Предлагаю вниманию самодельный станок для намотки трансформаторов. Я ни в коей мере не претендую на велосипед, просто демонстрирую свой вариант. Конструктив из серии – «по другому придумать сложно», при продумывании своего варианта изучил подобные самоделки из доступных в сети. Чертежи я делаю в самых сложных случаях, этот к ним не относится. Разбирать на атомы просто нечего, всё и так предельно просто.
Трансформаторы для собственных конструкций, я мотаю с тех пор, как папа купил мне «Книгу юного радиолюбителя», Борисова, т.е., около 50-ти лет. Там был изложен упрощённейший метод расчёта трансов, только числа витков. Толщину провода предлагалось выбирать исходя из назначения обмоток. Мотал я внавал, вручную, считая-забывая-ошибаясь витки, но мои трансы работали!... и выдавали необходимые напряжения. Потом была ручная дрель с передаточным числом 6… ещё… перечислять долго, уверен - этот путь знаком многим.
Сейчас, конечно же, качественно, мой расчёт трансформаторов изменился на три порядка… считается всё… и диаметр обмоточных проводов в том числе.
Итак. Собственно, сабж:
Расписывать что есть что, подробно не буду, если возникнут вопросы – отвечу по ходу. Если будет нужно – добавлю фоток. Главные подробности уточню сразу.
В корпусах подшипников по левому борту, поскольку они нагружены натяжением резиновых пасов, – по два подшипника, обычных шариковых, радиально-упорных. Марку не помню, могу найти, на диаметр вала 7 мм. Справа – подшипниковая опора только для ходового винта, в силу небольшой нагруженности, подшипников один. Привод – мотор-редуктор дверного стеклоподъёмника «Волги». Питание – через простейший ШИМ-регулятор на LM324, для регулирования скорости вращения без потери крутящего момента. БП – что угодно… понижающий транс 12-20 вольт, с мостом и фильтром, регулируемый/нерегулируемый БП от компа… можно просто автомобильный аккумулятор. Ось для катушки с проводом прослаблена по длине, для свободного извлечения после откручивания винтов, при замене катушки. Размеры в целом станка, и проёмы между осями выбраны так, чтобы на оси редуктора свободно вращался каркас, скажем, ТС-270 (на фото – ТС-170… не самый большой). Самая нижняя опора – промежуточная, консольная, необходимость в ней возникает при намотке проводом толщиной менее 0,25… для разбивки большого передаточного числа на два поменьше. Скажем, при минимальном диаметре шкива на валу каркаса 20 мм (конструктивно – меньше не могу… и не хочу), шкив на х/винте – 80 мм… внушительно… да и точить такой у меня не из чего… с учётом буртов диаметр заготовки дюраля нужен 85… нету, да и дорого. А вот 20/40 = 2, и ещё раз 20/40 – в итоге те же 4, но малой кровью. Как то так…
Реверс направления укладки – переворотом любого паса 8-й. Шаг х/винта – 1… расчет диаметров шкивов для некоторых толщин проводов можно сделать в уме. На укладчике внизу – приспособление для натяжки укладываемой ветви провода, сжатие между кусочками кожи. Укладчик из толстого гетинакса, перемещается по х/валу, поддерживается через втулку на гладкой направляющей со скользящей посадкой.
При изготовлении стороны корпуса размечались сверлением в один проход, скрепленные вместе болтами.
В приклеенный кусочек кембрика на редукторе вставляется геркон, запаянный на кнопку «=» калькулятора. Мимо него на гетинаксовом поводке крутится магнит от мебельной защёлки, - счётчик оборотов – числа витков.
Шкивы под каждое передаточное число (для каждого диаметра провода) точу персонально, из дюраля. Практика показала, что много их не требуется, у меня наточено до 10-ка… правда, двойных… перекрываю практически всё, что необходимо. К диаметру ведомого добавляю 0,1-0,15 мм, для некоторого обгона перемещением толщины… - избежать накладывания витка на виток. Провод диаметром более 0,8 мм лучше укладывать из рук, при числе витков 100-150 (накальные и вторички выходников) – вполне удобоваримо.
Конечно, для полноценной работы нужно приноровиться… не всё так сразу. Но, когда – уже да! - тогда только стоишь и наблюдаешь. Определённую сложность вызывают переходы слоёв. Но всё сполна окупается качеством намотки и мизером усилий.
Ну, и вишенка к торту… - у меня в гараже стоят в рядок, токарный, фрезерный станки, и сверлилка с координатным столом. Дрелью на коленке это не сделаешь.
- Вложения
-
- P1020126_thumb.jpg
- (179 KiB) Скачиваний: 837
-
- P1020127_thumb.jpg
- (183.41 KiB) Скачиваний: 746
-
- P1020128_thumb.jpg
- (191.03 KiB) Скачиваний: 742
-
- P1020130_thumb.jpg
- (174.65 KiB) Скачиваний: 503