство есть в природе и оно выдаёт исчерпывающую диагностическую информацию?

Вы не понимаете разницу между знанием и уверенностью, или притворяетесь? Оно не только в бошевском мотор-тестере есть, даже в кустарном USB осциллографе Постоловского оно есть, и что с того? Я тут не для того чтобы доказывать существование древних методик экспресс-диагностики.

parovoZZ",url="/forum/viewtopic.php?p=4014586#p4014586 писал(а):Не понимаю, в чём проблема? Токовый пробник есть. Осциллограф есть. Включается одно в другое, режим самописца и вперёд. Накапливается статистика, затем она изучается и делаются выводы.

Если не понимаете, зачем лезете в тему (да ещё явно не читая и половины тут написанного)? мне сейчас надо тут для вас персонально написать что классический трансформатор не может работать на постоянном токе, и подобные прописные истины пятого класса школы?

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Вт апр 13, 2021 02:20:10

Bad Guy писал(а):откуда инфа
Из головы инфа, из нее родимой и из опыта эксплуатации грузовиков. Прогретый двигатель при пуске стартером останавливается в момент такта сжатия в цилиндре соответствующем перетянутой или задранной шейке шатуна, а вовсе не при такте сжатия в цилиндре с максимальной компрессией. В этот момент и ток стартера максимален.

Раньше это знал любой колхозный завгар, только не умел это высказать заумным научным языком, сформулировать методы проверки, составить перечень оборудования, защитить докторскую диссертацию и стать профессором. Так и выходил на пенсию с должности колхозного завгара. :))

Могу открыть еще одну тайну. Совсем не обязательно резать силовой провод. Достаточно встать осциллографом на участок провода между + АКБ и клеммой стартера. Падения на проводе при пуске будет достаточно чтобы увидеть форму тока, просто измерения не будут абсолютными. Проделай это и поймешь оно тебе надо или нет. :wink:

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Вт апр 13, 2021 06:53:59

момент на валу стартера зависит больше от степени износа вкладышей чем от компрессии.

Невозможное утверждаешь.
Во-первых, коэффициент трения скольжения любого металла по любому металлу гораздо меньше единицы.
Это значит, что при любом состоянии вкладыша и шейки сила трения во много раз меньше, чем нагружающая сила.
Во-вторых, сила для сжатия воздуха максимальна в ВМТ, но крутящий момент на валу практически равен нулю, т.к. он равен произведению силы на плечо, а плечо равно нулю.
А когда плечо максимально (равно радиусу кривошипа), то поршень находится примерно на середине хода и давление во много раз меньше максимального, т.к. оно связано с положением поршня степенной зависимостью.
Поэтому, усилие при страгивании коленвала с места определяется в основном трением поршни+кольца по гильзам,
а на прокручивание зависит в пиках - от компрессии, чем больше компрессия, тем больше пиковые усилия,
а в среднем - от утечек, неоднозначно - при малых утечках среднее усилие возрастает, достигает максимума, а по мере увеличения утечек снижается, пока не станет равно силам трения.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Вт апр 13, 2021 07:02:43

Способ вполне себе. Только нужно учитывать напряжение на стартере, ток, и начинать измерения не сразу а после разгона коленвала до каких то оборотов. Ну потом это все скормить каким то мозгам. Откалибровать табличку с ранее известными компрессиями

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Вт апр 13, 2021 08:12:15

12943 писал(а):Во-вторых, сила для сжатия воздуха максимальна в ВМТ, но крутящий момент на валу практически равен нулю, т.к. он равен произведению силы на плечо, а плечо равно нулю.
Значит и компрессия на момент не влияет. Смекаешь физик! :wink: :))

Коэффициент скольжения надранного метала по надранному металлу может быть даже больше 1 и может меняться от прилагаемого вертикального усилия ибо неровности вминаются в неровности.

На самом деле пиковые нагрузки возникают не в ВМТ, а значительно раньше когда произведение силы на плечо оказывается максимальным. А насколько сильна/слаба сила трения можно судить по тому что например перетянутый двигатель будучи заведен холодным и поработав некоторое время останавливается в процессе прогрева.

Еще раз говорю - момент на валу определяется двумя факторами компрессией (причем не в ВМТ, а раньше) и состоянием подшипников коленвала. Отделить одно от другого невозможно.

Впрочем я написал как можно увидеть импульсы тока стартера. Желающий всегда может это сделать.

Добавлено after 5 minutes 31 second:
ЗЫ: А еще ток стартера сильно зависит от состояния коллектора и обмоток стартера и может меняться от положения ротора, от фазировки неблагоприятного положения относительно нагружающего момента. Но это уже отдельная тема.

Re: Токовые клещи для AC на проводнике с импульсным током

Вт апр 13, 2021 12:35:00

Языком попусту не мели. Никому, кроме тебя, даже в голову не придёт измерять компрессию на стуканутом моторе.
На самом деле пиковые нагрузки возникают не в ВМТ, а значительно раньше когда произведение силы на плечо оказывается максимальным.

Это я тебе и написал чуть выше: " крутящий момент на валу практически равен нулю, т.к. он равен произведению силы на плечо, а плечо равно нулю"
А насколько сильна/слаба сила трения можно судить по тому что например перетянутый двигатель будучи заведен холодным и поработав некоторое время останавливается в процессе прогрева.

Опять гонишь,
разговор не про двигатель, испорченный при сборке, а про вполне работоспособный
и не про какую-то фонарную силу трения, а про силу трения возникающую от процесса сжатия.
Еще раз говорю - момент на валу определяется двумя факторами компрессией (причем не в ВМТ, а раньше) и состоянием подшипников коленвала. Отделить одно от другого невозможно.

Ты жопой виляешь, но толку не будет. Момент на валу определяется:
компрессией, силой трения поршней и колец в цилиндрах, силой трения в подшипниках коленвала, силами трения в распределительном механизме.
Причем сила трения поршней и колец в три раза больше, чем сила трения во всех подшипниках коленвала.
Отделить одно от другого проще пареной репы:
крутить вал надо медленно до достижения максимального усилия и в этот момент остановить, это момент сопротивления от компрессии и сил трения,
после этого ослабить усилие до начала обратного движения коленвала, это в чистом виде момент от давления воздуха в цилиндре.
Вот и вся тебе невозможность.

Впрочем я написал как можно увидеть импульсы тока стартера. Желающий всегда может это сделать.

Вот это правильно, в липиздричестве ты соображаешь гораздо лучше, чем в ДВС.
Ответить