Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 11:32:29

И как сильно это зависит от ширины резины.

по моим наблюдениям - сильно зависит от давления. если в камень накачано то разницы между 2.1"4bar и 3.0"3bar практически нет, если макс практичная мякгость 2.1" 2.5bar и 3.0"1.5bar то гдето 10% вылезет, это конечно если именно овощить 20kmph, далеко от аэродинамики и все только по асфальту не вылезая на мягкие грунты, где все вообще подругому(иногда наоборот). для мелких самокатных колес колес 10x4" влияние давления еще больше. но точно я не исследовал, всеравно для скоростей 30-60 это все - точно микроскопические доли от аэродинамики , там можно +- 30% получить поменяв стойку или одежду или просто спокойнее разгоняясь )). тоже самое про количество колес, оно просто обычно добавляет массы и соответствненно пропорционально ей расходов на неплоском рельефе и даже без аэродинамики эта добавка многократно покроет разницу в деформации резины для 4 пятен или 2х. кмк.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 11:57:13

AlexS4 давление очень влияет, на вики пишут это из-за энергии что уходит на перегибание покрышки, из своих наблюдений, на 2.3" при 1.5атм расход былучался на 30% выше чем при давлении 2.5атм по асфальту с весом 100кг(я+вел) при скорости 35км/ч. Ощущение что решает скорость, когда с 1.5атм в лесу по твердой грунтовке 12-15км/ч ехать, разницы почти нет, так же как и с 2.5атм. Интересно другое, если сделать квадрик пустым весом до 100кг четырехколесный, широкие колеса сколько захотят электричества на км? В случае 2х колесника получается 10-14Втч/км, на китайских сайтах о заводских пишут что акума 2.5квтч хватает на 90км, а это 27Втч/км, что кажется вполне привлекательным, вот только при какой скорости и типе покрытия? Данных бы больше :roll:

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 12:30:29

я вместе с транспортом ~120kg и потребление обычно ~30Wh/km если наполную откручивать то ~40Wh/km если овощить прогулочно можно уложиться в 22..25Wh/km
и эти цифры у меня и для 1 колеса и для 2колесного самоката (и то и другое ~30 kg). и эти цифры все для пробегов порядка 30-40km тоесть там нивилируется многое, на коротких участках бывает и -5(c горки) и до 130 Wh/km на разгонах. если прикидывать по току в виллоге.

подозреваю никакой дополнительной корректировки для 4 колес не нужно просто считаем общий вес 200kg и грубо получаем 40,50,67 W*h/km для разных стилей езды. 27Wh/km это прямо идеально плоская и гладкая дорога и скорость до 25kmph.

про 30% из вики ;) можно поверить только если резина пямо оч тонкая и на 1.5 bar ее жует неподетски, иначе для 35kmph я бы предположил макс 3..10% разницу. для обычных электро покрышек (они потолще пожесче) это более правдоподобно имхо.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 12:35:05

У меня на прошлом веле 10-15втч/км выходило,
Сейчас на фэтбайк перешёл нужно будет замерять

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 12:41:18

>10-15втч/км выходило
c педалями ж наверняка ... ;) 120W на 20kmph = +6Wh/km

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 12:44:44

Городской вел, 4 бара покрышки, асфальт, педали только для старта/разгона ну и скорость порядка 20км/ч

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 12:47:14

>педали только для старта/разгона
ну а там жеж и весь расход практически только на разгонах при скорости 20...
думаю импульсами в педальках было ватт по 250+ ... можно ради прикола сравнить без педалей. подозреваю будут те же 20..22Wh/km при скоростях ~20(средней 15).

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 13:22:07

про 30% из вики ;) можно поверить только если резина пямо оч тонкая и на 1.5 bar ее жует неподетски, иначе для 35kmph я бы предположил макс 3..10% разницу...

30% это не вики а мой реал, покрышки велосипедные 2.3" и при 2.5атм и 33-35км/ч на асфальте средний расход 12Втч/км, то есть на 100км нужно порядка 1.2кВтч, а при приспущеных колесах с 1.5атм растет до 15-16Втч/км, и показалось что это жуткий перебор. Местность у нас ровная, мотор-колесо прямого привода 600Вт.
Ваши показания в 22-25Вт/ч кажутся вовсе огромными, у вас может моторчик редукторный? Либо стиль езды агрессивный, но явно не из-за веса, ибо у меня почти такой же.

nds у вас фэтбайк с 4" колесищами? Ждем замеров, если можно ток с расходом на км по асфальту и песку, больших скоростей не надо, интересно чего можно на такой резине с теми же 400-500Вт тяги выжать? Ну насколько оно больше кушает?

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 14:20:55

26"×4"
Замерю когда будет возможность

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 15, 2021 19:07:15

помню тоже хотелось широкую резину но не срослось, изначально пытался в раму мопеда Карпаты присунуть колеса от китайца Альфа-Дельта, пишется что там 17" обода и резина, но оказалось мото покрышки и обода маркируются по посадочному месту, а не как у вело но наружному размеру, как результат 17" колесо Альфы соответствует 24-25" вело, и очень больше посадки моей рамы. Прогуглив тему остановился на вело колесах размера 20", они идеально стали в раму. Ну и оригинальные колеса мопедки не подходили ибо имеют 32 отверстия под спицы против 36 у мотор-колеса. Так же хотелось фэтовские 20" обода с колесами, но цены на них у нас пока большие и сами по себе большой дефицит, а вело такого же размера доступны и камеры в любом магазине.
Хотя существует альтернатива фэту - сеялка 5.00-10", но их резина достаточно тяжелая и грубая, хотя внешними размерами примерно 20", только там мотор-колесо скутерного типа нужно.
Вот видео с колесом сеялки на табуретке, и смотрится клево:

Re: Велосипед с мотором.

Пт сен 17, 2021 10:52:13

Халло цузамен, либен катерн.
Бились мы тут за балансировку ячеек, бились…

Каароч… Китайцы не дремлют. Новый вариант балансировки – набор импульсных выравнивателей. Типа DC-DC преобразователей с током 2а. Ну и уровни срабатывания для LiFePO4 и Li-ion.

Скажу сразу: сам не пробовал, но вангую…

Потихоньку, полегоньку всё сдвигается в сторону моей любимой индивидуальной импульсной зарядки ячеек.
На сегодняшний день – балансиры не на резисторе, ограничивающими балансировочный ток и транзисторные ключи, управляемые общим контроллером, а на импульсной схеме, управляемой тем же контроллером, но выполняющей ту же функцию выравнивания заряда (ограничение балансировочного тока, но уже на бОльшем уровне).

Ну и ценник – соответствующий: 1 150,64 - 1 441,65 руб. (4S — 8S).
Сравнимо со стоимостью цепочки индивидуальных зарядок отдельных ячеек.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение


Ну и первые отзывы… :)))

V***y: При токе заряда больше 2 ампер Балансир не справляется. у меня расхождение по емкости 15% и ток заряда больше. Мне он не подошел. И еще недостаток, что нет индикации.
2021-08-21T13:10:11.081+0000

ответ продавца (копипастнуто слово-в-слово; деревообработка мозга... :) ): Привет. Дорогой. Это принцип перепада давления. Максимальный ток баланса может достигать 2А. Это не имеет ничего общего с зарядным током, и мы не создадим балансир только для зарядки 2A. Это связано с емкостью и перепадом давления батареи. Чем больше разница в напряжении, тем выше ток. Если аккумулятор с хорошей консистенцией емкости может использоваться для тестирования, аккумулятор с большой разницей в емкости абсолютно не влияет на баланс, отраженный батареей с хорошей стабильностью емкости.
2021-08-25T15:08:46.125+0000

«лопата». ;)

сцыль: https://aliexpress.ru/item/100500275702 ... 1904%22%7D

Повторю своё резюме: индивидуальный заряд ячеек через изолированные конвертеры; отключение всей батареи при разряде любой ячейки до критически-низкого напряжения.

Re: Велосипед с мотором.

Пт сен 17, 2021 14:10:30

парни, баллансировка - это не обязательно компенсирование зарядного тока! подробнее я написал тут: https://radiokot.ru/forum/viewtopic.php ... 3#p4091023
это к тому что не всегда простые вещи так просты как кажется и не всегда необходимо делать сложно...
имхо баллансиры 2A действительно полезны только для очень больших емкостей параллелей, ~50..100Ah, там конечно если суммарные мощности на сборку более единиц W то тупо на резисторах рассеивать неэффективно.

но сейчас и в мелком транспорте явно направление на рост напряжений конфигов и при 84...126V даже несколько kWh это 10..20Ah где еще хорошо справляются резисторы. ~ 100ohm на 2..7Ah. бОльшие скорости баллансировки имхо нужны только когда ячейки говняные.

и не забываем что полумост для раскачки дросселя на порядок опаснее в смысле устроить пожар в батарее, чем маломощный резистор.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 22, 2021 12:36:50

Коллега AlexS4, котики...

Давайте сначала немного базы, и следующих из базы умозаключений для исключения ненужных споров.

1. Противо-ЭДС коллекторного, BLDC, вентильно-индукторного... и др. мотора постоянного тока повышается с увеличением числа оборотов; именно она препятствует нарастанию оборотов (через уменьшение тока обмоток) и зависит исключительно от конструкции мотора (числа витков на полюсах, железа, зазор, диаметр якоря... и прочая геометрия с параметрами магнитов). Для борьбы с противо-ЭДС в деле повышения скорости вращения (при сохранении крутящего момента; и, как следствие сохранение относительно большого числа витков на полюсах, при том же числе полюсов) придумали повышать напряжение.

2. Тяговый момент поименованных выше электродвигателей прямо зависит от тока в обмотках. И, если в коллекторном моторе можно ослабить поле полюсов (понизив противо-ЭДС) за счёт шунтирования обмотки возбуждения (при последовательном возбуждении), то в BLDC и вентильно-индукторном - так не выйдет. И тяговый ток необходимо оставить таким же, или повысить путём перемотки мотора более толстым проводом... ну, или более толстым пучком проводов, шоп всякие скин-эффэкты не выё... мэээ... не проявлялись.

3. К нашим бар... батареям.
Что бы повысить скорость велика, можно тупо повысить напряжение батареи, приняв меры для ограничения тока на низких оборотах, дабы не превысить номинальную мощность. Если мотор был 500 ватт и контроллер позволяет поднять напряжение, смело делайте дополнительную батарейную сборку, аналогично основной (по току и ёмкости) и цепляйте после основной последовательно.
Что бы поднять тягу, придётся заняться переделкой/перемоткой мотора:
- увеличить диаметр статора;
- увеличить толщину пакета пластин и ширину магнитов (мотор будет шире);
- увеличить число пар полюсов;
- увеличить диаметр провода (количество проволок в пучке);
Батарея при этом, должна быть способна отдать больший ток. Ну, и шоп можно было уехавши вернуться на электротяге, позаботиться об увеличении ёмкости батареи.

4. Про ёмкость.
Можно применить банки с большей ёмкостью; можно набрать ту же ёмкость из наковырянных из нубуков и гироскутеров ещё живых 18650... :) . 10S 134P - не предел! :)))
Распляс у литиевых ячеек и ионисторов будет по-любому. А потому, будет необходимо принуждение к балансировке. Как? Далее - мнения расходятся.


AlexS4 писал(а):... имхо баллансиры 2A действительно полезны только для очень больших емкостей параллелей, ~50..100Ah, там конечно если суммарные мощности на сборку более единиц W то тупо на резисторах рассеивать неэффективно.


Таки - да.
В случае 5-20АЧ = справедливо.
В случае 40АЧ = придётся ток балансировки повышать.
50-100-и_более АЧ = вот тут уже раздельный заряд и мониторинг каждой ячейки. Бо балансировка токами 5-20-50А ... как-т чирьевата. Литий-ион может не понять и ба-бахнуть. Или надуться...


AlexS4 писал(а):...бОльшие скорости баллансировки имхо нужны только когда ячейки говняные.

Уже экспериментировал пару лет... И так, и сяк...
Опробовано на моторной садовой тележке с гироскутерными колёсами. Года 2-3 назад, их б/у можно было скупать у населения вагонами по 1000-2500 за целый гироскутер.
:oops: Велика - нет... всё вот никак...
А вот аккумуляторы... упражнения с различными типами - с однатыщща осьмесот... мммнээ... 2014 года.
Повторюсь. Раздельный заряд. Особенно для литий-иона. Эти - говно с рождения. Вкусные, зараза... удельная ёмкость выше... Но, - ГОВНО. Сколько пожаров на их совести.
Для малявок - можно и балансир. Но он сажает батарею, даже в режиме хранения. Особенно пассивный...
Но, не очень заметно.
Но сажает.

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 22, 2021 14:55:50

Года 2-3 назад, их б/у можно было скупать у населения вагонами по 1000-2500 за целый гироскутер.
А сейчас нет?
Тоже думаю где бы аккумуляторы раздобыть. Или покупать новые.
Потому что те какие сейчас есть в холоде вообще ток не держат, надо ездить как пенсионер. Хотя 8P блин.

Для малявок - можно и балансир. Но он сажает батарею, даже в режиме хранения. Особенно пассивный...
Я не замечаю этого, всю зиму на холоде стоял аккумулятор - заряд нормальный, не разряжается.
Хотя у меня аж два балансира там параллельно включены, один в BMS, второй внешний отдельный, пассивный.
А если будет долгое хранение прям на годы, то разъем можно и отключить, у BMS например всегда есть разъем. :)

Re: Велосипед с мотором.

Ср сен 22, 2021 17:16:42

.U., сходу есть 2 замечания:
1.ток которому через Кt проторционален момент мотора (любого синхронного) это ФАЗНЫЙ ток,
с батарейным он связан очень опосредовано. практически фазный может быть напр в 100 раз выше батарейного на низких оборотах.
и момент соответственно будет высокий.

и чем выше напряжение тем больше соотношение фазного тока к батарейному возможно, тоесть чем выше Vbat тем ниже Ibatt при том же Ip а значит фазный ток на низких оборотах ограничен только мощностью отдаваемой батареей а не ее конфигурацией.
еще ограничение момента связано с потерями на активном сопротивлении обмоток и скоростью отвода тепла от них, с возможностями контроллера и иногда с фазными проводами, как ни смешно).

2. про Кv мотора - есть хитрость позволяющая это чуть обойти, до 25% примерно, называется ослабление поля (flux weakening)

соответственно чтоб поднять скорость не ухудшая момент и не повышая фазный ток - надо просто на том же моторе переконфигурировать батарею на более высокое напряжение. ограничение - практически только в контроллере (скорости выключения фет и его напряжении пробоя).

еще нежесткое ограничение это то что с уменьшением параллелей в батарее падает ее практическая (аварийная) надежность.


Года 2-3 назад, их б/у можно было скупать у населения вагонами по 1000-2500 за целый гироскутер.
А сейчас нет?
Тоже думаю где бы аккумуляторы раздобыть. Или покупать новые.
Потому что те какие сейчас есть в холоде вообще ток не держат, надо ездить как пенсионер. Хотя 8P блин.


а не пробовал утеплять батарею вспененными пластиками типа изолона или лавсановой пены (металлизированная с 1 стороны) ?
по моим наблюдениям это заметно помогает!, и если батарею грузить она себя сама подогревает и гдето час+ -ок если не оставлять промерзать. тоесть можно всю выкатать и проехать почти как летом)).

гироскутерные банки - имхо жудчайшее овно, на практике гироскутерные 4p ~= 1p настоящего панаса, по токоотдаче с разумной просадкой. по емкости чуть лучше соотношение но первое практически делает их непригодными для высоковольтных конфигов.
и еще они оч разнобойные, и быстоменяющиеся)) гимор со всех сторон короче.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 23, 2021 17:19:22

AlexS4 писал(а):.U....

Мн-да-даа... :tea:
AlexS4 писал(а):...сходу есть 2 замечания

:o
ток которому через Кt проторционален момент мотора (любого синхронного) это ФАЗНЫЙ ток,
с батарейным он связан очень опосредовано...

про Кv мотора - есть хитрость позволяющая это чуть обойти, до 25% примерно, называется ослабление поля (flux weakening)

Тэээеек...
Прям, как на защите диссертации... :roll: :)

Мон амИ, AlexS4,
подмена понятия – предполагает непосредственное нарушение закона тождества, согласно которому все понятия должны в ходе рассуждения сохранять свои значения.
Альзо, каждый из авторов, проливающих свет на тему подмены понятий, подходит к объяснению сути с разных сторон, оперируя своими наблюдениями и знаниями пропуская их через свою призму понимания и мировоззрения, где результатом являются вполне логичные выводы и заключения.
Зо...
Каждый из авторов, в т.ч. и я, приводит свою трактовку одного и того объекта наблюдения именно так как он это понимает.
Вот и мы высвечиваем одно и то же, с разных сторон, под разными углами...
При этом начинаем спорить на тему видения картинки: "бегемот, стоя по колено в речке срёт", или таки "гипопотам в водоёме производит акт дефекации"... :)

Я высказался кратко-абстрактно о сути явления, упростив рассуждения до минимума. Дабы пытливые умы, начинающие постигать азы прямого электропривода, не скисли, напоровшись на разные Kt и Kv.

Как-то вкушая 7-звёздочный Прасковеевский коньяк под лимончик с сахаром в приятной компании лаборатории тягового электропривода ВЭлНИИ (Новочеркасск), я тоже услышал термин "ослабление поля", применительно к вентильно-индукторному движку. Однако, внятных объяснений так и не добился. То ли коньячок всё нутро присутствовавших взбудоражил... То ли лимончик вызвал запор мыслительного аппарата...
Присутствовавшие кандидаты с докторами так и не смогли объяснить мне применение сего чЮдного термина, применительно к другим типам двигателя, чем коллекторный с последовательным, параллельным, или независимым возбуждением.
А поняв, что сами начинают путаться, применили запрещённый приём: закидали разными Kt, косинусами, потокосцеплениями, пока ГЛАВ_БУХ (главный по бухлу) не налил очередную порцию и не гаркнул "ХАРЭ! Давайте пить, а то время 10 минут шестого..."


...чем выше напряжение тем больше соотношение фазного тока к батарейному возможно, тоесть чем выше Vbat тем ниже Ibatt при том же Ip а значит фазный ток на низких оборотах ограничен только мощностью отдаваемой батареей а не ее конфигурацией...

...чтоб поднять скорость не ухудшая момент и не повышая фазный ток - надо просто на том же моторе переконфигурировать батарею на более высокое напряжение

Нууу...
А я - о чём?

еще ограничение момента связано с потерями на активном сопротивлении обмоток и скоростью отвода тепла от них, с возможностями контроллера и иногда с фазными проводами, как ни смешно).

соответственно . ограничение - практически только в контроллере (скорости выключения фет и его напряжении пробоя).

Не только обмотки, но и магнитопровод греет. Смотря, какой материал пустили на пластины. От него же и противо-ЭДС зависит, точнее, от получившейся индуктивности фазы.
Контроллер что может?
Выдержать, или не выдержать напряжение батареи. Это не только ключи, а ещё и цепи питания управляющей схемы.
Может поднять частоту переключения фаз.
Может на низких скоростях ограничить ток фаз.
Может отследить положение ротора.
...
...
А вот контроллер упёрся в напряжение питания.
Всё!
ШИМ практически 100%
Скорость перебора фаз можно ещё увеличить, а ток уже упал настолько, что тяги тупо не хватает для увеличения скорости вращения. И где тут кнопочка "ослабление поля"?



Upgrader + AlexS4 писал(а):А сейчас нет?

А сейчас - нет. Те, что мне нужны, - от 4-6тыр.
А с малюсенькими колёсами и моторчиками с шириной пакета/магнита 22-25мм... Нах не надобны.
Тяга - мизерная. 100 кг в горку не втаскивает.

Тоже думаю где бы аккумуляторы раздобыть. Или покупать новые.

Новые.
1. Китайские фабрики. Но лучше с кем-то скооперироваться. В большой партии стоимость доставки растворяется.
2. Есть наши прямые дистрибьюторы. Всё зависит от региона.
Если в регионе никаких дистрибьюторов нет, то тогда - китайская фабрика. Бо перекупы могут и бяку подсунуть; а китайские перекупы - и б/у с разборок, включая перепакованные и перемаркированные.

Берите LiFePO4. Они точно работают до -10С. Или титанат...
Литий-ион при -1 уже пол-ёмкости теряет. А при -4-5С = может и подохнуть. При -8 - наверняка зажмурится.
Литий-полимер - вааще слово ругательное. Поскольку горят, взрываются, надуваются, мёрзнут.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 23, 2021 18:24:49

>Не только обмотки, но и магнитопровод греет.
конечно но там речь о моменте на низких оборотах

>Это не только ключи, а ещё и цепи питания управляющей схемы.
конечно, но я говорил о том что действительно составляет ключевую) проблему а не о мелочах вроде dc-dc 1W, который непроблема сделать и на 600V и уложить в 1$. я не о конкретном контроллере или моторе а о современных концептуальных проблемах либо чисто технических либо технико-комерческих.

>1. Китайские фабрики. Но лучше с кем-то скооперироваться. В большой партии стоимость доставки растворяется.
говорят оочень много дикого мусора продают и даже трудно ориентироваться на продавца, типа 1 раз ок а через полгода - шлак купили.
я напр покупал у квинбэттэри и мне повезло но говорят что просто повезло )) на electrotransport.ru много обсуждений на эту тему.

железофосфат похоже вымерает потихоньку
а титанат(как и fepo) почти вдвое меньше удельная емкость при вдвое большей цене ...вроде, давно не смотрел.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 23, 2021 18:38:01

Если вместо магнитов поставить железо, то тяги не будет, какой бы ток вы не давали в обмотки!
Отсюда вывод, что должна быть отталкивающая сила магнитов, а большими токами можно увеличить только притягивающую силу магнитов, как куска железа.
Ни какими фазными токами нельзя увеличить коэрцитивную силу магнитов, а значит она должна работать весь период, давая максимальный момент, а не импульсами.
Чем сильнее магниты, тем рабочие обороты выше и ближе к оборотам ХХ.

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 23, 2021 18:47:42

ок ок, в spmm момент ограничен фазным током И силой магнитов и все это нормировано по геометрии мотора и параметрам намотки ну чтоб не использовать всякие Kt )).

Добавлено after 1 minute 42 seconds:
кстати если магниты удачно заменить желзом то получится srm. :))

Re: Велосипед с мотором.

Чт сен 23, 2021 19:22:43

Литий-ион при -1 уже пол-ёмкости теряет. А при -4-5С = может и подохнуть. При -8 - наверняка зажмурится.
Странно. Я зимой катаюсь иногда. Температуру не помню, но явно минус и свежий снег.
Аккумулятор конечно херово работает и не долго, но кое как аккуратно езжу... по утрамбованному снегу плотному.
Он что, может выйти из строя на холоде? При какой ситуации, при зарядке или разрядке?
Надо ли хранить акб в комнатной температуре, или можно в -20?

Добавлено after 5 minutes 4 seconds:
а титанат(как и fepo)
Не как LiFePo4, эти компактнее. А титанат намного больше по размерам. Вроде бы, на сколько я помню, раньше смотрел и сделал вывод что титанат на велосипеде нельзя использовать вообще (слишком много места занимают и мощность избыточна), а вот LiFePo4 вполне можно. Тоже надо будет посмотреть снова.
Ответить