Обсуждаем электронику на колесах. Нужен увлажнитель воздуха для Камаза? Вам сюда.
Ответить

Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Вт сен 25, 2012 23:47:44

Для тренировки автомобильного АКБ рекомендуют провести несколько циклов заряд/разряд. С зарядкой проблем нет. Любой зарядник с авторежимом делает это без участия человека. А вот с разрядкой проблема: АКБ рекомендуют разряжать на нагрузочную лампочку 12V 21W до напряжения 10,5v. Так вот, следить за напряжением отключения я решил предоставить электронике. Описание конструкции тут: https://www.evernote.com/pub/spassky_nick/construction
Вчера прошел первый удачный разряд.

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Ср сен 26, 2012 12:06:46

Можно проще и надёжнее. Лет 6 назад я публиковал на телесистемах схему узла, по которой ув. Леонид Иванович написал потом статью
http://digit-el.com/files/circuits/accoff/accoff.html
Эта схема применяется в разработанном мною ИИП для промышленного оборудования. Выпускается серийно.

Вам достаточно будет подключить нагрузку к конт. "+12В", аккумулятор к "+АСС" и кнопку без фиксации или конденсатор для начального запуска между "+АСС" и "ON"
Диод D1 в Вашем случае не нужен, его можно закоротить.
Номиналы резисторов можно пересчитать исходя из имеющихся в наличии

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Ср сен 26, 2012 20:16:15

Не забудьте, что сразу после окончания разряда батарея должна быть заряжена! Даже пара часов простоя разряженной батареи может дать заметную сульфатацию...
Я бы, например, паралельно схеме разряда релюшку поставил, чтобы, как только разряд прекратился, её контакты включили зарядное устройство... :dont_know:

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Ср сен 26, 2012 21:39:22

Для koyodza
Приведённая Вами схема вполне заслуживает внимания. Однако, не доверяю я мосфетам в цепях, подключенных к свинцово кислой АКБ. В случае пробоя мосфета, пожар, взрыв, выход из строя АКБ и пр. обеспечен.
Второй неприятный момент - схема требует обязательного соблюдения полярности подключения к АКБ. В случае ошибки подключения, проблем не избежать.
Третье - наличие пусковой кнопки. В гаражных условиях (масло, грязь) микрокнопки быстро мрут. Придумывать какую-то конструктивную защиту - овчинка выделки не стоит.

Все перечисленные недостатки несущественны и предложенный вариант вполне можно считать достойной альтернативой.

Для as:
Была идея подключить к нормальнозамкнутому контакту реле зуммер. Вполне подошел бы зуммер повторителя поворотника, но свободного не оказалось в ниличии. Цеплять ЗУ к нормальнозамкнутому контакту я бы не стал, хотя, это вполне возможно. В литературе по тренировке АКБ всречаетя еще способ тренировки заряд/разряд в соотношении 4/3 с периодом 5 мин. Но это уже будет другая конструкция :)

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Ср сен 26, 2012 22:24:04

Николай_С писал(а):В случае пробоя мосфета, пожар, взрыв, выход из строя АКБ и пр. обеспечен

Жуть. С какой радости? :shock: Очередная ЛПП от автоэлектриков :)))
Николай_С писал(а):схема требует обязательного соблюдения полярности подключения к АКБ. В случае ошибки подключения, проблем не избежать.

Это легко решается в даном случае.
Николай_С писал(а):Третье - наличие пусковой кнопки.

Вместо пусковой кнопки может быть конденсатор. Тогда запуск происходит в момент подключения аккумулятора. Зато в отключенном состоянии потребление схемы составляет доли мкА, в Вашей схеме это несколько мА
Можно перенести R2 с выхода на вход и добавить ещё один резистор для получения гистерезиса, тогда схема будет сама включаться, если напряжение выше порога включения, и отключаться, если ниже порога отключения, но в отключенном состоянии будет немного потреблять. Хотя всё равно меньше, чем Ваша

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Чт сен 27, 2012 10:13:04

koyodza писал(а):Можно перенести R2 с выхода на вход и добавить ещё один резистор для получения гистерезиса, тогда схема будет сама включаться, если напряжение выше порога включения, и отключаться, если ниже порога отключения,

Если не сложно, нарисуйте, пожалуйста.

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Чт сен 27, 2012 11:59:22

Включается примерно при 13,2В и выше, отключается около 9,5В и ниже. Для других порогов номиналы можете пересчитать самостоятельно.
При подключении обратной полярностью просто пропускает на выход то что есть на входе минус падение на встроенном в Q1 диоде
Вложения
acc21.gif
(15.27 KiB) Скачиваний: 1564

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Чт сен 27, 2012 21:00:48

koyodza писал(а):При подключении обратной полярностью просто пропускает на выход то что есть на входе минус падение на встроенном в Q1 диоде

В том то и засада!
Если в качестве запуска использовать конденсатор, то при неправильной полярности включения схемы, отследить это будет невозможно, и АКБ будет разряжена в ноль.
Решением проблемы может быть применение диодного моста, включенного между АКБ и схемой. Но при этом ток, протекающий через нагрузку, будет протекать и по мосту, нагревая его. В результате, немного снизится точность срабатывания отключателя.

По поводу тока, потребляемого схемой в выключенном состоянии:
Потребление составляет 5-10мА, что сравнимо с током утечки АКБ. Этот параметр совершенно не критично в данном случае.

P.S. Сегодня закончился второй цикл разряда. По замеру времени разрядки, АКБ увеличила свою емкость примерно на 5%. Завтра прогоню еще цикл и на этом, наверное, закончу тренировку.

Результаты тестироания.

Вс окт 14, 2012 20:01:48

После тренировки почти новой АКБ, пролежавшей год без зарядки и с напряжением на клеммах 9,5В, её емкость удалось поднять до паспортной! Очень неплохой результат!

Далее, решил потренировать АКБ, проработавшую 4 года в автомобиле в нормальном режиме. При первом разряде её ёмкость была 12,5 А/ч. После трёх циклов тренировки она упала до 10 А/ч. Вывод напрашивается сам собой.

Re: Результаты тестироания.

Пн окт 15, 2012 15:55:36

Николай_С писал(а):Далее, решил потренировать АКБ, проработавшую 4 года в автомобиле в нормальном режиме. При первом разряде её ёмкость была 12,5 А/ч. После трёх циклов тренировки она упала до 10 А/ч. Вывод напрашивается сам собой.

уж не кальций ли у вас???

Re: Результаты тестироания.

Пн окт 15, 2012 20:32:07

странNik писал(а):уж не кальций ли у вас???

Что Вы имеете ввиду?

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Пн окт 15, 2012 22:50:14

ну АКБ свинцовая? или кальциевая ,или гибрид?

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Вт окт 16, 2012 19:03:43

Интересно, почему в инструкции по эксплуатации некоторых батарей жирным шрифтом написано контрольные и тренировочные циклы не допускаются! ?
(в моём случае это были китайские AGM...)

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Ср окт 17, 2012 23:45:08

странNik писал(а):ну АКБ свинцовая? или кальциевая ,или гибрид?

Ессссно, свинец. Tuborg.

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Чт окт 18, 2012 16:41:02

свинец так упал после тренировки??? странно...
значит не те параметры заряд-разряд были подобраны

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Пт окт 19, 2012 22:03:31

странNik писал(а):свинец так упал после тренировки??? странно...
значит не те параметры заряд-разряд были подобраны

Просто из его 62 А/ч ёмкости осталось всего 12. Ему просто уже кранты!

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Пт окт 19, 2012 23:51:29

Николай_С писал(а):Просто из его 62 А/ч ёмкости осталось всего 12. Ему просто уже кранты!

и это вы называете
Николай_С писал(а): АКБ, проработавшую 4 года в автомобиле в нормальном режиме.

получается постоянный недозаряд и наверное на зарядку с авто не снималась?
при нормальном АКб в два раза дольше служат,если не левак и не брак.

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Вт окт 23, 2012 23:48:40

Каюсь.
За все 4 года не заряжал ни разу.
Вернее, заряжал один раз, когда отпал разъем на индикаторную лампу, а без неё не включилось возбуждение генератора. АКБ тогда сел так, что даже бендикс не срабатывал. Но зарядил сразу же, потому на его ёмкости это не сказалось.
Занялся тренировкой только потому, что при полностью заряженой АКБ оставил на 3 часа габариты (~50Вт). Бендикс и в этот раз не сработал.

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Ср ноя 28, 2012 08:02:29

В ходе эксплуатации устройства, оказалось, что с его помощью можно точно измерить остаточную ёмкость АКБ. Достаточно замерить время (в часах) горения лампочки и умножить на потребляемый ею ток. Если угодно, можно параллельно лампочке подключить электро-механические часы.

Re: Разрядник для тренировки АКБ автомобиля

Пт ноя 30, 2012 12:06:36

Собираем Выпрямитель - Дисульфататор, Выставляем ток заряда и ток разряда (и всё это происходит одновременно ,то есть заряд (верхняя полуволна) ,разряд (нижняя полуволна ) и поехали с частотой 50 герц ! :music:
Ответить