Вопросы и замечания по статьям и схемам, представленным на нашем сайте

При поддержке РадиоКОТструктор.ру


Ответить

Переключатель полярности

Чт май 31, 2007 20:59:40

Я собрал часть "переключателя полярности в нагрузке",
где 4 транзистора, 2 однокилоомных резистора и двигатель...
микросхему я не ставил... только транзисторы...

Но получилась такая вещь - в одну сторону двигатель вращается
очень охотно, а в другую с толкача))??... транзисторы я использовал
КТ816 и КТ817.... двигатель МП-2-002...

Вообще понимаю, что тут ключи, но почему ключи работают так
"неоднозначно"?... в роли сигналов "1" и "0", по которым
двигатель должен изменять полярность вращения - ТТЛ сигналы,
как у К155 - т.е. 5Вольт нагружено на 1кОмный резистор - это "1"..
"земля" - "0"... питание - от БП компьютера 5 Вольт, от этого же
БП с другой ветки 5Вольт - ТТЛ "1" и "0"... в-общем-то я все
описал....

Чт май 31, 2007 21:12:58

схема ?

Чт май 31, 2007 21:26:19

Воть... или как... это по русски... мяу!)))
Вложения
01000000.jpg
(25.3 KiB) Скачиваний: 1429

Чт май 31, 2007 23:34:56

теперь при разных сигналах померь напряжения на транзисторах и выходах логики и нанеси на схему.

Пт июн 01, 2007 10:25:45

Блин, товарищ афтар темы! Ссылку очень сложно дать на статью, про которую идет речь?
http://www.radiokot.ru/circuit/digital/automat/01/

Сб июн 02, 2007 18:30:10

Привожу маркировку транзисторов:
VT1 - КТ817А
VT2 - KT816B1
VT3 - КТ816BC4
VT4 - КТ817А

Вот напряжения:
без скобок - случай, когда двигатель вращается,
в скобках - когда ротор двигателя нужно провернуть
для последущего вращения...
Вложения
dvig.jpg
(35.24 KiB) Скачиваний: 1072

Сб июн 02, 2007 22:46:15

Что-то я не пойму, как это на общем проводе может быть напряжение...

Вс июн 03, 2007 07:38:00

Честно говоря, что-то неохота вникать, попробую на угад: примени транзисторы с буквой Г (КТ817Г) - у них коэффициент усиления максимальный в серии, значит, насыщаться будут легче, заодно сопротивление в цепях баз уменьши до 300 ом. И с напряжениями разберись - действительно, откуда 2В на общем проводе?

Вс июн 03, 2007 07:59:54

1.
ARV писал(а):примени транзисторы с буквой Г (КТ817Г) - у них коэффициент усиления максимальный в серии
Неверно. У них наибольшее максимальное напряжение Uкэ - 80 В, а коэффициент усиления для всех транзисторов серии одинаков: 25 (или 15 при -40°С). 8)

2. На общем проводе напряжение может возникунуть только из-за того, что где-то имеется обрыв, т.е. некоторые участки не подключены к общему проводу источника питания. Другая причина: напряжения измеряются относительно общего провода, а не как вздумается. 8) Другая причина - высокое сопротивление общего провода из-за недостаточного сечения/ширины проводников - этим часто грешат начинающие РЛ. 8)

Вс июн 03, 2007 08:19:49

1. Извиняюсь, имел ввиду КТ81*Г2, их постоянно применяю, на циферку как-то перестал обращать внимание :)... вот: http://www.chipinfo.ru/dsheets/transistors/1817.html

2. Страшно даже подумать, какое сечение проводника общего провода в этой схеме ошибочно применено начинающим, что падение на нем составляет 2В :)))

Вс июн 03, 2007 08:30:12

ARV писал(а):имел ввиду КТ81*Г2, их постоянно применяю, на циферку как-то перестал обращать внимание
Вот, а на меня постоянно обижаются за то, что я хочу добиться точности написания наименования типов радиодеталей. :cry: Одна забытая цыфирька - и это уже другой прибор, с другими характеристиками... 8)

Вс июн 03, 2007 08:31:53

Паятель писал(а):Что-то я не пойму, как это на общем проводе может быть напряжение...

Значит меряет не относительно нулевого провода. :))
...
Схема же абсолютно симметрична. Как это в одну крутится, а в другую нет?
Пусть мотор переплюсует. Может мотор у него в другую сторону просто сам по себе плохо крутится. Он же говорил, что в другую ему его толкать приходится.
..
И ещё, просто одно сопротивление на общий провод, другое на плюс питания этой схемы.
И наоборот.

Вс июн 03, 2007 08:42:03

skywalker писал(а):Привожу маркировку транзисторов:
VT1 - КТ817А
VT2 - KT816B1
VT3 - КТ816BC4
VT4 - КТ817А

Вот это тоже не понятно. Если его схему из этого поста смотреть, то VT1 и VT2 д.б. КТ817 т.е. n-p-n,
а VT3 и VT4 д.б. КТ816 т.е. p-n-p,
а у него что написано?

Вс июн 03, 2007 09:12:06

Если уж дело так пошло... могу свою... "разводку" платы прикрепить... делал точно по ней... питание и все остальное - на МГШВ... сечение, где-то 0.5-0.8 наверное...
Вложения
razv.jpg
(50.01 KiB) Скачиваний: 1099

Вс июн 03, 2007 11:03:34

Померяй напряжения еще раз относительно ЗЕМЛИ. т.е. на ней должен всегда получаться 0 вольт - щуп к ней подключи.

А лучше переходи на использование полевых транзисторов.

Вс июн 03, 2007 14:40:59

skywalker, какой ток потребляет Ваш двигатель, если его напрямую, без всяких транзисторов подключить к 5 вольт, когда крутится вперёд и когда назад?
Какой коэффициент передачи тока у Ваших транзисторов? Есть мультиметр, которым можно его (hFE) измерить?

Вс июн 03, 2007 15:34:41

Похоже. что 0.3 Ампера потребляет двигатель...
300 мА, при h21 для КТ816-817 равном 25...
0.3 Ампера/25=0.012мА
получается ток базы должен быть около 12мА...
задать такой ток при 5Вольтах можно:

5Вольт - падение на переходе база-эмиттер 0.6 вольт=4.4Вольта

4.4Вольта делим на желаемый ток:
4.4/0.012=360 Ом... т.е. базовые резисторы для полного
открытия ключа в данном случае должны быть 360-390 Ом...
Я правильно соображаю?...

Вс июн 03, 2007 15:59:29

Все, спасибо всем!
Вся проблема была в базовых резисторах - переставил 390 Омные -
двигатель вращается в обе стороны...
Памятуя, что вы экономите дисковое пространство, модератор,
можете удалять данную тему... :))

Вс июн 03, 2007 16:11:47

skywalker писал(а):...Я правильно соображаю?...

Направление мыслей очень правильное, но суровая действительность ещё более ужасна. Транзисторы включены как эмиттерные повторители, которые должны "повторять" напряжение питания. Т.е. на базах должно быть напряжение питания. Таким образом, в идеале, падение напряжения на резисторах должно быть равно нулю. А при нуле не будет базового тока! Вот такая вот загогулина...
Рискну предположить, что резисторы вообще не нужны. Их надо заменить перемычками. А ток базы будет определяться только током двигателя и коэффициентом передачи тока транзистора.
И ещё. Эмиттерный повторитель "повторяет" не полное напряжение на базе, а за вычетом падения напряжения база-эмиттер (0,6-0,7В). Таким образом, напряжение на двигателе никогда не будет больше, чем напряжение питания минус 1,2 вольта.
Вывод: Ключи на эмиттерных повторителях - не самое лучшее решение для напряжения питания + 5 вольт.

Вс июн 03, 2007 16:54:50

В принципе, что эмитерные повторители, я - согласен...

...тогда получаем ток в нагрузке:
Uвх-Uбэ/Rн...
Rнагрузки=5Вольт/0.3Ампера=16.6 в периоде... 17 Ом...

Отсюда ток нагрузки равен:
5Вольт(Uвх)-1.2Вольт(Uбэ)/17=0.225A

А про то, что на "голый" вывод базы, когда нагрузка находится
в эммитере можно подавать напряжение питания, т.к. эммитерный
повторитель обладает высоким входным сопротивлением - немножко
помню...

...Но в базе примерно же все таки такой ток, как я насчитал?
Ответить