Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Пн дек 21, 2020 15:44:26

Добрый вечер всем.
Разрабатываю бортовой компьютер для своего мотика (Yamaha TTR)
Основные компоненты - BluePill c STM32F103, DS3231 с батарейкой и экранчик 1.8 на ili9341.

Получается очень громоздко, на руле такая плямба не очень смотрится.
Есть идея вынести STM в отдельный блок и спрятать его где-нибудь в недрах мотоцикла в безопасном месте.
И вот в этот момент возникает вопрос: как его потом связывать с экраном?
Связь с экраном идет по SPI, плюс кнопки для навигации и настроек. SPI для таких условий не очень подходит, плюс тянуть провода от кнопок, что тоже не способствует надежной работе.

Думал сделать экранчик полностью автономным со своим микроконтроллером (ESP8266 вполне бодро рисует на нем), но тогда нужно задумываться уже о протоколе общения с основным модулем.
i2c - слишком замороченный код клиента, и по событиями не работает (опрос кнопок)
Пока в голову приходит только двойной UART: одна линия от экрана к БК, вторая - от БК к экрану.

Как обычно выкручиваются из таких ситуаций?
Фото прототипа прилагаю. В будущем кнопок будет побольше и модуль DS3231 с батарейкой уйдут на плату. От BluePill избавиться не смогу, ибо паять такие корпуса не умею.
Изображение Изображение

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Пн дек 21, 2020 16:23:21

Нормальный подход в транспортной среде - бортовая сеть, в идеале CAN, для решений попроще ( подешевле ) - RS485 ( под протоколом Modbus например ) и забыть про все эти BluePill. Но если даже он, то с соответствующим обвесом, где-то в очень надежном месте. На дисплее - крошечная платка с отдельным МК + драйвером линии + стабилизатором. Далее, от Ваших хотелок. При нынешнем уровне миниатюризации электроники, в каждую кнопку можно встроить МК c UART-ом + драйвер RS485, модули питания тоже, нынче, Хрен разглядишь без очков. Сядьте и нарисуйте на бумаге примерный информационный поток, все узлы, связи между ними и их функционал. Двухпроводной линии связи ( + 2 линии на питание ), хватит на все. Лично я, ничего особо хитрого в задаче не вижу. Обычная 4-х проводная телефонная лапша ( на руль, может особогибкий провод понадобится ) при данных скоростях обмена, полагаю, сдюжит.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Пн дек 21, 2020 17:27:20

Нормальный подход в транспортной среде - бортовая сеть, в идеале CAN, для решений попроще ( подешевле ) - RS485 ( под протоколом Modbus например ) и забыть про все эти BluePill.


CAN-шина на эндуро-мотоцикле - это нечто, надо попробовать.
Никогда не работал с CAN-шиной. Есть два драйвера с али на tja1050. Попробую подружить их.

Я бы сам рад уйти от Blue Pill, но глазки офигеют самому такое распаивать. Максимум, что могу паять - это 1206 и единичные smd-Attiny.
Я больше - программист-АСУТПшник.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Вт дек 22, 2020 18:32:18

...
CAN-шина на эндуро-мотоцикле - это нечто, надо попробовать.
Никогда не работал с CAN-шиной. Есть два драйвера с али на tja1050. Попробую подружить их...

А что, нынешний мотоцикл устроен намного проще, чем авто? :-) Шина CAN - в принципе разработана для работы в авто, с высокой скоростью, с высокой надежностью, в агрессивной среде. И CAN бывает разный. В общем виде в авто две CAN шины, одна для связи собственно двигателя с периферией, датчиками и.т.д. Отличается максимальным быстродействием и осень высокой надежностью. Вторая CAN-шина предназначена для всей внутренней "развлекухи", связи руля с "головой", разными дисплеями и климат-контролями. Этой шине работают в "человеческом" диапазоне ( задержки до 20mS ) и высокие скорости им не нужны. Вместо второй CAN шины иногда используют LIN, это сильно удешевляет конструкцию. Посоветовать Вам что-то конкретное можно, если Вы озвучите параметры предполагаемой сети: количество узлов, объем передаваемых данных, частота этих передач, критичность потерь информационных пакетов. Это, как минимум. Ну и еще, tja1050 - это всего лишь CAN-приемопередатчик, он цепляется к МК с аппаратным CAN, которые и стОят недешево, и программирования требуют. Как вариант, можно взять MCP2515 ( Stand-Alone CAN Controller with SPI Interface ) и подцепить к нему любой МК, который Вы знаете, аппаратный SPI есть сейчас почти на всех, может и программный прокатит, не знаю, не пробовал. Но в любом случае, CAN поизучать придется, а это дело и не для слабонервных, и не быстро. Нужно-ли Вам это, не знаю, возможные альтернативы я озвучил.
P.S. Как АСУТП-шник, вы наверняка знаете про промышленную шину Profibus. Я так думаю, что CAN и Profibus родственники, как минимум, а то-и вообще одно и то-же. Т.к шина CAN разработан компанией Robert Bosch GmbH, а шина Profibus была разработан компанией Siemens AG, а то, что область применения обеих шин и, что Bosch и Siemens это почти одно и то-же, думаю говорить не нужно. :-)

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Ср дек 23, 2020 09:46:37

Благодарю за развернутый ответ.
Современный мотоцикл да, штука сложная, но мой примерно 96-ого года прошлого века. На нем даже тахометра и часов нет :-) Отличный полигон для хобби.
Пока планируется только два узла: табло на руле с управляющими кнопками и основной блок, который собирает все данные.
Данных пока тоже не много: вольтметр, часы, термометры. В будущем добавится тахометр и, возможно, датчик уровня топлива, давление масла в картере. Я бы еще GPS добавил, но с нашими законами - чревато.

Потоки данных пока такие:
- от блока до дисплея - все показания и время;
- от дисплея - команды на установку времени и, возможно, какие-нибудь уставки-настройки.

У STM32F103 есть CAN на борту. На дисплее, скорее всего, будет stm32f042k6t6, там тоже есть CAN и распаивается он нормально.
Linом, возможно, займусь позже, если CAN не победю. Для него тоже нужен адаптер, который нужно заказывать. А для CAN адаптеры у меня уже есть.

Так что, пока так. Осталось решить вопрос с питанием: тянуть 5 вольт от блока, или брать 12в по месту и DC-DC преобразователь в каждый блок пихать? Пока склоняюсь ко второму варианту.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Ср дек 23, 2020 10:57:09

Вы сами и перечислили узлы системы: вольтметр, часы, термометры, тахометр, датчик уровня топлива, давление масла в картере, GPS. Вам не кажется, что есть уже достаточно самодостаточных узлов для образования локальной сети? С питанием вопрос больной. Зависит от того, какой МК вы выберете, но это тоже все решаемо, при нынешнем развитии электроники, даже на уровне китайских модулей. Главное знать чего хочешь, когда и за сколько. :-) Тема для хобби благодатная. Особенно, если есть инструмент, время, место и желание. :-)

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Ср дек 23, 2020 12:41:35

если 2 блока... то тот что на руле можно сделать только передатчиком команд и приёмником оцифрованных и подготовленных для вывода на дисплей данных, по которым он сам нарисует картинку (передаются только цифры, а шрифты и прочая графика пусть лежит и обрабатывается в приэкранном МК), тогда большой скорости передачи данных по этому каналу не потребуется и МК туда мощный не понадобится...

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб дек 26, 2020 04:58:48

Делаю именно блямбу, но проблема там в куче проводов, а не в размере.
Сделайте нормальную плату и всё будет в маленькой коробочке.
Я думал сделать 2 контролера, один на экран и некий протокол, второй уже как мозги.
(Пока прототип тоже на макетке и там аж целых 2 платы, весит кстати полкило).

Для передачи кнопок подумываю о 2 проводках как в телевизоре, чтоб значение считывалось как сопротивление. Но не тупо сопротивления тыкать, а через ключи которые будут воспринимать кнопку до сотен ом и чтоб из за хреновых кнопок не начались чудеса как на старой технике. (ну просто в коробочке нет места для них, пока думаю рядом сделать, а там может и корпус, зато герметично).

Посмотрите clunet, если в коде разберётесь, мож и что сгодится. Автору надо было шину, он написал свою из 2 дкталей. Но в последних версиях ктото покопался, так что никто не знает как она работает.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб дек 26, 2020 12:12:36

Ничесе, пол-кило :shock:
Я аж побежал свой взвешивать: на кухонных весах получилось 60 грамм.

Пока план простой.
Сейчас, пока ко мне едут несколько STMF042K6, я в срочном режиме пытаюсь заставить 3д-принтер засветить под него макетку (лазер дешевый, сильные боковые засветы)
Как приедет, буду пробовать паять, разводить и так далее. Если все получится, то будем заказывать у китайцев нормальную двухстороннюю плату и делать уже что-то миниатюрное и красивое.
На новогодних праздниках займусь изучением CAN-шины. Пока она смотрится для меня идеальным вариантом: к рулю один раз провести четыре провода и забыть, далее только прошивать голову-мозги. А может и заливку прошивки через CAN сделаю 8) , если дорасту.

Ну и сам прототип. Часы, градусник и вольтметр (красным, потому что напряжение низкое).
Изображение Изображение

P.S. А возможно, я все впихну в голову на STM32F042 и не нужно будет городить "мозги". Покатаюсь одно лето без тахометра, может и не нужен он особо.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб дек 26, 2020 14:40:07

Так этож прототип, там одно керпление железяка сварная усиленная, и то держится на соплях. Потом DC-DC на дофига мощность на стальных шпильках, в цехольчике да на дюралевой раме, над ним ещё одна понижалка, а там ещё одна макетка с мозгами, и поверх экран кстати тоже не лёгкий.
Могу сказать что это фигня по сравнению с весом проводов к рулю, поэтому и думаю разделить на отдельные блоки.

По экранам цветные ЖК кормить фигня дело, уверен на солнце в лучшем случае будет видно фигово, а скорее всего ничего. Вы бы вышли днём на снежок да сфоткали как оно, но лучше летом.
Поэтому ЖК или монохромы или E-ink, но они хрупкие и медленные, и ардуинкой их не подёргать, выжрут как минимум весь STM, разрешение у них большое.
Поэтому и взял обычный 12864, кстати уже коцнулся, а экранчик весит 75г. Возможно потом тоже стекло со шлейфом сделаю, но они дорогие, зато белые.

Помню как цветные ЖК на мобилках работали, да в общем никак. Обзоров тоже скорее всего нет, а то что есть под топовые мобилы. Что там в этих топовых мобилах непонятно, врятли экроаны для поделок такого качества.
Например OLED экранов цветных вообще не существует больше, есть только белые до 2 дюймов, а у мобилок и телевизовров они почемуто бывают.
Трансфлективных тоже не нашёл, вроде как для малины есть какойто экранчик, но опять же никаких гарантий.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Чт дек 31, 2020 13:03:37

Если нет хороших экранов для этого дела, может тогда просто поставить семисегментные индикаторы? На вывод времени/напряжения/температуры их будет достаточно, а плане читабельности на солнце они не хуже OLED будут... Да и по вибро-ударостойкости они гораздо крепче любых экранов.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Чт дек 31, 2020 22:30:58

Для открытой техники вроде мото, нужен экран работающий при внешнем свете. Но если на мото есть бесконечный источник энергии, то в случае с велом нет и его. Поэтому на мото можно ставить экраны с яркой подсветкой, главное чтоб яркости хватило.
Но думаю не стоит забывать и о размере экрана, если он будет мелкий, а у мота скорость огого, то всматриватся в такой экран небезопасно, иначе смысла в нём просто нет.

Сегментные светодиоды сейчас самые дешёвые индикаторы, их и так везде пихают. Энергию жрут, контраст на солнце так себе, зависит от угла расположения. Читабельно, но не очень хорошо.
Вообще есть и сегментные ЖК, просто они дороже и габариты не маленькие.

Сегментные ЖК есть в виде стекла с ножками, видимая площадь вдвое меньше. Самые маленький по типу dip14 и дальше больше. В общем подобное было ещё в союзе
https://aliexpress.ru/item/32772374400.html
Есть модульные ЖК, самый простой знаковый 1602, их недостаток большие рамки, и ещё они зеленоватые. Вот почти самый крупный из них матричный. (Ещё больший будет очень дорогой и редкий)
https://aliexpress.ru/item/32679226439.html
И самое компактное и современное это шлейфовые, на плату крепится рамка в которой лежит дисплей, а сверху надо както крепить корпусом прибора
https://aliexpress.ru/item/1005001926932878.html
В идеале под них и надо делать. Но они дороже, надо искать покрупнее, и обязательно корпус.

Ещё есть заказные сегментные ЖК которые часто и ставят во всякую технику. Они или с ножками или голое стекло на резинках или клееном шлейфе. Но купить подходящий чаще всего не получится, в лучшем случае они будут как запчасть к конкретному прибору и сегменты соответствующие, малоупотребимые в своих проектах. Такой проще выдернуть с готового прибора, но если что случится, запасной фиг найти.
Сколько стоит производство не знаю, даже для мелких серий никто их не заказывает.

Светодиодные хороши в кабине, на улице они ужасны даже по меркам цветных ЖК, хотя возможно более разборчивы. Просто из за неравномерности световода, при ярком свете, видны только светящиеся точки в центре сегментов, а кругом уродливые пластиковые сегменты которые не видно что светятся. В общем на любителя, но как мне это также паршиво как старые вроде АЛС321

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб янв 02, 2021 10:28:40

Все почему-то забывают, что можно сделать козырек над экраном.
Есть у меня несколько ЖК 1602, покрутил в руках - громоздкие, штыри эти металлические сзади.
У шлейфовых, судя по фото, безобразная подсветка.
Начну с TFT: потому что я с ним уже разобрался, он лучше всего встает в корпус.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб янв 02, 2021 11:24:13

1602 уже лет десять у меня работают в БК на руле. Надёжность подтверждена временем. Надо только яркость подсветки снижать. Очень уж по глазам бьёт ночью. Визор засвечивает. А днём ЖК виднее.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб янв 02, 2021 11:50:05

1602 уже лет десять у меня работают в БК на руле. Надёжность подтверждена временем. Надо только яркость подсветки снижать. Очень уж по глазам бьёт ночью. Визор засвечивает. А днём ЖК виднее.


А можно фото компоновки? Или как это на руле выглядит? Я да ж не представляю, как это можно компактно уместить.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб янв 02, 2021 13:20:11

Громоздко не громоздко. У меня пока все что нужно под экранами помещалось. Толщина платы вместе с экраном 6-7мм.
Изображение Изображение Изображение

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб янв 02, 2021 13:41:20

Нет, в гараж только из-за этого я не пойду. К тому же "на руле" это просто так сказано. На самом деле конечно же возле руля. Крепить на руль плохая идея. Экран с информацией будет всё время двигаться.
А вообще - двухэтажная компоновка. Никаких штырей. Вместо них короткий шлейф. Экран крепится к верхней части корпуса, а плата управления к дну.

Добавлено after 4 minutes 25 seconds:
У автора БК было так
Безымянный.jpg
(60.26 KiB) Скачиваний: 165

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Сб янв 02, 2021 22:17:48

Громоздко не громоздко. У меня пока все что нужно под экранами помещалось. Толщина платы вместе с экраном 6-7мм.

Под таким экраном - грех не поместиться ;-)
Спасибо за вдохновение, буду думать.

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Вс янв 03, 2021 03:46:05

Под таким экраном - грех не поместиться ;-)

3.5 дюйма. Так на втором фото на плате- радиомост с печатной антенной, контроллер, буферы, зарядка акумулятора, 2 джойстика, система питания и включения, регулировка яркости, и еще место осталось)
На первом фото аж 2 контроллера и можно освободить кучу места скомпоновав разъемы рядом. И это все дисплеи по 8080 подключены еще, а не по SPI.
Тут главное не боятся 0.2 дорожки травить)

Re: Связь бортового мото-компа с экраном на руле.

Чт янв 07, 2021 04:15:30

aaleksander, помню видел мотоциклы у которых щиток еле прикрывал бак, и даже засунуть голову в приборы не получилось бы, там это скорее был аэродинамический козырёк для больших скоростей, а скорее всего китайская хрень.
Вот там эту штуку можно было сделать даже непрозрачной и от ней как раз была бы тень, ну а лёжа на баке как раз было бы видно.

Вот только выходя на улицу даже в очках я ничерта не вижу, никакие козырьки там не помогут, на экранах мобилок чтото рассмотреть нереально, еле заметная картинка на чёрном пластике.
Не забываем что свет может быть с любой стороны, а чаще всего со всех.

И у модульных и у шлейфовых подсветка одинаковая, это пластина она же корпус светодиода в торце, и обклееная белым пластиком по периметру чтоб переотражался внутри, снизу тоже пластик отражающий на экран.
У них есть недостаток, на камеру больше подсвечена сторона со светодиодом, но в реале это не заметно.
Но этот светодиод там почти 3мм, это самая толстая часть пакета.

Но бывают экраны для мобилок, вот там световод из тонких плёнок , обычно сам же светодиод и рассеиватели, такие экраны тоньше, равномерность наверно тоже сравнимая с хорошими TFT с 4 CCFL мониками.
Но тут примеров не скажу, так делают цветные, у монохромных такой подсветки не видел.

Разок видел светодиод по такому принципу, ставился в подсветку логотипа ноута. Ну или чтото путаю и это всётаки был монохромный ЖК с парой каихто знаков для чегото специального офисного. Гдето на работе раздолбаное валялось.
Ответить