РадиоКот >Лаборатория >Цифровые устройства >

Теги статьи:

Сигнализатор неубранной панели автомагнитолы.

Автор: @ndrey
Опубликовано 01.01.1970

2008

Не так давно я продал добрый, старенький Volkswagen Golf – 2. Служил он мне долго верой и правдой. Практически не ломался. Но было одно «НО» - его по возрасту никто не желал застраховать по КАСКО. И случилось так, что у меня из авто украли панельки от автомагнитолы, причем 2 раза. В первый раз все обошлось малой кровью, а вот во-второй я лишился стекла на двери автомобиля. Вот тогда-то и вкралась в мой мозг мысль сделать какой-то сигнализатор неубранной панели. Выход оказался достаточно прост. На всех сигнализациях имеется 2 входа для подключения датчиков дверей – один вход используется при подключении датчиков к корпусу автомобиля (большинство), второй - при подключении датчиков к плюсу питания. Причем, оба эти входа работаю одновременно и реагируют одинаково. Вот я и подумал: «А что, если к «плюсовому» входу подключить 12V через микропереключатель. Установить этот микропереключатель так, чтобы он срабатывал при установке панели автомагнитолы, и подавал напряжение 12V на «плюсовой» вход сигнализации»? Сказано – сделано. В реализации этой идеи возникла только одна трудность – как-то нужно установить микропереключатель, чтобы он работал нужным образом. Но руки есть, голова тоже на месте, поэтому сделал. Система работала замечательно: если при постановке на охрану на «плюсовой» вход сигнализации подано 12V (панель стоит в автомагнитоле), то сигнализация подаст не привычный один сигнал, а три раза «крякнет», предупреждая автовладельца, что что-то не так: то ли дверь не закрыта, то ли багажник, то ли не убрана панель автомагнитолы. И вот, когда пришло время поменять автомобиль, я с огорчением обнаружил в договоре со страховой компанией пункт, что страховая компания не несет ответственность за кражу съемной панели автомагнитолы из автомобиля. Ну вот, пришлось вновь делать такое устройство. Однако, меня поджидала одна приятная неожиданность: в новой сигнализации имеется функция запирания дверей во время движения автомобиля, которая не срабатывает, если хоть одна дверь была открыта. А так как датчик панели подключается хоть и к «плюсовому» входу, но на вход для дверей, то система «думала», что двери открыты и не запирала их на скорости. И вот тогда-то я и решил сделать достаточно интелектуальное устройство.
В качестве мозга для устройства решил применить микроконтроллер AVR. Алгоритм работы следующий: когда выключается зажигание, система проверяет, убрана ли панель. Если панель не убрана, на вход сигнализации подаем сигнал и ждем постановки на охрану. Далее, во время постановки на охрану сигнализация подает три сигнала – что-то не в порядке, устройство ждет 5 секунд и снимает сигнал со входа сигнализации. Если через 10 секунд после этого водитель не отреагировал на предупреждение сигнализации, то устройство вновь подает сигнал на одну секунду – сигнализация срабатывает. Если водителю оказывается недостаточно и этого, то сигнализация после одного цикла звукового сигнала переходит в режим ожидания согласно своему собственному алгоритму, при этом двери встают под охрану. Ежели при постановке на охрану устройство обнаруживает, что панель убрана, то устройство отключает само себя от питания , при этом на сигнализацию не подается никаких сигналов.

Схема

Устройство собрано на ATTiny13, схема спроектирована с учетом наибольшей простоты, за исключением нескольких цепей:
1.C1, C2, L1 – простейший фильтр помех от бортовой сети.
2.D1, R1, R5, D4 – цепь входа напряжения питания после замка зажигания. Служит для запуска и работы устройства только после включения зажигания.
3.D2, R2, верхний транзистор сборки Q1 – цепь поддержания питания при выключении зажигания. После окончания работы алгоритма на PORTB.4 микроконтроллера устанавливается высокий уровень, транзистор запирается и схема обесточивается. Тем самым обеспечивается отсутствие потребления тока в режиме ожидания.
В связи с тем, что в наличии была транзисторная сборка с разными транзисторами в составе, то выход устройства я подключил не на «плюсовой» вход сигнализации, а на «минусовой», параллельно датчикам дверей.
Печатная плата была разработана специально под посадочное место моего автомобиля (прямоугольное отверстие в плате), с учетом имеющихся деталей и с учетом легкости разводки печатной платы (применены элементы, как для обычного монтажа, так и для поверхностного).


Микропереключатель – наш, русский МП9-Р1. При повторении схемы можно применить аналогичные по характеристикам детали. Диоды D1 и D2 – любые выпрямительные или диоды Шоттки для уменьшения падения напряжения на них. Впрочем, это не существенно. Резисторы R1 и R5 необходимо подобрать таким образом, чтобы при изменении бортового напряжения в пределах 11-14, 5V на PORTB.0 микроконтроллера было подано напряжение логической единицы.
Для того, чтобы обеспечить мягкость переключения и для увеличения штока я применил термоусаживающюуся трубку. Чтобы трубка не слетела со штока, конец последнего был предварительно обработан надфилем, как на фото. Затем трубку надел на шток, нагрел и быстро, пока она не остыла, зажал шток вместе с трубкой в тисках. После остывания трубка приобрела приплюснутую форму и необходимую жесткость. После установки устройства на место, трубку можно укоротить до необходимой длины.


В схеме не предусмотрено места для разъема последовательного программирования ISP. Селано это сознательно. Во-первых, занимает место на плате. Во-вторых, при разводке печатной платы практически всегда необходимо использовать двухсторонний монтаж, а это сложнее в изготовлении. Ну и в-третьих, я пользуюсь специальными переходниками для ISP-программирования. На фото один из них, предназначен для программирования ATTiny13/15 и AT90S2323.

На фото ниже виден шток датчика.


При установке панели шток не заметен. Можно было бы поступить проще: на некоторых автомагнитолах уже имеется датчик присутствия панели. Нужно просто разобрать автомагнитолу, прозвонить, к какой цепи подключен датчик, подпаяться к нему через развязывающие диоды с целью исключения влияния устройства на схему автомагнитолы и вывести провода наружу. Но я устройство разрабатывал, когда у меня автомагнитола была на гарантии, поэтому решил поставить отдельный датчик.

Файлы:
Схема и проект в Proteus
Исходник и прошивка

Вопросы, как обычно, складываем тут.