Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 13:27:39

.U., то есть вы анонсируете революцию в электротранспорте?! Оччччень, оччччень интересно(без всякой иронии, но с большой долей скепсиса...).

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 21:35:53

Flash.#13 писал(а):У меня самодельный поячеечный с выключением зарядки после сработки всех элементов...

Во-во!
У меня - тоже работа с КАЖДОЙ ячейкой. Только без МК.
3 линии с гальванической развязкой, в которые включать можно сколько угодно ячеек.
Но выключение всей батареи - как только сядет на минимум хоть 1 ячейка.
:))) Чиста_аналог! #аналоговнет... :)
Берегу банки от деградации.
Допилю, - сниму ролик.

:evil: Только доооолго это всё.... Мееедленно....
Спотыкаюсь на экзотической комплектухе. Она проклятая дело тормозит (как и с микростаночками).
А как все - не хочу.
Перфекционизьм. (эпть...)

sancio писал(а):...то есть вы анонсируете революцию...

Мон амИ,
как можно анонсировать революцию? :dont_know:
Спектакиль, комедь... али какой перфоманс...
Таки - да!
Хоть со скепсисом, хоть - без.

А вот рэволюцию, апокалипсис, ... и т.п. вещи...
:) да ещё не привлекая внимания санитаров...


Не получицца! :)

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 21:40:40

Но выключение всей батареи - как только сядет на минимум хоть 1 ячейка.
:))) Чиста_аналог! #аналоговнет... :)

У меня точно так же, и во всех китайский балансирах кажется тоже :shock:
Правда уже успел познать темную сторону кодинга МК AVR тини13, в связи с чем МК рулят :)))

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 21:58:16

Нет, не так же.
Там привязано к общему минусу.
А у меня - каждая ячейка мониторится отдельно. А вот срабатывание компаратора ячейки - уже через опторазвязку передаётся на линию отключения ключа заряда.

Обратно ключ включается только при подключении зарядки и достижения на самой дохлой ячейки напруги не ниже 3,0 - 3,2 В.
В общем, - неспеша вылизываю логику работы.

Выключение заряда конкретной ячейки - 3,6 В. (У меня аккумы - LiFePO4). И не только на садовой тележке. Но и в солнечной электростанции.

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 23:11:19

.U. !!! Вы уже сделали СУПЕР ПУПЕР ПРЕЦИЗИОННЫЙ МИКРО СТАНОК ? Покажите? Или он секретный? Или запчасти за пол года всё из Китая не приедут?
Теперь решили СУПЕР ПУПЕР АККУМУЛЯТОРЫ изобрести? Как бы пришли в тему ,где Вас не знают.
Сейчас Вы тут всех круто загрузите.

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 23:34:19

А у меня - каждая ячейка мониторится отдельно. А вот срабатывание компаратора ячейки - уже через опторазвязку передаётся на линию отключения ключа...

Вы словно описываете работу моего балансира на тини13 :))) Принцип поячеечного монитора с опторазвязкой линии разяда/разряда использовался на форуме "электроавтосам" еще лет 10 назад :roll:

Re: Велосипед с мотором.

Вт сен 07, 2021 23:59:51

нда, а мне было лень мучится с полупроводниками и мой балансир будет на реле и накопительном конденсаторе(под управлением мк естественно)

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 12:46:56

nds писал(а):...мой балансир будет на реле и накопительном конденсаторе(под управлением мк естественно)

Эт хорошо до определённого тока.
Дальше реле надо менять на контактор. Потом - на контактор с дугогашением.
Да и катушка реле кушать изволит поболее, чем микротоковый компаратор, супервизор питания, или МК в спящем режиме. Особенно на 3В.
Такштаа при внешней простоте, в глубине окажутся засады.


Flash.#13 писал(а):Вы словно описываете работу моего балансира на тини13 :)))

Так бывает. :wink:
Вселенная посылает гениальные мысли нескольким индивидам в разных концах Земли практиццки одновременно. :)


Flash.#13 писал(а):Принцип поячеечного монитора с опторазвязкой линии разяда/разряда использовался на форуме "электроавтосам" еще лет 10 назад :roll:

Я сейчас плохо помню... но, кажется 10 лет назад литий-ион был экзотикой, а литий-полимер частенько горел.
Когда же литий-ион и литий-железо-фосфат стал по-настоящему массовым, и начались массовые сборки батарей, многие столкнулись с некорректной работой БМСок. И выходом из строя 1-2 ячеек в батарее из-за плавающего внутреннего сопротивления. И, соответственно, неспособности БМС идеально выровнять ячейки; как следствие - хронического недозаряда, или перезаряда отдельных ячеек. С последующей ускоренной деградацией. Ну и связанные с эти пожары.
Я не был исключением. И с 14-15 года начал не спеша исследовать тему.
Сейчас я уже допиливаю параллельную зарядку ячеек изолированными конвертерами. С индивидуальным контролем каждой ячейки.
Дороже?
Да.
Но, не на много.
Зато не надо ячейки подбирать по внутреннему сопротивлению, трястись над ними. Первые наколеночные опыты это подтверждают.
Сейчас задача - максимально упростить и удешевить сам зарядник/монитор, но не в ущерб ТТХ. Их же надо будет повторять десятками... 1 ячейка = 1 зарядник/монитор.
По зарядному напряжению - включение в параллель, при возможности включать ячейки последовательно.

Пока что спотыкаюсь на порогах срабатывания и логике работы системы. Есть маааленькие затыки и непонятки.

Такштааа... не только ячейки надо мониторить, а и ещё разделить заряд этих ячеек.
Такие мысли высказывались ещё и ДО массового лития. Однако, признавалась дороговизна такого способа выравнивания заряда. Потому и был сделан вывод о нецелесообразности.
Статьи на эту тему я читал ещё когда они попадались ТОЛЬКО на английском, - в конце 90х - начале 2000х. Когда только прорабатывалось применение мощных ионисторов и мощных литиевых батарей в гибридных системах авто- и жд-транспорта. На эту тему лютовали EPCOS (Siemens+Matsushita, только-только переименовались) и Maxwell. У наших разработчиков из Троицка тоже были наработки. Только после неудачных испытаний в метро и на тепловозе, их послали... И они продали разработку корейцам, которые её довели до ума и сейчас продают нам. :)
Это был мой хлеб. Потому и знал.

Добавлено after 13 minutes 31 second:
.U. !!! Вы уже сделали ...?


/OFF...
СпойлерБори-и-и-и-сович, котик! Привееет...
Ватные палочки кончились?
Или любимый крейцмессель доломал?

Не-а!
Всё никак не наиграюсь с моторчиком, прежде чем его препарировать.
Наберитесь терпения, мон ами. Будет вам и белка; будет и свисток. :)))

ЗЫ=
Сходил бы за клюквой, что ли.
Сбор, поди уже разрешён...
Лето было жаркое, так что надо выбирать болото, которое было подзатоплено и с густым мхом.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 14:06:13

.U. всё понял,огород кончился,теперь можно людей чему нибудь поучить.
В прошлый сезон была учёба,как делать супер пупер прецизионный станок.
В этот сезон: учим людей как делать супер пупер балансир к аккумуляторами.
А схемы какие нибудь будут и картинки или опять только размышления?

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 14:40:49

Как думаете, две больших при больших банки LiFePo4 с жидким электролитом + повышающий преобразователь до 40 вольт - плохая идея?
Понятно, вес будет немного больше, КПД немного меньше. Но сильно ли?
Я просто хочу избавится от ста мелких банок, это очень неудобно и не всегда надежно.

А уж две, даже три отдельные банки могу зарядить по очереди или сделать многоканальный зарядник, чтобы не заморачиваться с балансиром вообще.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 16:10:01

.U. идею поячеечного балансира на МК взял с электроавтосам где-то лет 5 назад, было видео с подобной штуковиной на авто, понравилось, правда прошивку предпочел свою, а заморочился лишь потому что тогда небыло доступных хороших БМС китайских, купить что-то заводское было сложно и дорого, да и сами тиньки были почти по цене семечек, а вот сегодня все изменилось, мир стремительно захватывают SMART BMS которые поячеечно вам все расскажут на экране мобилы в красивых картинках, тини13 тоже позволяют отправлять данные в UART на внешний МК и делать свой SMART BMS, тестил такое для одиночной ячейки, но на всю батарею заморачиваться не стал, использую что работает и пока не лезу, нет необходимости. От аналоговых схем давно отошел, уж больно муторные, с МК все очень упрощается, вместо многих элементов и развязок достаточно написать код, и все замечательно. Точности МК что меряет лишь свою ячейку достаточно с запасом, за четыре года эксплуатации балансиры с тини13 не подводили, МК надежны и доступны.
Подбор ячеек по сопротивлению ненужен пока вы не перегружаете АКБ экстремальными токами в постоянном режиме, в своем АКБ такого подбора не делал, набирал ячейки лишь по емкости, и в практической езде без экстремальных нагрузок разряжаются они примерно одинаково, каких-то значительных перекосов не происходит, а небольшие разбежности устраняются при заряде с балансировкой.

Upgrader КПД таких преобразователей 90-95%, это значит из 1кВт мощности до 100Вт будет тепла, а это активное охлаждение, и не стоит забывать что мотор в перегрузках любит делать сопротивление близкое к КЗ, получается такой преобразователь будет выглядеть и шуметь примерно как сварочный инвертор, что еще более ненадежно и неудобно чем пачка мелких банок. А в чем сложность балансировки АКБ? Сегодня уйма доступных SMART BMS платок ценой 35$.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 19:24:05

Upgrader, а вы представляете, какой будет диаметр проводов и вес киловаттной повышайки, если питать ее от 3...10В(ток сотни ампер). Кстати, на али таких нет, есть на 400 китайских ватт, реально 150.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 20:25:54

Сегодня уйма доступных SMART BMS платок ценой 35$.
Да я смотрел вроде у них ток балансировки не превышает 60 мА.
Это опять же ни о чем если акб не совсем сбалансированный изначально, собранный из разных банок.

Или оно может начать баланс при более низком напряжении и отключать заряд вовремя если не справится с балансировкой?

В чем преимущество смарта?

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 08, 2021 20:47:15

Upgrader писал(а):Как думаете, две больших при больших банки LiFePo4 с жидким электролитом + повышающий преобразователь до 40 вольт - плохая идея?

Идея - так себе.
Главная прелесть идеи - большие токи. Особенно, - при больших di/dt.
В этих условиях процесс коммутации приобретает особую пикантность и изобилует моментами выхода за очертания области безопасной работы...
...с большими и малыми барабумами.
Частично это лечится применением приспособленной элементной базы с хитро-мудрой разводкой силовых дорожек и другими мерами уменьшения паразитной индуктивности монтажа. Плюс такое же хитрое управление силовыми ключами.
Но в основном, больших токов стараются избегать.


Flash.#13 писал(а):...сегодня все изменилось, мир стремительно захватывают SMART BMS которые поячеечно вам все расскажут на экране мобилы в красивых картинках

...Когда находишся в зоне досягаемости вай-фая, или эта смарт-бмс пуляет это в инет.
А если просто ушёл в лес, на работу, или сел смартфон, - батарея беспризорна.
Как была в основе тупая БМСка, так и остаётся. Такими чипами для смарт-бмс балуется Тексас-инструментс. Да Инфинеон.
Ну и ещё ряд тайваньцев.
Накрутили всяких пукалок-свистулек... и ценник задрали.


Flash.#13 писал(а):тини13 тоже позволяют отправлять данные в UART на внешний МК и делать свой SMART BMS, тестил такое для одиночной ячейки, но на всю батарею заморачиваться не стал, использую что работает и пока не лезу, нет необходимости.

Во-во!
Конеш, - прикольно. Но - как игрушка.


Flash.#13 писал(а): От аналоговых схем давно отошел, уж больно муторные, с МК все очень упрощается, вместо многих элементов и развязок достаточно написать код, и все замечательно. Точности МК что меряет лишь свою ячейку достаточно с запасом, за четыре года эксплуатации балансиры с тини13 не подводили, МК надежны и доступны.

Ничего не муторные. Это - кому арбуз, кому свиной хрящик.
У меня всё упростилось до копеешных мониторов напряжения и стандартной логики. Плюс - ничего не ест (0,5мка на корпус) и не бывает зависаний. Прошивать не надо.

Главное, - ухватили принцип. А реализация... тиньки, МСП-430... или кто что ещё будет пользовать...
Всё полезно, что в рот полезло.


Flash.#13 писал(а):Подбор ячеек по сопротивлению ненужен пока вы не перегружаете АКБ экстремальными токами

Внутреннее сопротивление у лития... Такая штука...
То туда, то сюда...
Не предсказуемо.

Ещё вчера эта ячейка вела себя скромно, и при зарядке вперёд убегала совсем другая... А сегодня... Померял, прикинул что успею сходить в магаз... прихожу... :o Другая - ещё не догнала по напруге, а тишайшая (на которую и не думал) схватила внушительный перезаряд.
Внутреннее сопротивление убежало.
Вроде, пол-года, как новые, не пользованные ранее, 25ач, литий-железо_фосфат.
И активная БМСка не спасла.
Про пассивную бмс - вообще молчу. Года 3 назад отстегнул и закинул в дальний угол.
И так на всех трёх батареях. Что 10ач ячейки; что 25ач, что 60...
Год за годом.

Потому и решил сделать раздельный заряд/мониторинг. Что бы всё тупо_само. И что бы не жрало от ячейки. Что бы спокойно можно было надолго отключить и уехать. А вернувшись, не обнаружить ячейки просевшими до 1,5 вольт. Или вообще в 0.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 09, 2021 10:05:25

Upgrader писал(а):В чем преимущество смарта?

Smart BMS умеет активно балансить ячейки мелкими токами все время эксплуатации, даже после отключения зарядки он будет выравнивать их в течении недели, пока не выровняет совсем, из цикла в цикл, они берут не величиной тока а временем(опционально в мобиле настраивается). Хотя такой подход означает что все будут ровняться на самую слабую, но все эти моменты оно покажет на экране телефона по блютус.

Изображение

.U. чтобы не было перезаряда при перекосах, используйте снижение зарядного тока в конце заряда, чтобы не превышал ток балансира, и будет вам счастье.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 09, 2021 13:19:22

Flash.#13 писал(а):чтобы не было перезаряда при перекосах, используйте снижение зарядного тока в конце заряда, чтобы не превышал ток балансира, и будет вам счастье.

Не-а, не будет.
В пасмурные дни и так получается заряд маленькими токами. В противном случае, сильно проседает напруга от солнечных панелей. Точка мощности у панелей скатывается к низу характеристики. На это никак не повлиять. :))) Если только залезть на мачту и махать метёлкой, что бы облака рассеялись.
Всё происходит слишком быстро, что бы балансир успел среагировать.
В результате, приходится тушить заряд вручную, когда одна из ячеек достигнет максимального напряжения.
Другие остаются в недозаряде. Какая-нить одна - и вовсе остаётся на 3,3-3,4В.
Спустя пару часов заряд на всех падает на одну-пару десяток. Но распляс остаётся надолго.
А балансир выключает зарядные, или разрядные ключи, глядя на общее напряжение батареи. Проверенный факт.
Потому и получается просадка отдельных ячеек ниже 2,6В; или перезаряд аж до 4,4В (3,6 макс.)... Мог бы и больше, да вовремя заметил и вырубил. Самая отстающая в этот момент была 3,35В.

Такштаа щястья не будет. Не обманывайте стариков. :wink:
Раздельный мониторинг и раздельный заряд. Особенно для солнечной, или ветряной энергетики.
Зимой есть только 3-4 часа хорошего солнца. И надо успеть взять заряд.

Велик-то можно и домусолить потом...
А вот солнце зимой через пол-часика уже не включишь для дозарядки.

Моё мнение: баланс - не панацея. Даже при программных наворотах.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 09, 2021 14:42:14

.U. Что то никак не въеду.Вы вроде бы не посреди леса живёте,а вполне себе в населённом пункте ( сами писали).Там вроде как и другие люди живут,неужто электричества нет совсем.
Как то не понятно,а зачем она Вам солнечная энергетика?Плюс она кучу денег стоит.
Может картинку покажите,этой этого всего.Или всё это как обычно секретно от конкурентов

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 09, 2021 16:24:23

.U. а так у вас дела касаются солнечной панели, ну там все муторнее именно из-за желания сохранить всю энергию "здесь и сейчас", просто в случае вело у меня зарядный ток ближе к концу заряда, при наборе напряжения 90% падает до тока балансировки, и поочередно срабатывают ячейки с балансирами, где ячейка шунтируется стравливающим ее резистором, при этом общий заряд идет но те ячейки где резистор сработал уже не набирают напряжения ибо они шунтированы, а сама зарядка прекращается когда сработают все ячейки последовательно. Это хорошо для вело где АКБ заряжается от сети и полностью до максимума, тогда у меня каждый раз все ровно и одинаково, а у вас солнцепанель и часто держится именно среднее напряжение с небольшим дозарядом, ну когда прыгает 45...65% по десять раз но нет полной зарядки, вам полюбому нужен смарт-БМС, чтобы все ячейки балансились активно и ровнялись с любым напряжением, и еще и для экономии хитрые схемы чтобы перекачивать вольты не в тепло а другие ячейки, короче дорого и геморройно :?
К стати у меня так же имеется солнцепанелька, но всего одна, работает с АТмегой8 в точке максимальной эффективности для нагрева воды ТЭНом в бойлере, знаю что не эффективно, и ставил с заделом на будущие планы а они не свершились :beer:

Изображение Изображение

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 09, 2021 17:28:33

Кстати никто не думал прикрепить к электровелу "навес" из СБ?
Гибкие довольно лёгкие - килограмма 4 на квадратный метр, а пары квадратов должно хватить чтобы ехать даже в пасмурную погоду.
Особенно хорошо должно с трайком получиться
Летом в дальние походы кататься

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 09, 2021 17:35:53

увы это так не работает, солнечные батареи очень требовательны к прямым лучам и еще и углу падения, в пасмурную погоду выработка падает в 20 раз, перекос угла в 15 градусов дает падение на 40%, все эти рассказы о панелях на электромобилях неактуальны для наших широт, очень мало они дают, единственный вариант это на пикнике раскладывать вокруг авто и за пару суток оно зарядит часть АКБ.
Ответить