Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 18:53:20

Привет всем! Периодически доставали «земляные» помехи МК с ДАД. ПОЛНАЯ развязка проблему решила. Но схема разрослась до безобразия. Решил искать новые методы. Основная фишка –ДАД – должна быть сохранена. Покрутил башкой по сторонам, в надежде надыбать что-нибудь интересное.
Кто куды, а мы к зайцам. Решил поработать с аналоговыми коммутаторами. В результате получилась некая схема-гибрид. Основные узлы те же, что и в промышленных, но дьявол кроился в деталях… Схема под спойлером.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ («скорострелам» этот пункт можно пропустить – им надо быстро и они всё знают, не электронщикам и ленивым – тоже не надо). На транзисторах Q2 и Q1 собраны выделители, соответственно, положительной (первая) и отрицательной (вторая) полуволны. На транзисторах Q3 и Q4 собраны силовые ключи, управляющие соответственно, зарядом и разрядом конденсатора С4. По приходу положительной полуволны – он заряжается, отрицательной – разряжается. Импульс на искру можно выдать только при наличии на нём напряжения, т.е. в промежутке между метками. В остальное время конденсатор разряжен, и искра не может быть выдана.
Осциллограммы под спойлером.

На IC1.1 собран компаратор – повторитель отрицательной метки. Он по совместительству ключ обратного хода ГЛИН оборотов, имеющего на выходе конденсатор С6. Т.е. С6 медленно заряжается через R15, R17, а затем, по второй метке быстро разряжается. Обзовём этот сигнал – RPM.
Второй генератор «пилы» - ГЛИН УОЗ, работает так. При появлении напряжения на С4, т.е. между метками 1 и 2, он начинает работать. Напряжение на С4 возникает не мгновенно, а с фронтом, занимающим 0,5° на любых оборотах. Обзовём этот сигнал, как UOZ.
Конденсатор С8 быстро заряжается через узел предзаряда (Q5, VD2, VD3, R13, R14) до 1,5 V. На базе поддерживается напряжение около 2V. Диоды служат для термостабилизации каскада и динамической стабилизации зарядного тока. После предзаряда (форсажа), конденсатор С8 продолжает заряд через R12. По приходу метки 2, этот конденсатор разряжается через VD1, R9. Время форсажа занимает ещё 0,5°. Таким образом, минимальная задержка около 1° от метки 1.
На компараторе IC1.2 собран узел сравнения напряжений RPM и UOZ. Как только UOZ станет выше RPM, идёт сигнал на управление тиристором. Длительность управления формируется так. Сигнал управления сохраняется до начала метки 2. Затем по метке 2 разряжаются С6 и С8, причём из-за цепи R9-VD1, С8 разряжается медленнее. Напряжение на неинвертирующем входе компаратора после метки 2 в любом случае будет выше, формируя импульс управления около 200 мкс (зависит от R9). Поэтому длительность импульса управления будет равна времени до метки 2 и плюс 200 мкс, либо просто 200 мкс.
Для исключения «звона» в переходном режиме от управления между метками и по метке 2, компаратор переведён в триггер Шмитта резистором R19.
Кроме того, на сигнал RPM имеется вход от ДАД, работающего в диапазоне 0…4V. В схеме имеются 3 подстроечника: на обороты метки 1 (назовём RPM max), обороты метки 2 (RPM min) и на влияние ДАД. При настройке подстроечниками (по сопротивлению) и после проверки стробоскопом и обкатки, можно впаять постоянные резисторы и переключить перемычки на них.
СБОРКА. Подстроечники многооборотистые, перемычки – от компов. После настройки впаяйте постоянные резисторы, подстроечники подвержены вибрациям. Собрал на SMD, размеры платы 35 х 63. ДАД собрать из моей параллельной ветки «ФУОЗ + ДАД». Питание предусмотреть от +12V, на выходе – сглаженный сигнал 0…4V. В разъёме присутствует свободный 6-ой штырь для ДАД. В аттаче – лейка на плату.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВОК. Для «скорострелов» и других указанных выше категорий этот пункт также можно не читать. Прилагаю файл Экселя с вариацией параметров, рассчитывал много точек. Характеристики – линейные, чего более чем достаточно. В будущем промежуточные точки можно не высчитывать, достаточно только крайних. Экселя можно тоже в топку, это только для проверки разработки…



НАСТРОЙКА. Если у Вас мопед Дельта, то можете воспользоваться готовыми настройками на поле схемы. Скорее всего, у Вас другое мото, поэтому поступаем так.
1. НАСТРОЙКА RPM max. Определяем R15 по формуле: R15 = 134 850 / RPM max. Получим результат в кОм-ах. Настраиваем подстроечник, выставляя нужное сопротивление.
2. НАСТРОЙКА RPM min. Устанавливаем МикроКап версии 9 на комп и открываем прилагаемый мной в аттаче файл модели. Наблюдаем такую картинку (под спойлером).

Перестраиваем генератор V1под свою метку (тут больше писать, чем делать). ПРИМЕР: REPEAT FOR 3 0,0 60m/RPM,10 2448m/RPM,10 2568m/RPM,-10 4940m/RPM,-10 5000m/RPM,0 60000m/RPM,0 ENDREPEAT = повторить 3 раза T1,U1 T2,U2 T3,U3 T4,U4…… конец повтора, где T, U – точки с временем и напряжением. Длинная запись, так как у меня записаны фронты и спады сигнала.

В нижней части поля схемы в директиву «.define RPM ….» вбиваем нужный RPM min, и жмём кнопки: Анализ => Анализ переходных процессов. Выскочит окошко установок анализа. Жмём «Запустить». Начнётся построение графиков, нижний – обзорный, верхний - детальный. Смотрим положение импульса управления на верхнем графике.. Под спойлером – правильный и неправильный выбор R12.



Импульс должен проходить после метки 2 (синяя линия), не находиться на правом склоне красной линии, а красная, розовая и зелёная линии должны пересекаться в ОДНОЙ точке. Скорее всего, у Вас неправильно. Жмём: Анализ Переходных Процессов => Выйти Из Анализа. Меняем на схеме R12, повторяем анализ. Обычно уходит 5-6 замеров. Настраиваем подстроечник.
3. НАСТРОЙКА ДАД. Предварительно, подсоединив ДАД на мото и покатавшись под нагрузкой, посмотреть диапазон напряжений с него. Диапазон ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ с 0 и быть до около 4V. В МикроКапе, в define забиваем обороты в средней части нашего диапазона, ближе к RPM max. Запускаем анализ, отсчитываем задержку по верхнему графику (1 клетка = 1 градус на любых оборотах). Выходим из анализа. В МикроКапе подсоединяем проводком батарейку V3 имитатора ДАД, ставим её напряжение таким, что замЕряли на ходу. Повторяем анализ, и сопротивлением R17 в симуляторе добиваемся, чтобы задержка с ДАД увеличивалась на 4-5 градусов. Более точно, ваш зад потом подскажет.. Настраиваем подстроечник по сопротивлению.
4. Ставим на мото, стробоскопом проверяем сначала RPM max (обычно на 2-3 градуса уходит, подстраиваем его), а затем - RPM min. Тоже подстраиваем.
5. ДАД пока не подключаем, катаемся. Затем проверяем с ДАДом. Корректируем степень влияния. Очень удобно проверять на езде в небольшую горку.
6. Впаиваем постоянные резисторы, катаемся.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если мануалов нет и не откуда узнать обороты, то имейте ввиду – в среднем время горения бензина (нормальной стехиометрии) от вспышки до ВМТ – 2 мсек. Зная углы, можно легко посчитать обороты.

Катаюсь на новом зажигании 3 недели, мотался за моря на дикие пляжи, нареканий нет. Так что, ДАДу МК и нахер не впёрся. Всё предельно просто! Всё, пошёл пить пиво…
Вложения
Анал ФУОЗА ДАД.rar
Плата в lay, модель в МикроКапе, Эксель
(68.66 KiB) Скачиваний: 265
Последний раз редактировалось madi044 Пт июл 30, 2021 00:52:28, всего редактировалось 1 раз.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 22:10:52

Глядя на трассировку платы, сложно удивиться помехам.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 22:32:49

Глядя на трассировку платы, сложно удивиться помехам.
На этой плате помех нет. И да, на мопеде стоит ещё 3 контроллера, те иногда тоже с ума сходят (часы, температура/напруга/обороты, путевой). На путевом геркон был через массу мопеда, сделал опторазвязку -глюки ушли. Претензии китайцам?

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 22:44:12

Да фиг знает, к кому претензии, но так трассировать нежелательно. Могу нагло утверждать, как автоэлектрик, что опторазвязка там не нужна, а вот прочитать о правилах трассировки - очень нужно. И Вам просто случайно повезло, что оптика решила проблему, так как есть у меня предположение, что питание при этом не изолировано, верно?

http://caxapa.ru/lib/emc_immunity.html

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 23:01:55

Питание путевого компа батарейное, связь была по только по массе - от траверсы до крыла. Провод один, никому не повезло.. Резистор в колпачёк свечи решал проблему, но это не TCI, я не сторонник подобных методов. В этом зажигании опторазвязки нет, оно аналоговое. Помех нет. О какой плате с помехами идёт речь? Если про соседнюю ветку, где мастерил на МК, так там и UART конкретно так вылетал. Ссылка познавательная, но в момент искры через массу идёт 30-40А. Нормальненько так... Зажигание на МК в массовом производстве более дешёвое, чем аналоговое однако не особо их видно в стоках новой техники (массово).

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 23:21:22

Вы что-то смешали всё в кучу, я плохо улавливаю мысль... причём тут опторазвязка и аналоговое, считаете, что оптика только для цифры? это не так.
Выкидывающие "резистор из свечных проводов" - частые клиенты автосервиса.
В каком месте через массу в момент искры идет 30-40 ампер?
Вылет uart был от безграмотности, а не от условий применения.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт июл 29, 2021 23:35:58

А чего тут считать? Индуктивность первички 25 мкГн, кондёр 1 мкф, резонансная частота около 30 кГц. Считаем, получаем реактивность первички 5 Ом. В минимальном случае на кондёре 200 В, а то и больше. Вспоминаем Ома, получаем минимум 40 А за 33мкс. Авто и мото - разные вещи, в авто -ТСI, мото- CDI. В мото резисторы не применяют, так как режут мощность и так короткой по времени искры. В авто-наоборот. Давайте в этой ветке обсуждать только проблемы этой ветки - здесь описано аналоговое, Цифру я оставил в другой ветке, и вместе с ним все эти UARTы и помехи. Вы рассуждаете общими словами, но вот уже третий пост, а Вы так и не показали, хотя бы в общих чертах, на пальцах, что не так в трассировке. За плюс в рейтинг за работу - спасибо.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Пт июл 30, 2021 00:16:50

Ссылка выше более полезна, чем мои замечания.
1) Не закольцовывать землю по кругу, разделить на ту, которая для собственно электроники, и ту, которая от внешних датчиков.
2) Не заводить внешние датчики внутри.
2) Под смд-компоненты сделать нормальные контактные площадки.

И небольшое стилистическое и ненужное замечание: Вы постарались описать весь процесс работы, что достойно восхищения, но вот слово "кондёр"... как ложка дёгтя в бочке мёда.

А вообще, эту работу надо в статьи. Тут интересно.

За моё бла-бла-бла не по существу прошу прощения, но... TCI и CDI не определяют тип транспорта, а помехоподавители на свечах в мото есть (не на всех, это да, но есть) ;)

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Пт июл 30, 2021 00:45:04

Вот, уже толково и по делу. Внешние датчики сильноточные, помехи вроде как и не страшны. Под смд компоненты сделал разводку в спешке, размещение выполнено, контактные площадки нетрудно проставить. Можно также и обратный слой фольгированный оставить, но это зажигание всё на конденсаторах, там и не особо микросекундные помехи пролезут. Сейчас катаюсь на опытном экземпляре, потом сделаю нормально. Замечания по разводке приняты. Кондёры исправил.За последний абзац -разговор о статистике, а исключения везде бывают...
ПС А как этой теме статью пришить? :)))

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Пт июл 30, 2021 00:55:01

Кнопка справа в главном меню "Моя шерсть", там кликнуть на "мои статьи", дальше будет понятно. Но не прикрепить получится, а написать там заново. А вот потом прикрепить к статье ссылку на эту ветку, для обсуждения.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Пт июл 30, 2021 01:21:28

Да, на досуге как-нибудь напишу. Статья будет в 2 раза больше. Полномочий у неё вроде как побольше.Чтобы не утомлять, писал не всё. "Дъявольских деталей" насчитал более полудюжины, несколько - в сериях AF. Тем более, что универсальностью там не пахнет - у каждого мотора свои метки.И потом , здесь управление переделано под BT151. Он по управлению на порядок больше жрёт родных. В штатных схемах его управление невозможно, так как питается от конденсатора малой ёмкости, ну или затягивать углы будет по времени. Может, нарисую схему под оптику - она с одной стороны проще в 1,5 раза, но надо применять одновибратор на NE555. Набросок есть. Резисторы подстройки можно выкинуть, оставить штыри - но это на любителя.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Вс авг 01, 2021 08:29:25

Кому габариты хочется поменьше - двухсторонняя печатка. На предыдущей, кстати, забыл дорисовать резистор на 1М (в цепи ОС компаратора), в процессе наладки возникла необходимость, допаивал прямо на выводы компаратора. Без него отличия увидите только на осциллографе, в районе оборотов по метке 2. На езде не ощущается. В первом посту, на картинке под спойлером - там, где идёт правильная/неправильная настройка R12. Так вот, в картинке, где надпись "R12 надо увеличить", в сигнале управления виден короткий провал - R19 его убирает. Сорри, информации было много, за корректировку забылось как-то сразу.
Вложения
_Плата.rar
2-сторонняя, .lay
(25.45 KiB) Скачиваний: 199

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Вс дек 19, 2021 09:56:48

Аппну немного тему, люди спрашивают... Параметры генератора-имитатора в Микрокапе не указал...
Перестраиваем генератор V1под свою метку (тут больше писать, чем делать). ПРИМЕР: REPEAT FOR 3 0,0 60m/RPM,10 2448m/RPM,10 2568m/RPM,-10 4940m/RPM,-10 5000m/RPM,0 60000m/RPM,0 ENDREPEAT = повторить 3 раза T1,U1 T2,U2 T3,U3 T4,U4…
Откуда брать значения?
Это программирование генератора в Микрокапе. Если у Вас метка длиной 15 градусов и начинается за 30 градусов до ВМТ - то ничего переделывать не надо. При просмотре, когда Вы настраиваете - Вы меняете обороты в минуту -RPM. В соответствии с заданным Вами RPM синхронно перестраивается и генератор -для этого в строчку программирования генератора вбит знаменатель RPM - это переменная. Разбираем строчку по частям:
REPEAT FOR 3 ...... ENDREPEAT -количество повторов того, что напрограммировали, здесь стоит 3 раза, можно поставить больше, можно меньше. Если один раз - этот фрагмент не добавляем.
Далее через запятую идут параметры: время1, уровень1 время2,уровень2...... времяN,уровеньN. Каждая пара параметров отделяется пробелом. Примем RPM=1000 об/мин - легче показать и считать... Отсчёт времени идёт от нулевой точки, а не от предыдущей.
0,0 - нулевая точка: время=0, напряжение=0
60m/RPM,10 - время=60m/1000=60u, напряжение=10В ---- Это нарастание сигнала (фронт) за 60мкс до 10 Вольт
2440m/RPM,10 - удержание сигнала на уровне 10 В до времени 2440m/1000=2,440 m
2560m/RPM,-10 - спад сигнала с +10 В до 0, а затем и до -10 В до времени 2,560m. Т.е. время спада будет 2,560-
2,440=0,12m= 120u. 60 мкс с+10 до нуля и 60 мкс - с нуля и обратно до -10В.
4940m/RPM,-10 - удержание сигнала на -10 В.
5000m/RPM,0 - спад сигнала с -10 до 0 до времени 5m.
60000m/RPM,0 - пауза (напряжение=0) до времени 60 m.
При этом сигнал занимает 5m/60m = 1/12 оборота=30 град. А обороты : 1/60m=16,7 Гц=16,7 об/сек=1000 об/мин. Что мы и задавали в RPM. Подробно можно посмотреть в мануале к Микрокапу. Время фронтов спадов можно менять, но малым сильно нельзя делать - это будет не реально.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Чт янв 20, 2022 20:59:25

Привет, так и не смог запустить данную схему. Мотор заводится но работает на максимальном уоз, у меня это 25 градусов до вмт во всем диапазоне оборотов. Регулировки ничего не дают. ДАД тоже не вносит ничего ровным счетом. Метка стоит как вкопаная :( . Все перепроверил 100500 раз.

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Вс янв 30, 2022 00:11:55

все дело было в неправильной фазировке датчика, но я это понял когда собрал другой фуоз, этот проверю позже

Re: Аналоговый ФУОЗ + ДАД

Пн фев 21, 2022 19:40:01

... Все перепроверил 100500 раз...

...все дело было в неправильной фазировке датчика...

Долго, однако, меня здесь не было. Болел... С фазировки надо было начинать, в теме писал - проверка плоскогубцами и светодиодом... Отличие в схеме только в том, что углы не фиксированы, а настраиваемые... Ну и ДАД примастырен туда же... ДАД влияет не только на динамику (разгон/торможение), но и на статическую нагрузку (мешок и нажопник на мопеде).. Товарищам с соседней ветки стОит обратить на это внимание - на видео это не указывалось..
Ответить