Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс фев 28, 2021 11:51:10

Здравствуйте. Хочу внести маленькую ясность в то что такое угол опережения и на что он влияет. Рассмотрим модель двигателя: двигатель это "черный ящик" на входе которого присутствуют источники - воздух, топливо и искра, а результат - это вращение(допустим колеса). То есть меняя эти три компонента в разных пропорциях мы меняем обороты вращения колеса. Рассмотрим идеальный случай: взяли определенный обьем бензиновоздушной смеси, запустили двигатель и начали менять время подачи искры(момент поджига смеси). Если записать данные в таблицу зависимости оборотов двигателя от момента поджига смеси то будет видно, что существует золотая середина – то время поджига, когда обороты двигателя максимальные. ( в реальном двигателе это и будет оптимальным углом опережения зажигания). Происходит это из-за того что смесь не может воспламениться сразу вся, ей надо время и влияют на это как состав смеси (обедненная или обогащенная ) так и ее количество. Теперь добавим нагрузку, притормозим колесо. Результат – обороты снизятся. Это произойдет по двум причинам:
1. Закон сохранения энергии: на входе ничего не поменялось, а на выходе нагрузка увеличилась;
2. Как следствие первого – время горения смеси осталось прежним, а обороты упали и как следствие – момент поджига смеси стал не оптимальным.
Что можно предпринять а этом случае? Только подправить момент поджига, чтобы смесь горела оптимально. Но вернуться ли обороты к первоначальным – нет. Вывод :
--- Если у нас угол опережения оптимальный, то никакими дополнительными изменениями угла мы не сможем улучшить характеристики двигателя.

Теперь на счет ДПДЗ. Считаю что это единственное чем можно усовершенствовать проект flesh#13, с точки зрения простоты реализации, настройки и повторяемости. Мое видение алгоритма. Вводим датчик (хотя бы резистор жестко прикрученный к ручке газа). Имеем: вращая ручку газа мы меняем количество смеси в цилиндре, значит и показания датчика имеют привязку к топливу, нужно только правильно все откалибровать. Для калибровки нужна будет специальная программа, аналогичная той о которой я просил постом выше(программа вычисления оптимального угла зажигания реального двигателя).
Алгоритм: на прогретом двигателе выезжаем на ровный участок дороги, фиксируем ручку газа и запускаем программу. Программа должна будет плавно меняя угол опережения найти золотую середину (по максимуму оборотов), и записать данные в память. И так несколько раз на разных оборотах. В результате получаем таблицу зависимости оборотов двигателя от положения иглы качества смеси ( величины датчика ДПДЗ), а так же соответствующий оптимальный угол опережения зажигания. Приведя эти данные к “общему знаменателю” получаем таблицу зависимости времени горения смеси от величины ДПДЗ. Это и будет таблицей конфигуратора в основной программе( вместо таблицы зависимости уоз от оборотов).То есть зная напряжения ДПДЗ в реальный момент времени программа вычисляет период вращения вала и за вычетом времени горения смеси( взятом из таблицы ) формирует искру.
И того: реальный угол опережения вычисляется каждый раз перед искрой, исходя из данных о количестве смеси в цилиндре, а какие будут обороты при этом нам не важно.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс фев 28, 2021 12:20:24

--- Если у нас угол опережения оптимальный, то никакими дополнительными изменениями угла мы не сможем улучшить характеристики двигателя.

Смелое заявление, но не соответствует истине. Всё верно с позиции эколога. Но нам же ехать, а не о цветочках на обочине заботится.
Рассмотри коленвал как рычаг. Есть ось вращения и есть центр крепления пальца шатуна. Линия между этими точками образует рычаг. И немаловажно в какой именно момент к этому рычагу будет приложено максимальное усилие. Одно дело на час. Вертикальное расстояние между точками минимальное. И другое на три. Когда вертикальное расстояние максимально.
Поэтому при нагрузке угол занижают. Плохо для экологии и экономии, но выводит основное давление взрыва на точку с максимальным рычагом.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс фев 28, 2021 13:51:24

Арвуд правильно сказал, зависит ещё и от плеча рычага, это обсуждалось ещё в конце 2013 г на его ветке.
======
Я так думаю- едете Вы по-ровной (ручка газа в среднем). Впереди горка, ручку газа не трогаете. Скорость у Вас, разумеется упала, угол перешёл на другой (в соответствии с таблицей). И он, вообще , остаётся оптимальным. Впрыск у Вас автоматически не регулируется, посему добавить скорость ни углом, вообще никак не добавите. Вы добавляете газа, смесь пошла обогащённая (она быстрее горит и требует меньшего угла).
Поскольку увеличилась нагрузка , увеличился сигнал с ДАДа (не забывайте, что Вы и ручку газа выкрутили). Неважно, с какого датчика, но сигнал увеличился, а там Вы его обработали и скорректировали угол. Есть разница, но , думаю, незначительна.
==========
Думаю, что ДВС очень далёк от обычного насоса, так как от оборотов вакуум не зависит( если немного и зависит - то это от конструкции ДВС). Утрирую - заглушите вообще впуск и покрутите с разной скоростью колесо - вакуум будет одинаковый. Вакуум зависит только от нагрузки, а нагрузка пропорциональна Вашей ручке газа. Другое дело, что характеристики разные: у ДПДЗ -линейная, у ДАД - её квадратируют (сам датчик вакуума - линеен).

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс фев 28, 2021 15:26:57

Q=V/t или Q=v *S
где:
Q — объёмный расход жидкости или газа, м³/с;
V — объём жидкости или газа, проходящий через поперечное сечение потока за время t, м³;
t — время, за которое жидкость или газ объёмом V проходит через поперечное сечение потока, с;
v — скорость потока, м/с;
S — площадь поперечного сечения потока, м².
:)))
Нашел интересный сайт. Как , зачем и почему. Читаю датчике детонации. Вот это бимба, автонастройка!!
Но напрягает hip9011. Как?
По идее такое можно применять в программе мадди. Только "обрезав" ее до ...ума. :))
PC/ Вот тут описываются алгоритмы ДПЗД, ДАД и ДД.
https://docplayer.ru/26289283-Mikroproc ... sz-zh.html

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс фев 28, 2021 16:11:19

asel, Не знаю как там у вас, но на мопеде, на стоке я никогда не слышал детонации (а на стоковых коммутах точно должна быть детонация на низких оборотах). Просто глохнет и всё.. Не та кубатура.. Лично для себя усложнять не буду, овчинка выделки не стОит.. За 16 кривых я быстрее его выкину в канаву.. Пытаюсь всё упростить, а Вы усложняете... Ну что ж, кесарю кесарево..

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс фев 28, 2021 16:20:44

asel, Не знаю как там у вас, но на мопеде, на стоке я никогда не слышал детонации (а на стоковых коммутах точно должна быть детонация на низких оборотах). Просто глохнет и всё.. Не та кубатура.. Лично для себя усложнять не буду, овчинка выделки не стОит.. За 16 кривых я быстрее его выкину в канаву.. Пытаюсь всё упростить, а Вы усложняете... Ну что ж, кесарю кесарево..

Это вы усложнили для драндулета. :))) У нас все просто. Читайте и учитесь. Все стоковые моторы "задавлены". Все!!
О ДД. Это хобби. Когда скучно. Но возможно нужно будет уже процессор как у SECU. Там "свободная" программа. И из нее нужно вытащить то что нужно для дырчика.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пт мар 05, 2021 05:58:20

стоковые моторы все задушены, даже ограничители стоят, люди пытаются это все обойти и сделать так как надо пользователю. у меня на 4Т 72 куба стоял комут родной с фуоз( внутри был контроллер), без ограничителей. пока был живой ехал до 100, подъемы пролетал на ура, но вечного нет ничего. поставил якобы с фуоз- холостые 12 гр., до 3 тыс.об, затем прыжок на 24 гр., двигатель работает жестко, приемистость ушла.
переписывался давно с ребятами по SECU, сказали под 1 мото котел слишком сложно и нерентабельно их детище ставить, т.к. у нас датчики детонации не работают.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пт мар 05, 2021 06:34:38

asel, Не знаю как там у вас, но на мопеде, на стоке я никогда не слышал детонации...
Всё правильно, проблема детонации становится острой с повышением объёма цилиндра, именно по этой причине появляются моторы на 8, 12 и даже 24 цилиндра! Да-да, много цилиндров нужно именно для борьбы с детонацией... :dont_know: :)

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пт мар 05, 2021 14:43:10

стоковые моторы все задушены, даже ограничители стоят, люди пытаются это все обойти и сделать так как надо пользователю. у меня на 4Т 72 куба стоял комут родной с фуоз( внутри был контроллер), без ограничителей. пока был живой ехал до 100, подъемы пролетал на ура, но вечного нет ничего. поставил якобы с фуоз- холостые 12 гр., до 3 тыс.об, затем прыжок на 24 гр., двигатель работает жестко, приемистость ушла.
переписывался давно с ребятами по SECU, сказали под 1 мото котел слишком сложно и нерентабельно их детище ставить, т.к. у нас датчики детонации не работают.

А можно поподробнее и внятно. Что стояло, кто был живой, что такое якобы Фуоз и т.п.
ПС. ФУОЗ - это все коммутаторы ФУОЗ (общее название) - формирователь УОЗ. А вот как он там формирует, это уже другое слово добавляют перед "ФУОЗ"

Добавлено after 4 hours 1 minute:
Здравствуйте. Хочу внести маленькую ясность в то что такое угол опережения и на что он влияет. Рассмотрим модель двигателя: двигатель это "черный ящик" на входе которого присутствуют источники - воздух, топливо и искра, а результат - это вращение(допустим колеса). То есть меняя эти три компонента в разных пропорциях мы меняем обороты вращения колеса. Рассмотрим идеальный случай: взяли определенный обьем бензиновоздушной смеси, запустили двигатель и начали менять время подачи искры(момент поджига смеси). Если записать данные в таблицу зависимости оборотов двигателя от момента поджига смеси то будет видно, что существует золотая середина – то время поджига, когда обороты двигателя максимальные. ( в реальном двигателе это и будет оптимальным углом опережения зажигания). Происходит это из-за того что смесь не может воспламениться сразу вся, ей надо время и влияют на это как состав смеси (обедненная или обогащенная ) так и ее количество. Теперь добавим нагрузку, притормозим колесо. Результат – обороты снизятся. Это произойдет по двум причинам:
1. Закон сохранения энергии: на входе ничего не поменялось, а на выходе нагрузка увеличилась;
2. Как следствие первого – время горения смеси осталось прежним, а обороты упали и как следствие – момент поджига смеси стал не оптимальным.
Что можно предпринять а этом случае? Только подправить момент поджига, чтобы смесь горела оптимально. Но вернуться ли обороты к первоначальным – нет. Вывод :
--- Если у нас угол опережения оптимальный, то никакими дополнительными изменениями угла мы не сможем улучшить характеристики двигателя.

Теперь на счет ДПДЗ. Считаю что это единственное чем можно усовершенствовать проект flesh#13, с точки зрения простоты реализации, настройки и повторяемости. Мое видение алгоритма. Вводим датчик (хотя бы резистор жестко прикрученный к ручке газа). Имеем: вращая ручку газа мы меняем количество смеси в цилиндре, значит и показания датчика имеют привязку к топливу, нужно только правильно все откалибровать. Для калибровки нужна будет специальная программа, аналогичная той о которой я просил постом выше(программа вычисления оптимального угла зажигания реального двигателя).
Алгоритм: на прогретом двигателе выезжаем на ровный участок дороги, фиксируем ручку газа и запускаем программу. Программа должна будет плавно меняя угол опережения найти золотую середину (по максимуму оборотов), и записать данные в память. И так несколько раз на разных оборотах. В результате получаем таблицу зависимости оборотов двигателя от положения иглы качества смеси ( величины датчика ДПДЗ), а так же соответствующий оптимальный угол опережения зажигания. Приведя эти данные к “общему знаменателю” получаем таблицу зависимости времени горения смеси от величины ДПДЗ. Это и будет таблицей конфигуратора в основной программе( вместо таблицы зависимости уоз от оборотов).То есть зная напряжения ДПДЗ в реальный момент времени программа вычисляет период вращения вала и за вычетом времени горения смеси( взятом из таблицы ) формирует искру.
И того: реальный угол опережения вычисляется каждый раз перед искрой, исходя из данных о количестве смеси в цилиндре, а какие будут обороты при этом нам не важно.

Читал читал и .. навеяло. :(
За что отвечают датчики ДПДЗ и ДАД?
Может не прав, но
Дад отвечает за нагрузку. Нагрузка больше - УОЗ уменьшаем.
ДПЗД - открываем заслонку , УОЗ увеличиваем?
Это грубо. Изменения УОЗ от них в соответствии еще и от оборотов по программе.
ИТОГО. Для лодочного все таки наверно более нужен ДПЗД. (горки то нет) :(
Пока не сезон, попробуем сконструировать ... ДПЗД под лодочный 5лс. График зависимости .. бум потом думать. :tea:
ПС2. Где то находил инфу, но не обратил тогда внимание, что на какой-то лодочной Хонде стоит ДПДЗ. А это же Хонда!!! :)))

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пт мар 05, 2021 16:57:03

...72 куба... ехал до 100...- холостые 12 гр., до 3 тыс.об, затем прыжок на 24 гр., двигатель работает жестко, приемистость ушла....
Как-то не верится -100...Даже не мощность движка, а возможности рамы... Мощность двигателя приблизительно пропорциональна полусумме куба и квадрата скорости, например, чтобы увеличить скорость в 1,5 раза, мощность движка должна увеличиться в 2,8 раз..
Это не ФУОЗ у Вас был, а переключатель, ранняя-поздняя метки, добавляется стабилитрон и ещё пара деталей и всё... Типичный пример аналогового ФУОЗ - 1 страница темы. Приблизительно такие проверял: до 2000- поздняя метка, 2000-4000 - наклон, 4000- ранняя метка. Катался года 4. С ФУОЗ с этой ветки, в общем, похож по тяге, отличий мало. Но с МК лучше держит холостые и заводится в холод.

Для себя сделал простой вывод: без вакуума различий почти нет, вы же ниже 2000 не ездите. А вот вакуум полезен. Попрошу кидать тапками тех, кто ездил на таком ФУОЗ (подтверждение -только препарация), и хотя бы 1 штуку препарировал и снял с такого схему, а также светил стробом (именно на такой)... Я ездил на 2 таких и ещё один разобрал :), повторяемость характеристик около 100 об/мин, видимо, правильные были... С вакуумом только ради этого и замутил, а пара коммутаторов так и лежит в запасе...
===============
ПС формула по скоростям только для МОТО - сопротивления воздуха - в кубе, мех потери, трение, качение - в квадрате. Из-за хреновой обтекаемости мото экономичность машин на высоких скоростях выше, чем у сдуваемого ветром мотоциклиста... Кому интересно, читайте вложение..

..Дад отвечает за нагрузку. Нагрузка больше - УОЗ уменьшаем.
ДПЗД - открываем заслонку , УОЗ увеличиваем?
Это грубо. Изменения УОЗ от них в соответствии еще и от оборотов по программе.
ИТОГО. Для лодочного все таки наверно более нужен ДПЗД. (горки то нет) ...)
Для мото - разницы нет. Заслонку когда открываете -когда тормозите? Или всё-таки,на разгон? Нагрузка же увеличилась. Вот Вы уже купили Дад. Просто подключите и увидите, что даже на холостую (под нагрузкой ещё виднее) - набрали обороты, скинули газ . У вас синхронно с ручкой газа напряжение с ДАД упало, а колено ещё крутится на громадной скорости.. Вакуум от оборотов зависит мало. В мото это два датчика могут выполнять одну функцию, в авто - у них разное назначение. Пока не поймёте - дальше дороги не будет. Я пока в реале не проверил, тоже ошибался. Но сюда свои утверждения на тот момент не выкладывал.При разгоне - картина аналогичная. Читайте мои посты и смотрите картинки. :))
Вложения
Мощность.rar
Мощность мото
(136.45 KiB) Скачиваний: 245

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 07:45:36

родной коммутатор был на PIC контроллере, еще на живом смотрел стробоскопом углы.
от 0 до 3000-12 гр, а дальше от3 до 10000 нарастание от 12 до 32гр, после 10000 завал до 24гр.
обычные комуты" якобы с фуоз" от 0 до 3000 держат около 12гр, потом прыгают на 24, и все.
в сети есть схемы, но нет прошивок на них.

Добавлено after 6 minutes 39 seconds:
дополню по ДАД он должен при резком открытии ДЗ увеличить угол, а затем давление выравнивается и он возврещает угол.
ДПДЗ контролирует при резком открытии таблицу вверх, при закрытии вниз, если резко сбросить газ угол должен стать поздним-режим торможения двигателем( характерное бубнение выхлопа).

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 09:54:38

...на PIC контроллере...
... при резком открытии ДЗ увеличить угол, а затем давление выравнивается и он возврещает угол.
ДПДЗ контролирует при резком открытии таблицу вверх, при закрытии вниз, если резко сбросить газ угол должен стать поздним-режим торможения двигателем( характерное бубнение выхлопа).

Вы уверены, что там стоял именно PIC, существуют микрухи (CS, LD) MB4213 - это тоже контроллеры, но не цифровые (им прошивка не нужна). Спорить не буду, но, думаю, что углы при резком открытии газа уменьшаются, так как с открытием газа смесь обогащается (стехиометрический состав), а не только количество. Смесь быстрее горит. Времени надо меньше.. Оставив прежний угол, можно получить детонацию. На машинах прирезком открытии газа может быть кратковременная детонация..А вторая часть поста - это как Вы настроите свои таблицы.. Но выше ранней метки не прыгнете.
Изображение

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 11:05:06

madi044 писал(а): с открытием газа смесь обогащается (стехиометрический состав), а не только количество. Смесь быстрее горит. Времени надо меньше..
Каша в головах. В обогащённой смеси больше БЕНЗИНА. А быстрее горит БЕДНАЯ смесь. В которой воздуха больше, а бензина меньше.
При резком открытии дроссельной заслонки смесь обедняется. И лишь через какое-то время приходит в норму. Особенно это заметно на карбюраторных системах. На впрыске тоже есть. Но время нормализации смеси заметно короче.
Читайте теорию ДВС. Разработчики.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 11:28:01

метка у меня была на 12 и 72 градуса. точно знаю что был PIC,т.к. сам лично его курочил.
на всех авто и мото при открытии дросселя , увеличении разряжения угол увеличивается, у кого электроникой, у кого вакуумкорректором.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 12:07:11

Arwood, В какой-то мере Вы правы. Случай совсем уж резкого открытия не рассматриваю - нет ускорительного насоса..
llexj1, Ну с таким диапазоном угла можно любую кривую построить..
===============
Какая разница, куда она плывёт -втыкаете резистор и настраиваете как вам надо - у меня надо садить угол под нагрузкой.. Это чтобы не компилить постоянно программу..

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 12:12:18

на скутерах ускорительный насос стоит, и динамика у движков очень неплохая, крутятся до 12000 оборотов, а на спортах и до 16000.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Вс мар 07, 2021 19:02:53

Теоретики :)))
При резком открытии заслонки смесь обедняется. И получается "провал" в тяге. Это компенсируется впрыском доп топлива. Так как обороты еще прежние.
Если нет в карбюраторе доп впрыска?
"Чем беднее состав рабочей смеси, тем медленнее происходит процесс её поджигания (или начального распространения фронта горения) - поэтому УОЗ нужно ставить раньше, но в тоже время сгорание смеси (или распространение основного фронта горения) происходит быстрее - отсюда ограничение максимального УОЗ (для исключения детонационного сгорания) ..."
В итоге бедная смесь горит дольше.
Поэтому, как в фразе в кавычках, .. при резком открытии заслонки нужно увеличить УОЗ, чтобы увеличить время для сжигания смеси.
ДПДЗ с этим справляется.
На практике, бывает что мотор глохнет при резком открытии заслонки. (не у меня :) )
И исходя из вышесказанно, смесь имеет более выраженный "бабах". Поэтому Уоз нельзя делать сильно ранний.
ДАД - для уменьшения УОЗ от нагрузки. Т.к. под нагрузкой начинается не равномерное движение порщня. Т.е. уменьшение его скорости движения от начала движения вниз .. и обратно к верхней точке. А т.к. смесь не очень изменилась, а скорость поршня уменьшилаь, соответственно нужно уменьшить УОЗ.
Котороче - теория относительности. :)))
ПС. Насчет ДАДа. Так как описано выше, с ним не получится.
Например - установили ДАД за карбюратором. С увеличением оборотов, увеличивается "разрежение". ДАД также увеличивает выходное напряжение. Пошла нагрузка, движение поршня уменьшилось, разрежение уменьшилось, и ДАД выдал меньше напряжение. УОЗ уменьшили.
И вот. А если во время равномерного движения резко открываем заслонку!!! Происходит "вдох". Т.е. разрежение уменьшается, и ДАД ...уменьшает УОЗ. :( В итоге для резкого открытия заслонки ДАД не подходит?
Но еще есть другой вариант. Установка Дада перед карбюратором. (вроде так устанавливают правильно). Начальный процесс при равномерном движении тот же. А вот при резком открытии заслонки? Непонятно..что произойдет. Не пойму. Только замеры практические нужно.
ПС2. Рассматривал процесс в таком подобии... :)))
Например ДАД стоит на трубе перед краном или после крана (заслонка).
И два варианта. В трубу дуют, или выкачивают воздух. :)))
Итог. Для моего мотора. (У нас нет таких явных разбросов в нагрузке). Попробовать ДАдом, при уменьшения разрежения не уменьшать УОЗ, а увеличивать. А как стартовать резко с ХХ. Там и так разрежение маленькое? Вот что такое ДАД. :cry:
Все. Осилил. :))

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пн мар 08, 2021 08:48:31

Ну вот что за бред пишет это существо с характерным ником? У него одновременно, в одной якобы "цитате" бедная смесь горит и хуже и лучше.
Бедная смесь горит быстрее. Поэтому для обеднённой смеси угол уменьшают.

Дальше-больше. "Остапа понесло". При резком росте оборотов разряжение в патрубке увеличивается. Но только у сферического коня в вакууме. Мы же открыли дроссельную заслонку. Откуда там разряжению взяться? Разряжение падает. И угол должен падаеть. Тогда разгон будет происходить с минимальным ("тяговым") углом опережения. Затем обороты нарастают. Разряжение растёт. Образно говоря, двигатель потребляет больше чем может дать приоткрытая заслонка. Если ничего не изменяется, то угол должен подниматься до уровня, ограниченного верхним порогом графика. До верхнего ("оборотистого") уровня. Когда поехали в горочку, разряжение падает. И угол вновь спускается к нижнему, "тяговому" графику.

Просто заучите простую пару:
Богатая смесь (много бензина) загорается тяжелее и горит медленнее. Бедная смесь (много воздуха) загорается легче и горит быстрее.
И ещё одну:
Раннее зажигание "оборотистое". Позднее зажигание "тяговое".

Ну и конечно же, но в одном ТС не измеряют разряжение в шланге подачи воздуха к карбюратору. В идеале, при качественном воздушном фильтре, там вообще не должно быть никакого разряжения. Никогда. Это система ПОДАЧИ воздуха, а не его ограничения. Нулевик - зло. Но если скорость важнее срока жизни поршневой, ставят именно "фильтр нулевого сопротивления".

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пн мар 08, 2021 09:35:42

да, разрежение меряют после карбюратора, в авто параллельно вакуумнику тормозов,, на скутере можно брать параллель вакуум крану топлива.

Re: ФУОЗ на базе AC-CDI

Пн мар 08, 2021 12:36:52

Вот здесь мужик всё расписал. Быстрее-медленнее... Важен конечный результат-угол. Так что ничего "заучивать" не надо... :))

Изображение
Ответить